Юбилеи и памятные даты композиторов и исполнителей, поэтов и писателей, художников...

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
16 декабря - День рождение Л.ван Бетховена

Международный фестиваль, посвященный 245-летию Людвига ван Бетховена, начнется в Казани



Лео Кремер
Наряду с Моцартом и Гайдном Бетховен входит в тройку венских классиков, однако его музыку, полную страстей и бурных эмоций, невозможно спутать с сочинениями его знаменитых соотечественников.

Ученик Гайдна и Сальери, композитор своим творчеством и жизненными принципами значительно опередил свое время. Как нельзя лучше мятежную натуру и музыку Бетховена характеризуют легендарные слова, адресованные им обидчику-меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один».

Сегодня произведения Бетховена — симфонии, концерты, сонаты — входят в репертуар музыкантов всего мира, а знаменитая «Ода к радости» из Симфонии №9 стала гимном Евросоюза.

Открытие фестиваля, посвященного Бетховену, состоится 17 декабря в ГБКЗ им.С.Сайдашева, эту же программу музыканты исполнят в Большом зале Московской консерватории.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
В России широко отметили юбилей Георгия Свиридова


В России широко отметили юбилей Георгия Свиридова
В день 100-летия композитора на центральных площадках Москвы прошло пять концертов с участием мастеров искусств


В Москве, на главных концертных площадках страны, звучала музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова, 100-летний юбилей которого отмечала в этом году вся страна.

Юбилейные концерты прошли в этот день в Большом театре, Большом зале Московской консерватории и в Концертном зале имени Чайковского. Художник призван служить истине мира, был уверен Свиридов. Он никогда не стремился к высоким постам, не был членом КПСС, с трепетом и глубоким уважением относился к Церкви, и будучи крещеным православным христианином смиренно говорил: «Моя музыка — это лучшее, что есть во мне».

На сцене зала им. Чайковского в этот день выступил Большой симфонический оркестр имени Чайковского, который исполнил оркестровые сочинения Свиридова под управлением Владимира Федосеева. В этом концерте также приняла участие Певческая Капелла из Петербурга — первый исполнитель многих сочинений мастера.

«Свиридов, он один. Он стоит особо, и как бы можно сказать, что он — последний из великих композиторов. Он — не только композитор, он — художник. Потому что слово „композитор“ к нему даже не притянуть, он — великий художник, провидец, он видел все»,

— рассказал о композиторе В. Федосеев телеканалу Культура.

В программе вечера прозвучали «Поэма памяти Сергея Есенина», «Маленький триптих» и один из символов ХХ века — сюита «Время, вперед!».

Эта сюита открыла и концерт в Большом театре. В день рождения композитора здесь прошли сразу три концерта, на которых была представлена хоровая, камерная и симфоническая музыка. Солистами в этих программах выступили молодые артисты — участники молодежных программ театра.

Гала-концерт в память о Свиридове состоялся и в Большом зале столичной консерватории. Здесь звучали его романсы и песни. На вечере были и мировые премьеры. Романсы, которые при жизни композитора так и не были исполнены.

В других городах страны: Петербурге, Новосибирске, Томске, Владивостоке, также почтили память великого русского композитора. Во всех этих городах прошли авторские концерты с музыкой Г. Свиридова, конференции, выставки и памятные вечера
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Эдуард Грач отмечает юбилей


Эдуард Грач
Народному артисту СССР Эдуарду Грачу исполнилось 85 лет.

Давным-давно кремонские мастера начали делать большие альты. Очень правильные, но очень большие, и потому не музыканты искали себе инструмент, как в случае со скрипкой, а наоборот, инструмент искал себе музыканта.

Во второй половине XX века произошел редкий случай – и скрипка, и альт, и Грач, все трое нашли друг друга. Сверхнаградой Грачу стала еще и дирижерская палочка.

Мастер давал в прошлом больше полутора сотен сольных концертов ежегодно, имел в репертуаре больше семисот произведений. Трио Грач-Малинин-Шаховская, скрипка, фортепиано, виолончель, был одним из самых ярких камерных ансамблей Советского Союза. Композиторы писали специально для Грача: Эшпай и Крейн сонаты, Фролов – концертную фантазию на темы оперы Гершвина «Порги и Бесс».

Уже в зрелом профессиональном возрасте Эдуард Грач пришел и к профессии педагога, возглавил кафедру скрипки в Московской Консерватории. И кстати, день своего рождения уже долгие годы отмечает вместе с учениками, считает, что молодежь заряжает энергией. Оглядываться назад и подводить итоги ему некогда.

«Ничего не меняется, пройдет юбилей, на следующий день будут занятия, подготовка к следующему концерту и подготовка студентов к экзаменам, поэтому какой-то этап пройден, безусловно, но хочется надеяться, что что-то еще впереди»,

– поделился народный артист СССР Эдуард Грач.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Сто лет назад 19 декабря 1915 года родилась Эдит Пиаф.
До сих пор голос великой певицы звучит и любим огромным количеством людей на земле.



 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
95 лет исполнилось Алисии Алонсо



Алисия Алонсо
95 лет исполнилось Алисии Алонсо.

Она стала первой балериной, которая прославила Кубу. Её сценическое долголетие до сих пор является непревзойденным. Она продолжает плодотворно работать, воспитывать новые поколения исполнителей и даже ставить спектакли.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
13 января – день рождения сразу у двух всемирно известных хореографов – Ролана Пети и Мэтью Боурна.
Ролан Пети: “Танцем можно выразить абсолютно все”



13 января 1924 года родился всемирно известный французский танцовщик и хореограф ХХ века Ролан Пети. «Юноша и смерть», «Кармен» «Коппелия», «Собор Парижской Богоматери», «Пиковая дама» – его постановки взорвали театральный мир, перевернув классическое представление о балете.

Также 13 января исполняется 55 лет знаменитому английскому хореографу и театральному постановщику Мэтью Боурну, кавалеру ордена Британской империи, обладателю премии «Тони», пяти премий Лоренса Оливье, а также более 30 международных наград. Он один из немногих хореографов в мире, который имеет славу не в узком балетном кругу, а среди широкой публики.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
К 75-летию Пласидо Доминго


21 января отметит юбилей всемирно известный оперный певец Пласидо Доминго. Смотрите на телеканале «Культура» концерт «Три суперзвезды в Берлине. Анна Нетребко, Пласидо Доминго, Роландо Виллазон» (22 января, 20:10, повтор 24 января, 17:05) и документальный фильм «Пласидо Доминго. Мои лучшие роли» (22 января, 22:15, повтор 24 января, 15:50).

Пласидо Доминго называют «королем оперы», «человеком эпохи Возрождения в музыке» и «величайшим оперным артистом современности». За свою более чем полувековую карьеру он вышел на сцену около четырех тысяч раз в 145 партиях – количество, не превзойдённое ни одним другим известным оперным певцом в истории – а также продирижировал 500 представлениями.

Он родился в 1941 году в Мадриде в семье звёзд сарсуэлы (испанского музыкально-драматического жанра), а в возрасте восьми лет вместе с родителями переехал в Мексику. Учился в Национальной мексиканской музыкальной консерватории, где обучался дирижированию и фортепиано, но когда обнаружился его вокальный талант, он также начал посещать и уроки вокала.

В восемнадцать лет Пласидо Доминго дебютировал на сцене с ролью Борса в опере «Риголетто» в Мексиканском национальном оперном театре, а его первое выступление в качестве ведущего тенора – Альфредо в опере «Травиата» – состоялось два года спустя в городе Монтеррей. За три сезона в Израильском национальном оперном театре в Тель-Авиве он исполнил партии в 280 представлениях, сыграв 12 различных ролей, тем самым в 1965 году он добился крупного международного успеха и с тех пор выступал по всему миру в самых престижных оперных театрах.

В документальном фильме «Пласидо Доминго. Мои лучшие роли» (22 января, 22:15; повтор 24 января, 15:50) певец расскажет о своей жизни: детстве, первой встрече с музыкой, семье, любимых ролях, разнообразной деятельности – артиста, дирижера, покровителя и воспитателя молодых оперных артистов. В фильме также представлено интервью ближайших друзей и коллег (Кири Те Канава и других), рассказывающих о Пласидо Доминго – артисте и человеке.

Прозвучат лучшие партии, когда-либо спетые великим тенором в оперных театрах мира, – арии из опер Руджеро Леонкавалло, Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера, Жорж Бизе, Джакомо Пуччини.

Грандиозный концерт «Три суперзвезды в Берлине. Анна Нетребко, Пласидо Доминго, Роландо Виллазон» (22 января, 20:10; повтор 24 января, 17:05) – это первое совместное выступление Пласидо Доминго, Анны Нетребко и Роландо Виллазона на открытой сцене Вальдбюне в Берлине перед 20-тысячной аудиторией.

В концерте принимает участие оркестр Немецкой государственной оперы под управлением Марко Армильято. Звучат популярные арии из опер Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Жоржа Бизе, Леонарда Бернстайна.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Юбилей гения

26.01.2016


Евгений Колобов. Фото – Владимир Вяткин/РИА Новости
На прошлой неделе страна не отметила 70 лет со дня рождения великого дирижера и уникального человека Евгения Колобова.

Гений – это была кличка Колобова. За глаза, а иногда и в глаза так называли его друзья. Было очевидно, что Евгений Колобов – это не “один из”, но человек совершенно уникального дарования. На мой взгляд, лучше всего сказал о нем замечательный литературовед Владимир Лакшин:

“Колобов играет не ноты, а музыку, он умеет раскрывать душу музыки.”

Слава Богу, у нас есть канал “Культура”, на котором я имею честь работать, и здесь показали фильм о маэстро. Иногда мне кажется, что не будь у нас этого канала, телевидение отмечало бы только юбилеи актеров, в основном интересуясь количеством жен и возлюбленных ушедшей звезды.


Прошел вечер памяти. Выставка в специализированном музее. Формальности соблюдены – едем дальше. У нас тут кризис, рост доллара, Сирия… В общем, есть чем заняться.

Колобов был не просто гениальный музыкант. Он был совершенно уникальный, ни на кого не похожий, человек. Его жизненные взгляды, его позиция могла бы стать поразительным примером для людей, если бы люди, причем не только те, кто любит музыку, о нем узнали.

Когда Колобова заставили, по сути, уйти из театра Станиславского и Немировича-Данченко, вместе с ним ушел оркестр. И маэстро посадил оркестр посреди улицы, и они играли… Просто посреди улицы. С одной стороны, это был протест. А с другой – как еще музыкантам выразить себя?

В девяностых Колобов пришел в наградной отдел Совмина, чтобы сдать все свои звания и награды. Ему сказали, что они не знают, как принять награды и звания – нет прецедента, нет процедуры.

Он был уникален.

Это был совершенно свободный человек. Он мог запросто отказаться от выгодного контракта за рубежом, потому что ему это было неинтересно. Он любил ставить не проверенные временем шедевры, а оперы забытые. Благодаря ему они тоже становились шедеврами. И, при этом он мог дирижировать произведением молодого автора.
В свое время Колобов предложил мне написать либретто оперы “Первая любовь” по Тургеневу.

“Я никогда этого не делал!” – испугался я. “Ничего, – как всегда жестко сказал Евгений Владимирович, – мне нужен свежий взгляд”. Я сочинил, как мог. Композитор Головин написал музыку. Колобов сам поставил спектакль по опере.

Он был очень смелый человек.

Он был из тех дирижеров, которым мало просто руководить оркестром. Он должен был отвечать за весь спектакль, а лучше – за весь театр.

И то, что он создал “Новую оперу”, – история совершенно закономерная. Как и название. Для Колобова – мы с ним говорили об этом – “Новая опера” – это не просто новое здание. “Новая опера” – это опера живая, где солисты не просто исполняют арии, выйдя на авансцену, но живут! Где зритель не только слушает партии, но переживает за судьбы героев.

Сегодня такой взгляд стал привычен. И, кстати, роль Колобова в том, как изменилось отношение российского зрителя к опере, огромна. Но тогда это была подлинная оперная революция.

Для меня одним из самых серьезных театральных впечатлений жизни стала опера Доницетти “Мария Стюарт”, которую поставил режиссер Станислав Митин, а дирижировал Колобов. Пожалуй, это одна из самых страстных опер, которые я видел в своей жизни. Это была не просто красивая музыкально, но очень живая история.

Такой человек не вмещается в рамки вечера воспоминаний и выставки в театральном музее. Хотя, конечно, спасибо и за это.

Но я с печалью убеждаюсь, что мы, увы, не умеем чествовать ушедших гениев. Очень часто это делается формально.

А что, вечер – это единственный способ вспомнить достойного человека? Колобов был первооткрывателем. Почему бы не учредить премию его имени для первооткрывателей во всех жанрах искусства?

Он был строителем. В самом широком смысле этого слова. Мне вообще кажется очень интересным этот критерий в искусстве: строитель – театра, нового коллектива, нового направления в искусстве, нового издания… Почему бы не провести такой конкурс имени Колобова?
Я уж не говорю об очевидном: о конкурсе молодых музыкантов его имени. Или новых оперных постановок, в которых есть колобовский дух.

На самом деле много чего еще можно придумать – было бы желание. Было бы понимание того, что Евгений Владимирович Колобов – крупное и уникальное явление отечественной культуры. И при этом – совершенно не формальное. И его юбилей, я убежден, тоже должен был бы проходить совершенно неформально и живо. Так, чтобы ему понравилось.

Что вы говорите? Нет денег? Как? Совсем нет? На что-то же все-таки в культуре деньги находятся, почему не на Колобова?

Память о таком человеке, как Колобов, необходима, конечно, не ему, а нам. Как ориентир. Как некий горизонт, к которому должен стремиться любой человек вне зависимости от той профессии, которой он занимается.

Память о таком человеке, как Колобов, не только и даже не столько в вечерах и фильмах, она, как мне кажется, в жизни тех идей, которые этот человек нес. Идей свободы и уникальности, строительства и смелости. То есть всего того, чего так не хватает в нашем искусстве (и не только музыкальном) сегодня.

Нашему искусству важно, чтобы Колобов сегодня не вспоминался, а жил. И в наших силах сделать так. Если, конечно, отнестись к этому не для галочки, а всерьез. То есть именно так, как всю жизнь делал Евгений Колобов – человек, которого уже при жизни называли гением.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
27 января 2016 года исполняется 67 лет Михаилу Барышникову


Михаил Барышников
Сегодня исполняется 67 лет Михаилу Барышникову, одному из немногих русских артистов, оказавших влияние на развитие и судьбу мирового балета.

Его называют – «гением мужского танца» и «живой легендой мирового балета». Сам он утверждает:


«Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого».


Заниматься балетом он начал в 12 лет в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса в одном классе с Александром Годуновым, будущим солистом Большого театра и Американского театра балета. После переезда из Риги был принят в Ленинградское хореографическое училище (ныне – Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) в класс Александра Ивановича Пушкина, учившего Рудольфа Нуреева.


По окончании училища Михаил Барышников поступил в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр), на сцене которого и начался его профессиональный взлет. Его несомненный талант сразу признали все: славу и ведущие партии в спектаклях принесли не только уникальные данные – безупречная координация движений, легкость прыжков, – но и удивительный артистический дар.

