Волшебная сила искусства

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#31
Спасибо....огромное...
Некоторые строчки - до слёз...
А коробок со спичками, оказывается, более распространённый помощник в занятиях, чем думала до сегоднящнего дня)))
И сама с ним занималась, и с учеником любимым пользовались))))
Так что, с днём учителя нас))))
 

Viktoriya

Участник
#32
А собравшись вместе, мы обязательно поем " Слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою". Алёнка старательно выводит первым голосом, вторым подстраиваться мне сам Бог велел, Санька, её муж, терзает гитару джазовыми синкопированными аккордами, нарушая всю задушевность, но и внося одновременно современный драйв и нерв в безутешное ретро. Дойдя до строчек " Старые друзья, в Вас я узнаю" ,не сговариваясь , мы все начинаем хохотать, нужно же было Александру нам рассказать этот старый музыкальный анекдот. Народники дают шефский концерт в мужской колонии. Солист исполняет Вечернюю песню Соловьева - Седого , подражая Льву Лещенко. Глубокомысленные покачивания головой, руки в дружеской готовности обнять весь мир, шаг к краю сцены- "Старые друзья, в Вас я узнаю беспокойную юность свою...."
С Санькой мы из одной Альма - Матер, только он народник, я- теоретик, и разошлись наши годы учёбы на пару лет. А даже если бы и совпали, народники с теоретиками никогда не дружили: слишком большой диапазон претензий и самомнения у тех и других. Но беспардонный пресс учебной части:
" вы самые дорогие студенты страны, помните об этом каждый раз, прогуливая занятия",- похоже, испытали одинаковый.
- Вас гоняли с шефскими концертами?
- Ну, да! А откуда бы я Вам рассказал про колонистов.
- И у меня была лекция шефская. В мединституте.
Мой позор и провал. Пришло время вспомнить. Отказаться от этой лекции просто не приходило в голову. Долг перед государством за бесплатную учебу достиг гипертрофированных размеров и грозил перерасти в хронические комплексы: возвращать его частями уже было делом чести.
- поедешь в Медицинский и прочтёшь там лекцию о музыке.
- О чём?
- Выбери сама.
Уже легче. Медики и музыканты, что между ними общего? Пожалуй, только одно- династичность выбора специальности. Случайный человек со стороны в медицине такая же редкость, как музыкант из немузыкальной. Да начиная уже с сольфеджио, без профессиональной помощи дома , мало кто перешагнёт и не сдаваясь дойдёт до первой цели- выпускного класса. Свои " ночные посиделки" с матушкой за инструментом , за номерами одноголосного сольфеджио запомнила на всю жизнь. Матушка брала коробок со спичками и на каждый неуверенный дубль с ошибками вынимала по одной спичке. Свято верю, оправдывая уже сейчас подобную методику, что коробок был полупустой. Но строительное перемещение брёвнышек из коробка и обратно было сродни знаменитому интернетовскому разучиванию стихотворения " Травка зеленеет, ласточка летит!"
Медики, медики, о чём же вам рассказать? Откуда эта глупая самоуверенность, что то, что интересно тебе, будет так же интересно и другим?
Тему я выбрала.... та- дам!!!.... " Церковное знаменное пение".
Было уже в активном багаже посещение Троице - Сергиевой лавры со слушанием вечерних служб, профессиональная Всенощная в Храме Всех Святых на Соколе, в Патриаршем соборе, как должен в идеале звучать церковный хор представление было, но почему жертвами моих поверхностных познаний должны были стать медики- сие загадка великая есть. Знаменитый хор Анатолия Гринденко " Древнерусский распев" ещё был только- только создан и я не уверенна, что два диска фирмы Мелодия, вышедших в свет с записями знаменного распева IX- XII веков были записаны именно ими.
Наглая и беспечная юность, воспетая в Покровских воротах, повторялась в миниатюрном размере со мной. Прихватив своё главное достояние как живую иллюстрацию к теме, эти два диска, я отправилась сеять разумное, доброе, вечное в Медицинский институт.
Первый сигнал тревоги прозвучал ещё на этапе подготовки. Долго не могли найти хотя бы один работающий проигрыватель. Я смотрела тревожно на организаторов и представляла, что суровое мужское пение мне при всём желании одной не изобразить. Вторым подвохом было помещение - аудитория. В нем не было ни одного окна, затемнено оно было как в театре на вечернем спектакле, да ещё по просьбе "режиссёра" напрочь убрали свет из зала. Последняя радость для солиста- импровизатора добавилась в виде яркого прожекторного освещения сцены- подиума. Согнали на лекцию, как мне показалось, весь поток одного курса. Контуры белых шапочек и халатов угадывались с первого и до последнего ряда огромного амфитеатра. Не хватало только бравого шталмейстера в униформе для подбадривающего начала: на арене цирка сегодня для ва-аасссс.....
Мне хотелось поднять ладонь и заслониться от яркого света, голос предательски задрожал и готов был сорваться. Но вдруг пришёл какой- то отчаянный азарт игрока: ты ведь хотела донести до сверстников свою правду- дерзай!
- Я расскажу вам сегодня об очень необычной музыке. Вы не сталкиваетесь с нею в быту, она не звучит по радио и с экранов телевизоров. Этой музыке более тысячи лет и она несёт в себе память наших предков.
..........................
Пойдёт совсем немного времени и судьба разбросает Вас по огромной Калининской области, равной своими размерами территории Франции. В маленьких городах и посёлках начнётся ваша трудовая, сложная жизнь. Быть может, воспоминание об этом вечере поможет кому- то в трудную минуту или подбодрит и вселит Надежду. Давайте предоставим музыке эту возможность.
..... всё ещё подрагивающей рукой приподняла рычаг проигрывателя и опустила на первый попавшийся трек. Суровая, моноголосная, гипнотирующая Музыка мужского хорового пения с запахом аравийских песков и полуденного зноя постепенно стала прояснять вид аудитории. Подперев щёки , распластавшись по учебным столам, откинувшись далеко на скамье аудитория слушала. Будущие врачи и целители внимали целебному голосу далёкого прошлого.
Спасибо огромное! Ваши воспоминания - настоящий подарок к Дню учителя!
 
#34
Это не рецензия, размещать её в разделе "Пианисты"- дать повод к ненужным дискуссиям. Это всего лишь зарисовка. Вольная. На тему..

Дорогая И.!
Вот и вернулась с концерта в Твери Димы, не хочу писать рецензию, этот пианист выше всех моих слов и восторгов. Звучит у меня через колонки Запись с концерта, удалось сделать .
Об Экспромтах Шуберта - это нужно послушать самим, с первого самого аккорда и начиная с кружевной вязи мелодии , я сдерживала слезы и не на пианиста смотрела, а вспоминала выступление именно с этими Экспромтами Шуры Черкасского в Японии- одна из последних его записей. Играл , короче, Дима, а я видела глазами этого милого, потешного, коротенького пианиста с его характерной улыбкой и жемчужным звуком. От сравнения еле - еле отделалась, что значит услышать первым того знаменитого предшественника и лишь теперь с этими же шедеврами- Диму...
- [ ] Но буквально пару слов об обстановке перед концертом. Не то , чтобы я опаздывала, и поезд пришёл за час до концерта, но была как- то нагружена - букетом роз, ... очень длинный проход- выход из подземелья к остановке, дождь непрекращающийся, полуразобранные грязные трамвайные пути, то ли едет по ним трамвай, то ли утюжит их грейдер.... Никто не знает на остановке, какой транспорт идёт к Театральной площади, я всю дорогу посмотрела по карте и даже транспорт в Яндексе узнала, но подходили маршрутки с трехзначными номерами и НИКТО не мог сказать, доходят ли они к Филармонии. Я поняла, что народ в Твери большей частью приезжий , а главное- людям не до таких изысков, как Филармония и концерты. Короче, я уже наугад садилась в транспорт и лишь один человек интеллигентного вида смог подсказать мне, где выходить. Пока ехали и общались, он сокрушался, что к ним в Тверь едут из Москвы и Питера на концерт, а сами они пропускают такое событие. Затем глубокомысленно изрёк:
- А ведь доказано, что классическая музыка благотворно действует на здоровье!
Я усмехнулась и промолчала, не стала развивать эту мысль, каждый сам для себя решает этот вопрос.
Первый человек, с кем столкнулась в дверях Филармонии, был ............мы шапочно знакомы, поздоровались.....
Здесь же с сайта поклонников ...... с дочерью, поздоровались, ещё кто- то из Москвы, а ваши все там, говорит, я отвечаю, что ни с какого я не сообщества поклонников, а сама по себе... в холле из Питера Л.Я., с которой знакома с декабря 2015 по выступлению Димы в отеле Кемпински, она уже три дня в Твери, тоже сама по себе, знакомится с городом и главное- концерт в Филармонии. Может быть Вы помните её по ММДМ, она специально из Питера приезжает на концерты Димы, в зале уже встретила двух москвичек - пианисток, тоже в ММДМ на концерте Димы познакомились, когда звучали квартеты со студентами струнниками. Сколько же уже Дима вокруг себя собрал людей,
преданных его таланту. Я с одним букетом отправилась в зал. У меня был билет в первом ряду, а остальные места в этом же ряду "оккупировали" поклонники из Москвы, и все стали цветы складывать прямо под сценой. Во- первых, мешают, говорят, слушать концерт, шуршат, во- вторых, что это чуть ли не традиция...
Дима вышел со своей скромной улыбкой, сел за инструмент и отключился от зала. Первый номер был Гайдн, до- мажорная Соната с конкурсной программы, очень люблю её и знаю, кажется, до последней ноты. Обожаю Димины басы в этой сонате, они у него такие весомые, с юмором, как "увальни на ножках". Сказать, что Дима стал её играть по- новому? Чуть- чуть успокоил темпы и внёс ювелирность в звучание. А вот следующее- были знаменитые Impromptus Шуберта. И полился замечательный маслеевский звук- интонация. У Димы два доминантных выражения лица ( хотя я старалась не задерживать взгляд на лице пианиста, мне почему- то казалось, что я мешаю этим пристальным разглядыванием, у Димы уже непроходящие две красные точки на этой щеке, которой он сидит к зрителям. Проглядели!) или страдальческая гримаса с бровками домиком, или экстатическое выражение полного восторга и погружения. Профиль у него, конечно, выдающийся, изысканный! Картинный! И волосы упорно не желают зачёсываться назад, всё юношеская челка. Пока отвлекаюсь на эти околоконцертные описания, сама всё думаю, каким же образом передать Вам Запись Экспромтов, чтобы и Вы оценили и послушали. ЮТуб сжигает всё мои попытки разместить в моём же аккаунте, какой- то у них конфликт с неопознанными музыкальными записями или я чего- то не то делаю, но в зале сидела ещё один "пират" ,она пишет замечательные видио, подождём немного, придумаю.
Теперь о цикле 72- 18 пьес Чайковского. Дима сыграл всё 18. По- своему, не так как Наседкин, из минусов- закопался немного в Скерцо, но это заметно было тем, кто знает эту музыку, совершенно очаровательно сыграл на удивление простенький Вальс, это 11 номер, виртуозно Концертный полонез, но сердце моё бедное плакало на Элегической песне, кстати, всё 18 пьес имеют посвящения и больше половины- коллегам профессорам Московской Консерватории, так что это всё враки бертмановские, что на службе его гнобили и унижали в связи с его нетрадиционностью. Не стал бы он тогда массово посвящать свои сочинения коллегам по работе. Вот не знаю только , кто этот Володя Склифосовский , памяти которого написана 14 Элегическая песня. Но она звучит как горькое запоздалое признание в любви, просто вся музыка предполагает под собой какой- то текст сожаления, признания, и в переходе на возвышенную лирику, когда и регистр высокий- столько щемящей тоски в ней.... для меня просто вершина цикла и открытые створки прямо в душу композитора. Дима исполняет так проникновенно, что остаётся только благословлять небеса, что он у нас есть. Когда преподносила букет ( а я замешкалась и села с ним , а потом поняла, что сижу с цветами и "забыла " их отдать) протягиваю Диме, а он собрался кланяться в очередной раз, выпрямился, подошёл к краю сцены, улыбается, я ему передаю букет и почти по -домашнему:
- держи, Радость моя!
Отгремели аплодисментами как грозой, громко, яростно и коротко. Устал пианист и все торопились уже : кто на поезд, кто за Волгу по домам. Успела я на Ласточку, ехала обратно с пианистками из Москвы- обсуждали, вагон был полупустой, так что мы никому не мешали.
Пока остановлюсь.
Обнимаю Вас нежно, прикрепляю Чужой отзыв с сайта поклонников и пару фото:

"Дорогие волнующиеся друзья,премьера состоялась!!Были исполнены все 18 пьес Чайковского, и это было превосходно!Шуберт чистейший и проникновенный!Получили невероятное удовольствие,счастливы,что поехали,возвращаемся на электричке в Москву..подробности потом.Полонез из ор72 сегодня был совершенным! ВСЕХ поздравляем!!"
- [ ] Ps:забыла сказать, что я тоже счастлива...
- [ ] P's': Володя Склифосовский- сын замечательного врача Склифосовского, покончил жизнь самоубийством. В Вики есть эта история. Очевидно, она имела общественный резонанс.
P''s": в антракте я поднялась по лестнице к балконам в надежде вспомнить тот зал, из которого я в юности слушала Бунина; на ступеньках встретила стайку молодых, очаровательных девушек. Спрашиваю, не из музыкального ли они училища Мусоргского? Да!!!! Как же я рада была этой встрече - подарку спустя столько лет. Я расспрашивала , есть ли среди них теоретики? Всё пианистки, теоретиков во всём училище всего только двое учатся ... табличка с надписью : здесь работала Наталья Грибунина - всё ещё сохраняется в училище, я с гордостью сказала, что училась у неё. Просила поклониться дорогой Альма Матер и взволнованная ушла на второе отделение. Зал был аншлаговый, я пыталась найти знакомые лица, кто- то улыбался в ответ, но разве сразу вот так узнаешь...




Это будет тот случай, когда в адрес Модераторов приносится поклон -благодарность за спасение Темы Ни одного слова не исправлено, не откорректировано и не выкинуто. Цензорами были Тютчев и Майков, они несли на себе ответственность и моральный долг за то Слово, которое отправлялось в Мир жить самостоятельной жизнью. Они же первые и пресекали злословие, сеящее раздор и войну.
СПАСИБО ВАМ, труженицы и спасительницы Форума Чайковского!
 
Последнее редактирование:

Trist

Привилегированный участник
Privilege
#35
Это не рецензия, размещать её в разделе "Пианисты"- дать повод к ненужным дискуссиям. Это всего лишь зарисовка. Вольная. На тему.

Дорогая И.!
Вот и вернулась с концерта в Твери Димы, не хочу писать рецензию, этот пианист выше всех моих слов и восторгов. Звучит у меня через колонки Запись с концерта, удалось сделать .
Об Экспромтах Шуберта - это нужно послушать самим, с первого самого аккорда и начиная с кружевной вязи мелодии , я сдерживала слезы и не на пианиста смотрела, а вспоминала выступление именно с этими Экспромтами Шуры Черкасского в Японии- одна из последних его записей. Играл , короче, Дима, а я видела глазами этого милого, потешного, коротенького пианиста с его характерной улыбкой и жемчужным звуком. От сравнения еле - еле отделалась, что значит услышать первым того знаменитого предшественника и лишь теперь с этими же шедеврами- Диму...
- [ ] Но буквально пару слов об обстановке перед концертом. Не то , чтобы я опаздывала, и поезд пришёл за час до концерта, но была как- то сильно нагружена - букетом роз, маленькими подарками в сумке, очень длинный проход- выход из подземелья к остановке, дождь непрекращающийся, полуразобранные грязные трамвайные пути, то ли едет по ним трамвай, то ли утюжит их грейдер.... Никто не знает на остановке, какой транспорт идёт к Театральной площади, я всю дорогу посмотрела по карте и даже транспорт в Яндексе узнала, но подходили маршрутки с трехзначными номерами и НИКТО не мог сказать, доходят ли они к Филармонии. Я поняла, что народ в Твери большей частью приезжий , а главное- людям не до таких изысков, как Филармония и концерты. Короче, я уже наугад садилась в транспорт и лишь один человек интеллигентного вида смог подсказать мне, где выходить. Пока ехали и общались, он сокрушался, что к ним в Тверь едут из Москвы и Питера на концерт, а сами они пропускают такое событие. Затем глубокомысленно изрёк:
- А ведь доказано, что классическая музыка благотворно действует на здоровье!
Я усмехнулась и промолчала, не стала развивать эту мысль, каждый сам для себя решает этот вопрос.
Первый человек, с кем столкнулась в дверях Филармонии, был ............мы шапочно знакомы, поздоровались.....
Здесь же с сайта поклонников ...... с дочерью, поздоровались, ещё кто- то из Москвы, а ваши все там, говорит, я отвечаю, что ни с какого я не сообщества поклонников, а сама по себе... в холле из Питера Л.Я., с которой знакома с декабря 2015 по выступлению Димы в отеле Кемпински, она уже три дня в Твери, тоже сама по себе, знакомится с городом и главное- концерт в Филармонии. Может быть Вы помните её по ММДМ, она специально из Питера приезжает на концерты Димы, в зале уже встретила двух москвичек - пианисток, тоже в ММДМ на концерте Димы познакомились, когда звучали квартеты со студентами струнниками. Сколько же уже Дима вокруг себя собрал людей,
преданных его таланту. Я передала пакет с презентами, попросила его забрать у меня до концерта, сама не очень люблю смотреть, как смущают пианиста этими подношениями на сцене, и уже с одним букетом отправилась в зал. У меня был билет в первом ряду, а остальные места в этом же ряду "оккупировали" поклонники из Москвы, и все стали цветы складывать прямо под сценой. Во- первых, мешают, говорят, слушать концерт, шуршат, во- вторых, что это чуть ли не традиция...
Дима вышел со своей скромной улыбкой, сел за инструмент и отключился от зала. Первый номер был Гайдн, до- мажорная Соната с конкурсной программы, очень люблю её и знаю, кажется, до последней ноты. Обожаю Димины басы в этой сонате, они у него такие весомые, с юмором, как "увальни на ножках". Сказать, что Дима стал её играть по- новому? Чуть- чуть успокоил темпы и внёс ювелирность в звучание. А вот следующее- были знаменитые Impromptus Шуберта. И полился замечательный маслеевский звук- интонация. У Димы два доминантных выражения лица ( хотя я старалась не задерживать взгляд на лице пианиста, мне почему- то казалось, что я мешаю этим пристальным разглядыванием, у Димы уже непроходящие две красные точки на этой щеке, которой он сидит к зрителям. Проглядели!) или страдальческая гримаса с бровками домиком, или экстатическое выражение полного восторга и погружения. Профиль у него, конечно, выдающийся, изысканный! Картинный! И волосы упорно не желают зачёсываться назад, всё юношеская челка. Пока отвлекаюсь на эти околоконцертные описания, сама всё думаю, каким же образом передать Вам Запись Экспромтов, чтобы и Вы оценили и послушали. ЮТуб сжигает всё мои попытки разместить в моём же аккаунте, какой- то у них конфликт с неопознанными музыкальными записями или я чего- то не то делаю, но в зале сидела ещё один "пират" ,она пишет замечательные видио, подождём немного, придумаю.
Теперь о цикле 72- 18 пьес Чайковского. Дима сыграл всё 18. По- своему, не так как Наседкин, из минусов- закопался немного в Скерцо, но это заметно было тем, кто знает эту музыку, совершенно очаровательно сыграл на удивление простенький Вальс, это 11 номер, виртуозно Концертный полонез, но сердце моё бедное плакало на Элегической песне, кстати, всё 18 пьес имеют посвящения и больше половины- коллегам профессорам Московской Консерватории, так что это всё враки бертмановские, что на службе его гнобили и унижали в связи с его нетрадиционностью. Не стал бы он тогда массово посвящать свои сочинения коллегам по работе. Вот не знаю только , кто этот Володя Склифосовский , памяти которого написана 14 Элегическая песня. Но она звучит как горькое запоздалое признание в любви, просто вся музыка предполагает под собой какой- то текст сожаления, признания, и в переходе на возвышенную лирику, когда и регистр высокий- столько щемящей тоски в ней.... для меня просто вершина цикла и открытые створки прямо в душу композитора. Дима исполняет так проникновенно, что остаётся только благословлять небеса, что он у нас есть. Когда преподносила букет ( а я замешкалась и села с ним , а потом поняла, что сижу с цветами и "забыла " их отдать) протягиваю Диме, а он собрался кланяться в очередной раз, выпрямился, подошёл к краю сцены, улыбается, я ему передаю букет и почти по -домашнему:
- держи, Радость моя!
Отгремели аплодисментами как грозой, громко, яростно и коротко. Устал пианист и все торопились уже : кто на поезд, кто за Волгу по домам. Успела я на Ласточку, ехала обратно с пианистками из Москвы- обсуждали, вагон был полупустой, так что мы никому не мешали.
Пока остановлюсь.
Обнимаю Вас нежно, прикрепляю Чужой отзыв с сайта поклонников и пару фото:

