Бесценные советы на все времена.
Ферруччо Бузони. Рабочие правила пианиста
07.10.2016
Ферруччо Бузони, 1895 год
Советы пианистам Ферруччо Бузони.
1. Учи пассаж труднейшей аппликатурой; овладел ею, играй легчайшей.
2. Если техническая структура какого-либо пассажа представляет особую трудность, возьми в работу все, какие вспомнишь, аналогичные построения из других пьес: таким образом ты внесешь систему в то, что касается данного вида техники.
3. Всегда связывай техническое упражнение с работой над исполнением: трудность часто не в нотах, а в предписанном динамическом оттенке.
4. Увлеченный темпераментом, никогда не злоупотребляй силой; иначе появятся грязные пятна, которых уже никогда не отмоешь.
5. Не пытайся осилить пьесы, ранее плохо выученные и потому не удавшиеся; это по большей части напрасная работа. Но если ты в промежутке совершенно изменил свою манеру игры, то начни работу над старой пьесой заново, как если бы она была тебе незнакома.
6. Учи все так, словно это труднейшее; попытайся взглянуть на этюды для юношества с точки зрения виртуоза. Ты удивишься, как трудно сыграть какого-нибудь Черни, Крамера или Клементи.
7. Бах – основа пианизма, Лист – вершина. Эти двое откроют тебе подступы к Бетховену.
8. С самого же начала исходи из предположения, что на рояле возможно все – даже то, что кажется тебе невозможным или действительно является таковым.
9. Воспитай свой технический аппарат так, чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай; тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить все свои силы на ее духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат.
10. Никогда не играй небрежно, даже когда тебя никто не слышит или случай кажется тебе маловажным.
11. Если какое-либо место не вышло, никогда не иди дальше, не повторив его, не можешь сделать этого сейчас – сделай после.
12. Не пропускай по возможности ни одного дня без соприкосновения с твоим фортепиано.