XIV Международный конкурс им.П.И.Чайковского (пианисты). Разбор полетов.

  • Автор темы antares
  • Дата начала
A

antares

Guest
Помнится, раньше на конкурсе Чайковского пианисты во втором туре (помимо европейского сочинения крупной формы (или цикла), крупного русского сочинения, обязательной пьесы, сочинения своей страны... а в некоторых конкурсах была ещё одна из сонат Прокофьева, в других - прелюдия и фуга Шостаковича) непеременным образом играли на выбор - Большую сонату Чайковского, Вариации ор.19 или "Думку".

Мне не кажется, что для конкурса Чайковского достаточно "одной пьесы Чайковского".
Согласен. Программы должны быть разнообразны, я бы сказал, контрастны в стилевом плане. И что это за музыкальный конкурс 21 века, без музыки талантливых авторов настоящего времени (?) Да, в конкурсе д.б. определенная "программная схема", но все-таки нужно уходить от анахронистических штампов, сохраняя, при этом, традицию конкурса, говорю лишь о расширении репертуара в программах. Щедрин ? Ну а что Щедрин ? Я не понимаю, зачем нужно навязывать пьесу Щедрина в качестве обязательной ? Я понимаю, скажем, 1-й концерт П.Чайковского, где в рамках данного конкурса это вполне логично. Я полагаю, что не должно быть никаких обязательных пьес за исключением основополагающей в финале - 1-й концерт ПИЧа и мелкой или крупной формы в середине конкурса. Что касается всего остального принципа отбора музыкальных произведений конкурсантов, то необходима обязательное соблюдение выработанной и четко прописанной "программной схемы", а конкретную музыку конкретных авторов должны отбирать сами конкурсанты по своему личному усмотрению. Скажем, для программы обязателен показ крупной формы музыки классицизма, то почему обязательно Моцарт ?

На деле же, в программах минувшего конкурса программы не всегда мне представлялись логичными, разнообразными, контрастными, а в результате, таких конкурсантов скучно было слушать. Благо, Сон поразила игрой музыки Н.Капустина. А я вот уже говорил, что помимо 1-го концерта Чайковского можно ведь исполнять не только 2-й или 3-й Рахманинова или его Рапсодию, а можно, к примеру, исполнить 4-й Капустина или 4-й Довганя или еще какой эффектный концерт (в т.ч. малоизвестный) композиторов 20-21 века.Почему бы не показать, скажем, концерт Равеля или Пуленка - музыка достаточно выразительная и яркая.
 
A

antares

Guest
В смысле репертуара.
Не смотрел программы этого конкурса т.к. за ним не следил. Но если Вы более осведомлены в проведении конкурса им.Шопена, то проведите пожалуйста параллели, а то становится непонятной Ваша позиция.
 
L

lerit

Guest
Не смотрел программы этого конкурса т.к. за ним не следил. Но если Вы более осведомлены в проведении конкурса им.Шопена, то проведите пожалуйста параллели, а то становится непонятной Ваша позиция.
Вся программа конкурса - только Шопен!
 
L

lerit

Guest
А я вот уже говорил, что помимо 1-го концерта Чайковского можно ведь исполнять не только 2-й или 3-й Рахманинова или его Рапсодию, а можно, к примеру, исполнить 4-й Капустина или 4-й Довганя или еще какой эффектный концерт (в т.ч. малоизвестный) композиторов 20-21 века.Почему бы не показать, скажем, концерт Равеля или Пуленка - музыка достаточно выразительная и яркая.
Вы не думаете об оркестре. Это ж он должен выучить свою партию в концертах Капустина или Довганя, которые практически не исполняются. Тут даже в канонических концертах столько оркестровой лажи, что и не сосчитать. Да и, честно говоря, не верю я, что кто-то из конкурсантов выберет такие концерты для финала, если, конечно, заведомо не обрекать себя на поражение. Значит, добросовестный оркестр потратит кучу времени ни на что...
 
U

usman

Guest
Щедрин ? Ну а что Щедрин ? Я не понимаю, зачем нужно навязывать пьесу Щедрина в качестве обязательной ? Я понимаю, скажем, 1-й концерт П.Чайковского, где в рамках данного конкурса это вполне логично. Я полагаю, что не должно быть никаких обязательных пьес за исключением основополагающей в финале - 1-й концерт ПИЧа и мелкой или крупной формы в середине конкурса.
Вы, видимо, немного не в курсе. Для каждого крупного конкурса (за исключением, может быть, Шопена - где все выступления состоят из произведений одного композитора) пишется обязательная пьеса. Пишется "сейчас" - т.е. непосредственно перед конкурсом. Смысл в том, что её нужно оперативно разучить всем участникам (ноты высылаются за определённый - не очень большой - срок), и необходимо полностью исключить вероятность, что кто-то когда-то мог её играть раньше - поэтому пишется "свежак".