"Дорогие волнующиеся друзья,премьера состоялась!!Были исполнены все 18 пьес Чайковского, и это было превосходно!Шуберт чистейший и проникновенный!Получили невероятное удовольствие,счастливы,что поехали,возвращаемся на электричке в Москву..подробности потом.Полонез из ор72 сегодня был совершенным! ВСЕХ поздравляем!!"
- [ ] Ps:забыла сказать, что я тоже счастлива...
- [ ] P's': Володя Склифосовский- сын замечательного врача Склифосовского, покончил жизнь самоубийством. В Вики есть эта история. Очевидно, она имела общественный резонанс.
P''s": в антракте я поднялась по лестнице к балконам в надежде вспомнить тот зал, из которого я в юности слушала Бунина; на ступеньках встретила стайку молодых, очаровательных девушек. Спрашиваю, не из музыкального ли они училища Мусоргского? Да!!!! Как же я рада была этой встрече - подарку спустя столько лет. Я расспрашивала , есть ли среди них теоретики? Всё пианистки, теоретиков во всём училище всего только двое учатся ... табличка с надписью : здесь работала Наталья Грибунина - всё ещё сохраняется в училище, я с гордостью сказала, что училась у неё. Просила поклониться дорогой Альма Матер и взволнованная ушла на второе отделение. Зал был аншлаговый, я пыталась найти знакомые лица, кто- то улыбался в ответ, но разве сразу вот так узнаешь...
Наталья, по поводу послушать всем:
На Яндексе регистрируетесь и на диск загружаете запись,потом копируете ссылку и делитесь с нами,если будет такое желание)
 
Последнее редактирование:
#39
Осенний хоровой биеннале в Клину откроет Московский государственный академический камерный хор
Открытие Осеннего хорового биеннале 20 октября в 18 часов пройдет в одном из старейших храмов района – Преображения Господня (с. Спас-Заулок). На праздничный концерт в пятницу вечером в Клин приедут маэстро Владимир Минин и его хор.


И чем, скажите на милость, я отличаюсь от того тверчанина, который подсказывал мне дорогу к Театральной площади неделю назад? Всё повторилось с зеркальной точностью. Ещё пару часов назад тащилась уныло с сумками вдоль ограды музея, когда встречная дама обратилась с вопросом:
- не подскажите, как пройти к Концертному залу музея?
- Да, конечно, вдоль ограды, пару поворотов налево... а что там сегодня?
- Хор Минина. Должны были выступать в Спас- Заулке, но перенесли в Клин.
Вот послушайся совета профессора Преображенского, не читай местной прессы, не смотри Местное ТВ и все лучшие события в городе обязательно пройдут мимо тебя. Унылое Largo по осенним листьям сменилось энергичным Presto, нераспакованные сумки ещё докатывались до кухни, а я уже мчалась вдоль той самой ограды музея в обратном направлении, пугая автомобильную пробку Ленинградского шоссе. Моя крейсерская скорость точно вызывала зависть ползущих машин.
Холл приятно поразил многолюдьем. Касса дораспродавала последние билеты, задерживали начало, концерт обещал быть "правительственным". В зале аншлаг, клинчане, как же я Вами горжусь! Вот чем хуже времена, тем явственнее тяга людей к прекрасному и вечному...
Хор с заметной нервинкой переминался перед сценой, звучащая балетная Музыка Чайковского не вносила успокоения. Да что ж они там, интервью для мировой прессы дают? Почему задерживают так начало? Почти угадала: по числу работающих фотографов с мешающими зуммерами, передвижными камерами- не один канал Культура был приглашён на открытие биеннале. Отзвучали приветственные слова и Главы района, и Настоятеля храма, припомнившего афиши хора в Консерватории без указания программы. (Не устоял Благочинный пнуть ногой Мертвого Льва - свинтившую в Вечность и рассыпавшуюся на части Советскую власть.)
Руководитель Камерного хора Владимир Минин начал своё выступление с примера исторического конфуза; современным слушателям предлагалось прослушать партесное пение вне сакральных составляющих службы- храма- ладана- священнослужителей - Слова.... А в своё время , когда исполнялась Литургия в храме, Царица чувств-с лишалась и Венценосный Правитель , награждая перстнем, одновременно выговаривал Регенту не вкладывать впредь столько души в пение...
На нашем концерте душу вкладывали без остатка, до потери сознания самими хористами ( благо подхватили, поставили в строй и зааплодировали за стойкость). Фрагменты "Литургии Святого Иоанна Златоуста" Сергея Рахманинова по изначальным словам молитв мягко подвели к пиковому шедевру - Милость мира, с сольным вокалом Маргариты Петуховой. Тембральная слитность хора и чистота интонации зашкаливала все мыслимые пределы восприятия, спасибо бабушкам - старушкам сзади, зашуршали пластинами валидола и отвели мою комсомольскую душу от подвига царицы.
И снова Владимир Минин предварил хоровую музыку Свиридова словом, уносящим реминисценциями к образу Смерти, преследующему композитора. Впервые я услыхала какое- то жёсткое утробное пение чуть раскрытыми устами, в перекличке альтов- сопрано- теноров- .... что это? Так звучит сама Смерть?
Расстановка Мининовского Камерного уникальная и неповторимая: группа басов в центре хора как основа и стержневой носитель. Или это уже давно хоровая норма? Но когда в звуковое полотно хора вплывает бас, фокусируя на себе перекрещивающиеся регистровые партии и объединяя всех, душа слушателя медленно начинает трепетать в унисон и биться о стенки бренной груди. Уймись, успокойся душа моя. Все главные испытания впереди: Трихор- Три Духовных Хора- Альфреда Шнитке, все для меня премьерное, ранее не слыханное. Выдержала мощь и апокалиптичность звучания гармонии гения XX века и поняла: лучше до всеобщего конца света не доживать, мало никому не покажется!
Пропущу классические сольные номера романсов Пётра Ильича Чайковского, под эту музыку росла ( в прямом смысле- громкоговорители в парке музея транслировали музыку в режиме нон- стоп , "дурная" власть между делом прививала вкус к нашему ВСЁ)
Miserere завершал концерт; молитвенное состояние солистки сменялось a cappella хора, вокально перетекающего по гармониям итальянского Средневековья, владеющего секретами погружения слушателей в транс и покаяние.
Овации... Stand up... жующие горстями таблетки затесавшихся в зал старичков стались позади, неслась аллеей в темноте домой и думала о тяжком синхронном труде души. На каждый шаг она трепыхалась и тихо постанывала, натрудилась, бедолага, на концерте...