Волшебная сила искусства

Trist

Привилегированный участник
Privilege
#41
Осенний хоровой биеннале в Клину откроет Московский государственный академический камерный хор
Открытие Осеннего хорового биеннале 20 октября в 18 часов пройдет в одном из старейших храмов района – Преображения Господня (с. Спас-Заулок). На праздничный концерт в пятницу вечером в Клин приедут маэстро Владимир Минин и его хор.


И чем, скажите на милость, я отличаюсь от того тверчанина, который подсказывал мне дорогу к Театральной площади неделю назад? Всё повторилось с зеркальной точностью. Ещё пару часов назад тащилась уныло с сумками вдоль ограды музея, когда встречная дама обратилась с вопросом:
- не подскажите, как пройти к Концертному залу музея?
- Да, конечно, вдоль ограды, пару поворотов налево... а что там сегодня?
- Хор Минина. Должны были выступать в Спас- Заулке, но перенесли в Клин.
Вот послушайся совета профессора Преображенского, не читай местной прессы, не смотри Местное ТВ и все лучшие события в городе обязательно пройдут мимо тебя. Унылое Largo по осенним листьям сменилось энергичным Presto, нераспакованные сумки ещё докатывались до кухни, а я уже мчалась вдоль той самой ограды музея в обратном направлении, пугая автомобильную пробку Ленинградского шоссе. Моя крейсерская скорость точно вызывала зависть ползущих машин.
Холл приятно поразил многолюдьем. Касса дораспродавала последние билеты, задерживали начало, концерт обещал быть "правительственным". В зале аншлаг, клинчане, как же я Вами горжусь! Вот чем хуже времена, тем явственнее тяга людей к прекрасному и вечному...
Хор с заметной нервинкой переминался перед сценой, звучащая балетная Музыка Чайковского не вносила успокоения. Да что ж они там, интервью для мировой прессы дают? Почему задерживают так начало? Почти угадала: по числу работающих фотографов с мешающими зуммерами, передвижными камерами- не один канал Культура был приглашён на открытие биеннале. Отзвучали приветственные слова и Главы района, и Настоятеля храма, припомнившего афиши хора в Консерватории без указания программы. (Не устоял Благочинный пнуть ногой Мертвого Льва - свинтившую в Вечность и рассыпавшуюся на части Советскую власть.)
Руководитель Камерного хора Владимир Минин начал своё выступление с примера исторического конфуза; современным слушателям предлагалось прослушать партесное пение вне сакральных составляющих службы- храма- ладана- священнослужителей - Слова.... А в своё время , когда исполнялась Литургия в храме, Царица чувств-с лишалась и Венценосный Правитель , награждая перстнем, одновременно выговаривал Регенту не вкладывать впредь столько души в пение...
На нашем концерте душу вкладывали без остатка, до потери сознания самими хористами ( благо подхватили, поставили в строй и зааплодировали за стойкость). Фрагменты "Литургии Святого Иоанна Златоуста" Сергея Рахманинова по изначальным словам молитв мягко подвели к пиковому шедевру - Милость мира, с сольным вокалом Маргариты Петуховой. Тембральная слитность хора и чистота интонации зашкаливала все мыслимые пределы восприятия, спасибо бабушкам - старушкам сзади, зашуршали пластинами валидола и отвели мою комсомольскую душу от подвига царицы.
И снова Владимир Минин предварил хоровую музыку Свиридова словом, уносящим реминисценциями к образу Смерти, преследующему композитора. Впервые я услыхала какое- то жёсткое утробное пение чуть раскрытыми устами, в перекличке альтов- сопрано- теноров- .... что это? Так звучит сама Смерть?
Расстановка Мининовского Камерного уникальная и неповторимая: группа басов в центре хора как основа и стержневой носитель. Или это уже давно хоровая норма? Но когда в звуковое полотно хора вплывает бас, фокусируя на себе перекрещивающиеся регистровые партии и объединяя всех, душа слушателя медленно начинает трепетать в унисон и биться о стенки бренной груди. Уймись, успокойся душа моя. Все главные испытания впереди: Трихор- Три Духовных Хора- Альфреда Шнитке, все для меня премьерное, ранее не слыханное. Выдержала мощь и апокалиптичность звучания гармонии гения XX века и поняла: лучше до всеобщего конца света не доживать, мало никому не покажется!
Пропущу классические сольные номера романсов Пётра Ильича Чайковского, под эту музыку росла ( в прямом смысле- громкоговорители в парке музея транслировали музыку в режиме нон- стоп , "дурная" власть между делом прививала вкус к нашему ВСЁ)
Miserere завершал концерт; молитвенное состояние солистки сменялось a cappella хора, вокально перетекающего по гармониям итальянского Средневековья, владеющего секретами погружения слушателей в транс и покаяние.
Овации... Stand up... жующие горстями таблетки затесавшихся в зал старичков стались позади, неслась аллеей в темноте домой и думала о тяжком синхронном труде души. На каждый шаг она трепыхалась и тихо постанывала, натрудилась, бедолага, на концерте...
Прочитала рецензию на концерт хора Минина, замечательно у Вас получается передавать атмосферу происходящего, повествуя легко и с юмором. При том,что рецензии пространные,читаются на одном дыхании. Спасибо)