1 концерт Чайковского, кстати, обязательной пьесой не является. Конкурсант обязан исполнить один из концертов Чайковского (№1 или №2). Почему-то все предпочитают Первый... :roll:
 
A

antares

Guest
Можно и среди композиторов устроить конкурс на написание произведения для конкурса.Мне кажется, что желающих будет достаточно и в нашей стране и за рубежом.
Вы читаете мои мысли :) Это было бы хорошим стимулом к творчеству и в первую очередь для отечественных композиторов (в т.ч. для молодых и "нераскрученных", что называется !)


Вот именно - конкурс ИМЕНИ Чайковского. И его музыка обязательно должна быть представлена и достаточно широко. И призы за её лучшее исполнение тоже НЕОБХОДИМЫ,а иначе и конкурс можно переименовать.
Я считаю, что вполне достаточно обязательного 1-го концерта в финале и пара мелких пьес (на личный выбор конкурсанта) или сонаты. По поводу дополнительного приза за талантливое исполнение музыки П.Чайковского соглашусь. Странно, что есть спец. приз за исполнение музыки Щедрина и нет специальной награды за музыку Чайковского. Все-таки премии на минувшем конкурсе вручаются за их исполнительское мастерство проявленное не только в игре музыки Чайковского. Поэтому совершенно не логично отсутствие специальной премии за музыку П.Чайковского.

И от себя: менеджмент конкурса, мягко говоря, не очень хорошо поработал со спонсорами. На конкурсе можно было бы вручать призы от звукозаписывающих компаний, от радиостанций (того же "Орфея") Этому можно поучиться у организаторов всевозможный поп-конкурсов (как бы ни относиться к их содержательной части, но с организацией он часто бывают на высоте) .
Поразительно ! Как говорили СМИ, минувший конкурс финансировался по "высшему разряду", но на что тогда пошли все выделенные средства ?

Кстати, а сколько составляет 1-я премия на конкурсе им.ПИЧа в денежном эквиваленте ? И еще... По поводу поп-конкурсов, если кто в курсе, сообщите, сколько составляла премия, скажем, на минувшем "Факторе А" :) ? Интересно было бы сравнить и придти к пониманию того, насколько актуальным сегодня является исполнительское искусство, да и вообще, академическая музыка.
 
A

antares

Guest
Вся программа конкурса - только Шопен!
Ужас !

Шопен гений ! Но его музыка - это уже классика, а превращение ее в "музыкальный реликт" - дело неблагодарное. М.б. устроители этого конкурса ставят перед собой цели найти истинных "шопенистов" :) ? Не знаю, если такие цели, то они мне представляются мелкими. Положим, конкурс им.Шопена отбирает и награждает талантливых исполнителей музыки Шопена, а другой пианист, который никогда не участвовал в этом конкурсе и не собирается в нем участвовать своей игрой музыки Шопена поразит весь мир. Ну и в чем тогда смысл конкурса ? В чем его цели и задачи ? А если говорить о популяризации музыки Шопена, то еще раз повторю, что его музыка в этом вовсе не нуждается.
 
A

antares

Guest
Вы не думаете об оркестре. Это ж он должен выучить свою партию в концертах Капустина или Довганя, которые практически не исполняются. Тут даже в канонических концертах столько оркестровой лажи, что и не сосчитать. Да и, честно говоря, не верю я, что кто-то из конкурсантов выберет такие концерты для финала, если, конечно, заведомо не обрекать себя на поражение. Значит, добросовестный оркестр потратит кучу времени ни на что...
А почему на поражение ? Корейцы, китайцы, японцы играют сложнейшие в техническом плане вещи - вот Вам и прямая конкуренция. Ну а если кто-то из конкурсантов не потянет, то кто же виноват-то :) ? Если то или иное произведение "не по рукам" конкурсанту, то он вправе выбрать то, с чем он справится. Ну а если кто-то из конкурсантов возьмет более яркую и эффектную музыку и произведет бОльшее впечатление, то для многих конкурсантов это станет хорошим уроком (в назидание !). А если оркестранты не умеют играть или играют плохо, то таких музыкантов надо увольнять из оркестров и брать тех, кто владеют своей прямой специализацией.
 

Пользователи онлайн

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху