Друзья !
Мне бы хотелось говорить не о участниках, о них и я и Вы уже много говорили. Поговорить бы мне хотелось о программах конкурса ! Да, музыка Чайковского и Рахманинова, западноевропейских классиков необходима. Необходимо представления музыки разных музыкальных направлений. Но я считаю, что на конкурсе им.П.И.Чайковского необходимо исполнять также и музыку наших современников и, прежде всего, российских композиторов. Вот, например, Сон Йол Юм исполнила сочинение Николая Гиршевича Капустина Вариации ор. 41. Увы, но ни один из российских конкурсантов не решился исполнить какое-либо из произведений русского гения. Я не хочу говорить об обязательной пьесе, которую написал Щедрин для конкурса. Простите, но Щедрин и Капустин - это как "земля и небо". И почему, собственно, Щедрину поручили писать пьесу для конкурса ? Потому, что он в хороших дружеских отношениях с Гергиевым ? Есть талантливые композиторы, которые могли бы принимать активное участие в развитии конкурса создав для него музыкальные произведения. Да, конечно, музыка Чайковского должна звучать на конкурсе т.к. он все-таки носит его имя, но не в таком количестве. Зачем конкурсанты заполняют свои программы целом рядом мелких пьес П.Чайковского, когда по одной пьесе уже видно насколько они способны чувствовать эту гениальную музыку (?) Вот, например, в программе 1-го тура у той же Сон Йол Юм значится:
Л. ван Бетховен. Соната № 32 до минор, соч. 111
П. И. Чайковский. «Вальс» из цикла «Двенадцать пьес средней трудности», соч. 40, № 10
П. И. Чайковский. «Ноктюрн», соч. 10, № 1
П.И. Чайковский. «Полька» из фортепианного цикла «Детский альбом» ор. 39
П.И. Чайковский – С. Фейнберг Скерцо из Симфонии № 6
Что, конкурс Чайковского - это рычаг для популяризации музыки Чайковского ? По-моему это и так один из самых исполняемых композиторов в мире. Все-таки этот конкурс, как мне представляется, д.б. более широким в стилевом репертуаре, где конкурсанты показывают универсальное (и не очень) владение музыкой различных стилевых направлений, художественных авторских миров. Здесь же получается несколько однобокая программная направленность, не позволяющая сделать полный обзор исполнительского мастерства конкурсантов. В программах конкурса, на мой взгляд, необходимо сделать акцент на основных вехах музыкальной истории: Барокко, Классицизм, Романтизм (ранний или средний и поздний) включая музыку русских классиков, импрессионизм, музыки 20 и 21 века с опорой на музыку отечественных композиторов - музыкой универсальных авторских стилей. Тем самым, конкурс не только стал бы более разнообразным по музыкальной полноте и насыщенности, но и показал более объективную картину исполнительской универсальности конкурсантов.
Ваши мнения !