Несмотря на признание, артист начинает понимать, что судьба танцовщика в Советском Союзе почти такая же, что у крепостных актеров. И принимает решение уехать на запад. «Побег» помог организовать бывший танцовщик Кировского театра Александр Минц, пригласивший своего коллегу в труппу Американского театра балета. В 1974 году в составе труппы Большого театра Барышников едет в Канаду и вслед за сбежавшим в 1961 году Рудольфом Нуреевым становится «невозвращенцем».

Через месяц Михаил Барышников впервые предстает перед американской публикой – балет «Жизель» на сцене «Метрополитен-опера». После окончания спектакля под восторженные аплодисменты публики занавес поднимали 24 раза. Звезда Барышникова в США взошла мгновенно – он освободил русскую школу классического балета от оков консерватизма и довел ее до блистательного совершенства.

В эмиграции Михаил Барышников танцует в лучших труппах (American Ballet Theatre, New York City Ballet) на ведущих сценах и площадках, работает с именитыми балетмейстерами (Джордж Баланчин, Джером Роббинс и другие), создает множество собственных проектов, в том числе и в другой танцевальной манере.

Вместе с американским хореографом Марком Моррисом в 1990 году Барышников основал коллектив «Танцевальный проект “Белый дуб”» (White Oak Dance Project), специализирующийся на танце модерн, которому танцовщик отдается полностью.

Большое место в его жизни занимают сольные одноактные балеты без конкретного сюжета. В пятом туре проекта «Большой балет» (в эфире – 13 февраля) каждый участник будет выступать сольно. В репертуаре конкурсантов представлены партии и танцевальные номера мэтров хореографии ХХ и XXI века. В программе представлена хореография Мариуса Петипа, Александра Горского, Леонида Якобсона, Касьяна Голейзовского, Василия Вайнонена, Ролана Пети, Дмитрия Антипова, Сергея Боброва и других балетмейстеров.

Помимо балета, Михаил Барышников увлекается фотографией, выставки его работ неоднократно проходили в разных городах мира, снимается в кино и на телевидении, выходит на сцену в драматических постановках, возглавляет собственный центр искусств «Baryshnikov Arts Center». Сегодня Барышников находится в превосходной профессиональной форме, а в его глазах все тот же интерес к жизни и человеку.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
27 января!
Сегодня День рождения Вольфганга Амадея Моцарта





Вольфганг Амадей Моцарт
Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт – символ самой музыки…

Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart) родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Свой первый концерт для клавесина он сочинил в 1760 году, ему тогда было всего четыре года. А в возрасте шести лет Моцарт уже гастролирует и успешно выступает при дворе курфюрста Баварского. В том же 1762 году он дает сенсационные выступления в Вене.

Спустя два года были опубликованы первые 4 сонаты, написанные Моцартом для скрипки и клавесина. В том же году, во время поездки в Лондон, семилетний композитор написал еще шесть сонат для клавесина и скрипки.

До 1769 года Моцарт продолжает гастролировать по странам Европы. В том же году на родине Моцарта ставится его первая пьеса «Мнимая простушка». Через год он едет с гастролями в Италию, здесь ему сопутствует шумный успех.


В возрасте 17 лет композитор был вынужден немного отойти от оперной музыки и по приказанию архиепископа писать много церковной хоровой музыки. Ему было запрещено выезжать из Зальцбурга, хотя он к тому моменту был уже знаменитым композитором.

В 1783—1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением.

16 июня 1782 года состоялась премьера оперы Моцарта «Похищение из сераля» – первой оперы, написанной на немецком языке. А 1 мая 1786 года состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», которой сопутствовал огромный успех. Музыка из этой оперы стала народной.

С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон Жуана». Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

Несмотря на успех Моцарта, его финансовое положение было не блестящим. После смерти императора Иосифа II в 1790 году материальные проблемы Моцарта оказались настолько сложными, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.

В конце сентябре 1791 года в Вене состоялась премьера оперы «Волшебная флейта» — последнего произведения великого композитора. А 5 декабря 1791 года Вольфганг Моцарт скончался в Вене от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией, хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении композитора.
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху