Сенгчжин Чо (Чхо Сонджин) и "Картинки с выставки"

M

marmor

Guest
#1
В ответ на какой-то пост, где корейцы были названы лучшими исполнителями русской музыки, я выразил сомнение в том, что 17-летнему кореецу может быть доступно глубинное содержание "Картинок с выставки", которые являются величайшим памятником России и русскому народу. В том посте я не пояснил, но я имел в виду, что не может знать Чо ни оперу "Иван Сусанин" и ее хор "Славься" из эпилога, который стоит за финалом "Картинок". Ни цитату и церковного песнопения "Елице во Христе креститеся" в том же финале. Вряд ли ему кто-нибудь объяснил образ первой "Прогулки", вряд ли он догадывается об символике пьесы "Быдло". Вряд ли он раздумывал и над другой сложной проблематикой "Картинок".
Я считал свои априорные замечания абсолютно справедливыми.
Но. Вчера вечером я наконец-то послушал это исполнение (трансляцию я пропустил, а в архиве потом долго не было).
Это поразительно, но я услышал не ряд картинок, нанизанных на тему "Прогулки", а масштабное, сложное, многоплановое произведение с осмысленной драматургией. Его исполнение в целом меня убедило.
Мне не все понравилось. В "Быдле"-таки не было песни (из-за того, что он играл non legato, или же действительно он не мыслит эту мелодию как песню), основная тема "Богатырских ворот" в репризах слегка свинговала (интонация иногда вызывала удивление), а хоровая тема-цитата могла быть еще более строгой и отрешенной (в первый раз) или истовой (во второй раз), еще мелкие замечания. А целое сложилось.

Опять же, я не думаю, что ему объясняли проблематику "Картинок" также как как нам в свое время. Я не думаю, что на вопрос "о чем это", он даст глубокий и точный ответ. Но видимо такова музыка, и такова природная музыкальность корейца, что в "Богатырских воротах" я слышал то, что я ожидаю в них услышать.
Если кто-то захочет поделиться своими впечатлениями, приглашаю к обсуждению.
 
L

lerit

Guest
#2
Re: Сенгчжин Чо и "Картинки с выставки"

Послушайте еще раз...
 
C

Crus

Guest
#3
Re: Сенгчжин Чо и "Картинки с выставки"

Интересно. Посоветуйте, где можно почитать про "проблематику "Картинок""?
Нашёл уже в википедии :)
 
Последнее редактирование:
С

созерцающий

Guest
#5
Re: Сенгчжин Чо и "Картинки с выставки"

Хочу сказать, что самым большим открытием на этом конкурсе для меня стали корейцы. Чо и Сон. На форуме были высказаны полярные мнения о них, от неприятия до восхищения. Что касается Чо, то я считаю, ему очень повезло, он рано понял, кем ему суждено быть в жизни. Его уже можно назвать гением. Такой музыкальности не имеют многие именитые возрастные пианисты. Считаю, если он будет продолжать развитие (а так как он кореец - то я в этом не сомневаюсь), то вскоре он может стать королем в своем деле, музыкантом с большой буквы.
А что касается картинок, то скажите, неужели все русские пианисты играют их с таким смыслом, который вы описали? Согласен, выбор программы у Чо более чем странный, рано ему играть картинки, и тем более Рах3. Но скоро, надеюсь, придет его время. И я с удовольствием, если будет возможность, пойду на его концерт.
 
M

marmor

Guest
#6
Re: Сенгчжин Чо и "Картинки с выставки"

Интересно. Посоветуйте, где можно почитать про "проблематику "Картинок""?
Нашёл уже в википедии :)
В википедии еще не видел. Если вы музыкант, то лучше всего самому ставить как можно больше вопросов. Там действительно многое удивляет. Где-то уже писал, но повторюсь. Например: чем обусловлен выбор и порядок самих картинок? Какова роль заглавий пьес? Какова роль интермедий? Почему в финале в предыкте перед последним рефреном в колокольном звоне возвращается тема Прогулки? Есть и много других вопросов.
Вопросы и наблюдения не мои: преподавателя муз. училища им. Римского-Корсакова Г.А.Савоскиной. Она собиралась об этом написать.
Если вы не музыкант, рекомендую начать с брошюрки Абызовой о "Картинках". Там кстати даны репродукции сохранившихся картинок с той самой выставки памяти Гартмана.
 
M

marmor

Guest
#8
Re: Сенгчжин Чо и "Картинки с выставки"

Возможно. Но хотелось бы знать, какие у вас замечания к Чо.
Кстати, если не обсуждать интерпретацию, мне у него понравилось слышание фактуры, особенно баса. У него бас был мелодизированный. Особенно - в "Прогулке". Обычно играют аккорды.
 
L

lerit

Guest
#9
Re: Сенгчжин Чо и "Картинки с выставки"

Возможно. Но хотелось бы знать, какие у вас замечания к Чо.
Кстати, если не обсуждать интерпретацию, мне у него понравилось слышание фактуры, особенно баса. У него бас был мелодизированный. Особенно - в "Прогулке". Обычно играют аккорды.
Я к тому, что после вторичного прослушивания Чо нравится еще больше. :) Принципиальных замечаний к Чо в Картинках у меня нет. Что-то хотелось бы характеристичнее (напр., Гном), но в целом слушал, не отрываясь, наслаждаясь разнообразием звучаний, связанным с образным строем сочинения, естественностью высказывания (это вообще сильнейшая сторона его дарования).
 
M

marmor

Guest
#10
Re: Сенгчжин Чо и "Картинки с выставки"

Хочу сказать, что самым большим открытием на этом конкурсе для меня стали корейцы. Чо и Сон. На форуме были высказаны полярные мнения о них, от неприятия до восхищения. Что касается Чо, то я считаю, ему очень повезло, он рано понял, кем ему суждено быть в жизни. Его уже можно назвать гением. Такой музыкальности не имеют многие именитые возрастные пианисты. Считаю, если он будет продолжать развитие (а так как он кореец - то я в этом не сомневаюсь), то вскоре он может стать королем в своем деле, музыкантом с большой буквы.
А что касается картинок, то скажите, неужели все русские пианисты играют их с таким смыслом, который вы описали? Согласен, выбор программы у Чо более чем странный, рано ему играть картинки, и тем более Рах3. Но скоро, надеюсь, придет его время. И я с удовольствием, если будет возможность, пойду на его концерт.
Мне тоже Чо и Сон в общем понравились. 3-й концерт Чо еще не слушал, в исполнении Сон не все понравилось. Кто-то писал о сексизме. По-моему, это очень было заметно (даже если не глядеть - специально переслушивал каденцию I ч. не глядя) и очень неуместно.
Что касается смысла: приглядитесь внимательно к картинке Гартмана (Проект богатырских ворот) - она очень символична, то есть наполнена символикой. Что есть Киев для Руси? Идеальный образ, символ золотой эпохи. Очень неслучаен этот финал у Мусоргского, с цитатой, с колокольным звоном, с величественной основной темой и ее грандиозным ростом и т.д.
Насчет русских пианистов и того смысла, который они вкладывали (вкладывают) не знаю. Очень хотелось бы, что тот, который вложил сам Мусоргский. Но как-то по радио рассказали о Гилельсе: чтО он представляет во 2м концерте Брамса. Я забыл, что. Но это было настолько произвольно и бедно, что я был ужасно разочарован. Я не говорю, что во всей музыке есть идея, концепция, которую можно выразить словами. Но после Бетховена очень многие, особенно в крупных, масштабных замыслах, стали создавать такого рода концепции и конкретизировать их разными способами. Брамс - один из них, его симфонии надо читать, над ними размышлять, искать. Гилельс не искал, он что-то себе представил и удовольствовался этим. Думаю и в "Картинках" особых интеллектуальных поисков не было.