О-пе-ра!

Марфа

Участник
Я бы даже промолчала, потому что ничего уж совсем противного в постановке не было, кроме музыкальной халтуры в одном из лучших театров страны. Но то, что прочитала сейчас - слова Виктории - говорили очень многие в зале. "Прикольность" постановок поднадоела. В зале огромное количество детей и подростков - каникулы ведь. Так вот, работая в школе, я вижу, что для многих детей 9-15 лет события Китежа, революций в России, тридцатилетней войны, опер "Бориса Годунова", "Ивана Сусанина" - в одной куче где-то там, далеко (события и оперы можно поменять по желанию). И вот "УРА!" У постановщика та же каша в голове! То герой в костюме Хрущева, то в роли соседа-алкоголика, хор - кто во что горазд - в треуголках, бальных платьях, ну это ведь и не важно. Ведь потом по совершенно справедливой мысли постановщика все мужчины сбросили неправильные одежды и в рубахах, которых обычно крестятся, ушли умирать за Родину, а женщины,отбросив чепчики и кокошники повязали платочки... Чего же я возмущаюсь?? Да, мне тоже хочется костюмного спектакля! Чтобы Золушка была не аутисткой в стеклянном кубе, а красавицей на балу. Чтобы костюмы ну хоть немного соответствовали эпохе. Хрущева в хронике посмотрю. Если захочется. А то детям непонятно, почему отрок по каким-то лестницам все время таскается. А это его на колокольню послали, ведь в Китежах было море церквей. И наверное бабушки, которые привели внуков на спектакль, долго потом объясняли, что же такое на сцене было... После каждого действия я видела, что народ смеётся и пожимает плечами. А ведь опера-то ни разу не смешная. Она величественная. А почувствовать это в такой постановке - трудно. В нагромождении случайной фигни нельзя понять, что Феврония, как и Татьяна у Пушкина-Чайковского - идеал русской женщины в представлении автора, а не странная девочка из леса.
 

Idia

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
очень хочется сходить на старомодную оперную постановку, где сохранен исторический контекст, красивые костюмы и качественное исполнение. Где на Моцарте певицы не поют в белье, где Дон Жуан не страховой агент, а действие Богемы не происходит на помойке, где все герои бомжи.
На самом деле зальцбургская постановка "Богемы" (с Нетребко и Бечалой), где главгерои если и не бомжи, то где-то близко, мне очень нравится. Главное, чтобы все эти переносы действия были художественно оправданы, тогда можно поверить и в Отелло в межгалактическом пространстве и в Самсона и Далилу на электростанции и т.п. Чтобы это было не высосано из пальца и не противоречило музыке. Есть оперы которые (как Травиата например) очень плохо переносят осовременивание, а есть такие, которые можно в будущее или каменный век переносить и они все равно не становятся от этого смешными
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
В опере сохранена жанровая чистота, а удаление исторического контекста ведет к нивелированию жанра и снижению смысла. Тот же образ Дон Жуана - вселенского любовника, которого в состоянии остановить такой инфернальный герой как Каменный гость это не одно и тоже, как проблемы прохвоста страхового агента. И не надо упрощать Отелло или Макбета, они этого не заслуживают. Кесарю кесарево, опера последний оплот классического искусства, где постмодернизм неуместен. Не стоит насмехаться над высокими чувствами.
 

Марфа

Участник
Совершенно согласна! Постановщик своими жалкими выходками так или иначе снижает уровень содержания. Артисты - первые жертвы. Они вынуждены вслед за постановщиком "пойти на понижение". И чем выше уровень оперы по замыслу композитора, тем более жалкой становится постановка, т.к. высокая идея отдает фарсом. Следующие жертвы - "публика". Ну не совсем ведь дураки спектакль делали???? Ведь профессионалы, театр заслуженный... Я сейчас поднатужусь, и мне будет все равно, как Татьяна выставила Онегина - пообнимавшись с ним "на прощание" или как-то по-другому.
 

Idia

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Я понимаю раздражение после неудачной постановки. Но клеймить чохом все режиссерские находки в области оперы тоже как-то не того.
Опера это театр, а не костюмированный концерт.
 

Марфа

Участник
Про чох согласна, ведь все я не видела))) "Идоменей" меня не раздражил, как я уже писала, т.к. там с музыкой было все хорошо. И закрыв глаза вполне можно было насладиться Моцартом. А вот "Борис Годунов" на старой сцене лет 8 назад тоже вызвал негативную реакцию.
 
Последнее редактирование:

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
У большинства опер очень достойное содержание. А новые формы не равны этому содержанию. Постановщики измельчали. Где взять Висконти или Покровского? А потом, а нуждается ли опера в таком осовременивании? Тогда в нашем варианте Дон Жуан в Мосгазе должен работать, а Каменный гость в уголовном розыске. Как-то так. Я хочу Аиду как полагается - эфиопской принцессой и больше никем. И Норму и Турандот.
 

Idia

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
И в то же время смотреть на костюмированные концерты, особенно в операх бельканто, когда четыре бочонка в платьях с кринолинами или ботфортах стоят в ряд и едят глазами дирижера - уже просто невозможно.
Осовременивание может быть очень талантливым как в постановках Патриса Шеро или Петера Конвичного, а может быть совершенно не в тему. Но такие режиссеры и в предполагаемой эпохе ничего хорошего не сделают.
Я бы не стала отвергать перенос в иные эпохи как принцип. Талантливо или нет, какой цели служит перенос - вот главные вопросы.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Я понимаю раздражение после неудачной постановки. Но клеймить чохом все режиссерские находки в области оперы тоже как-то не того.
Опера это театр, а не костюмированный концерт.
А какие выдающиеся находки в опере были за последнее время? Единственный, чьи постановки мне нравятся -это у Бертмана.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
И в то же время смотреть на костюмированные концерты, особенно в операх бельканто, когда четыре бочонка в платьях с кринолинами или ботфортах стоят в ряд и едят глазами дирижера - уже просто невозможно.
Осовременивание может быть очень талантливым как в постановках Патриса Шеро или Петера Конвичного, а может быть совершенно не в тему. Но такие режиссеры и в предполагаемой эпохе ничего хорошего не сделают.
Я бы не стала отвергать перенос в иные эпохи как принцип. Талантливо или нет, какой цели служит перенос - вот главные вопросы.
Конвичный тоже не однозначен. На него билет не куплю, только на исполнителей.
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху