Екатерина Мечетина: “Я прошу признать нашу систему на официальном уровне как национальное достояние”

Orange

Участник
#1
https://www.classicalmusicnews.ru/a...oficialnom-urovne-kak-nacionalnoe-dostoyanie/

Приблизительная стенограмма выступления на Круглом столе под председательством министра культуры РФ В. Р. Мединского на тему «Пути развития детских школ искусств».


Добрый день, уважаемые коллеги!


Мы сегодня уже упоминали здесь необходимость технологического прорыва в нашей стране, коллега из минпросвещения упоминала. А вот в нашем искусстве уже свершился этот прорыв 150 лет назад. У нас свои нанотехнологии, они уже давно доказали свою состоятельность и вывели нас в мировые лидеры. Называются они – русская исполнительская школа.


И наша задача, задача конкретно нашего поколения – прежде всего, сохранить то, что нам прямо в руки дали наши великие учителя; и сохранив, преумножить, развить сообразно времени. Мы ведь пользу приносим и своим гражданам, и страну представляем на международном уровне, и никому за нас ещё не приходилось краснеть.

Мы, музыканты, по природе своей специальности достаточно консервативны, собственно, в чем сейчас к нам и претензии – что якобы не хотим внедрять новые подходы в образовании. Да, действительно на первый взгляд сложновато придумать инновации, ведь скрипка за последние веков 5 особо не изменилась, да и фортепиано уже примерно пару веков как окончательно сформировалось, и так далее.


Не говорю уже о физических законах, на которых зиждется музыкальная наука гармония. Это, кстати, признаки любой классической науки – в математике, или в физике, в ее школьном курсе, тоже не такие уж принципиальные изменения произошли за прошедший век.

И первое, что я хочу подчеркнуть: музыка – это неотъемлемая часть классического образования. Я сейчас не буду снова повторяться на тему того, как благотворно занятия музыкой влияют на развитие мозга и так далее – мы все здесь люди культурные, мы все это знаем, это уже ни у кого не вызывает сомнения. И очень приятно и радостно, что некоторое время назад была государством поставлена цель – охватить дополнительным образованием как можно больше детей. Это прекрасная благородная цель.


Но! И вот тут мы внезапно впрямую подходим к самой болезненной точке.


Дело в том, что, стремясь к такому большому охвату, мы не должны сделать самую большую ошибку. Мы не должны профанировать наше музыкальное образование, не должны наши замечательные школы с их традициями превратить в некие кружки поверхностно-ознакомительные. Кружки, конечно, тоже нужны, не в ДМШ, а где-то ещё они должны быть. Потому что в музыкальных школах настоящее образование мы не можем потерять, мы его потом не восстановим.


Оппоненты говорят нам, что они идут навстречу желаниям детей, они не хотят сольфеджио, они не хотят этюды играть, они хотят попроще что-то, а ещё всякие современные модные направления внедряются.


Друзья, если мы будем спрашивать детей, что они хотят, то подавляющее большинство вообще учиться не станет, или будет хотеть учиться ерунде, особенно с учетом того, что они по телевизору видят. Мы спрашиваем на уроках русского языка или геометрии, что они хотят? Нет, просто проходим с ними обязательную программу по этим предметам.


А вот в плане художественного образования почему-то дети и их зачастую малообразованные родители должны нам диктовать свои пожелания. Не дай бог вообще… просто огорчает, когда люди временные поветрия сомнительного свойства принимают за ценные знания для будущего наших детей.


В то время как никогда в жизни образование не строилось исходя из запросов широких масс общества, наоборот, именно благодаря правильно поставленному общественному образованию общество начинало тянуться за образованными классами, активно развиваться.

Воспитывалась не просто личность, а личность мыслящая и творческая! Учиться классической музыке считалось престижным всегда. Сейчас нам нужно не системе нашей уникальной придавать «новые смыслы», а изменять массовое сознание людей, которые считают эту часть воспитания чем-то развлекательным и не столь важным.
Тут ещё то, что, казалось бы, должно было стать благом – бесплатное обучение в ДШИ – обернулось на практике если не злом, то вещью довольно неоднозначной. Дело в том, что все бесплатное часто воспринимается как не очень качественное, не очень солидное. Такая психологическая ловушка. Я предлагаю (вот уже постепенно к предложениям перехожу) – вернуть плату за обучение в ДШИ. Она не должна быть непосильной, но она должна быть. И одновременно должны быть стипендии для детей из малоимущих семей, для общедоступности обучения. Директора школ это мнение разделяют.


Вернёмся теперь ещё к отношению общества к обучению. Люди считают обучение музыке престижным, это является признаком достатка, хорошей благополучной семьи, прекрасного воспитания, это даже можно назвать модным, родители хотят дать детям самое лучшее и поэтому практически в каждой семье ребёнок учится музыке, причём учится серьезно, это часть государственной политики, и успехи этих детей несказанно впечатляют – если ещё 20 лет назад результаты были скромны, то сейчас все иначе, и система музыкального образования – охватывает миллионы мотивированных детей и их родителей.


Вы, наверное, сейчас слушаете и думаете, что я говорю что-то, мягко говоря, оторванное от реальности. А я просто рассказываю, как обстоят дела в Китае. В Китае! Который 25 лет начал внедрять именно нашу систему со всеми подробностями. Китай, о котором ещё 25 лет назад никто всерьёз не думал в связи с музыкой, и присутствие которого сейчас невозможно не то что игнорировать, а уже нужно бить тревогу, чтобы не отстать безвозвратно!


Вот результат здравого отношения их общества. Китайцы люди прагматичные и ничего не делают за красивые глаза. И не станут все эти десятки миллионов детей музыкантами, и не ставится такая цель. Они просто станут всесторонне образованными людьми, знакомыми с творческим подходом и ещё знакомыми с таким полезным для жизни понятием, как усидчивость и работоспособность. А мы все стремимся детей развлекать во время обучения.


У нас, к сожалению, нет пока такой экономики, как у Китая, да и там обучение музыке вовсе не бесплатное для всех.
Но что я предлагаю. Чтобы нам не разбазаривать ресурсы – причём ресурсы и финансовые, и человеческие! – надо в ДШИ вводить разделение на предпрофессиональные и общеразвивающие программы ПОСЛЕ 4 КЛАССА. Не раньше.


Это подтверждено опытом и практикой, что только после этого возраста можно объективно уже судить, как ребёнок себя проявляет в процессе обучения, есть ли у него склонность и данные к более серьёзным занятиям или он продолжит просто для себя как просвещенный любитель музыки. Таким образом мы и одаренных детей не упустим, и в целом общество воспитаем культурными и творческими людьми.

Обучение менее 7-8 лет в школе искусств не имеет никакого смысла. В младших классах вообще мало какая серьёзная информация останется у человека в голове. Мы не можем познакомить его с важными вещами в искусстве за эти 3-4 года.


Опять аналогия с общеобразовательной школой – почему-то в случае с математикой всем понятно, что надо изучать до 11 класса, потому что развивает абстрактное мышление и так далее. А с музыкой пока ещё не всем понятно, только людям из так называемых элитных семей, ну и ещё китайцам.


И вот что я предлагаю. Дети, которые добросовестно учатся в ДМШ, действительно тратят много сил, времени. Надо за диплом музыкальной школы давать ребёнку дополнительные баллы ЕГЭ. Он это заслужил честно! Таким образом, мы решим проблему, что дети бросают школу, не доучившись. Когда они и их родители будут понимать, что это обучение, эти навыки ценятся, то и отношение в семьях будет другим! Понятно, что это связано с законодательством, что закон об образовании придётся поправить. Но мне это кажется разумным решением.


Заканчивая, я возвращаюсь к начальной мысли моего выступления. Государство, которое сознательно снижает качество образования, обречено на неуспех.


Меньше всего мне бы хотелось, чтобы когда-то про мое талантливое и искреннее поколение историки когда-то бы сказали – а, это те самые, которые позволили развалить то, что им поручили их предки, их учителя. Не будет у нас новых великих музыкантов, если не будут дети по всей стране иметь доступ к качественному классическому образованию. Единицы какие-то прорвутся, талантами мы не оскудеваем, но дальше знаете что будет? Они уедут тут же, сразу подростками, потому что не будет для них здесь среды, нечем будет им тут дышать, не будет публики просвещенной, не будет истинной интеллигенции.


Я прошу признать нашу систему на официальном уровне как национальное достояние.


Спасибо за внимание.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#2
Согласна, что плату за музыкальные школы нужно вернуть. В советские времена в Москве плата за музыкальную школу составляла 21 руб. Вполне себе сумма. Это элитарное образование по своей сути и никаким бесплатным быть не может.
 

Марфа

Участник
#3
У меня вызывает глубокое уважение позиция Е.В. Мечетиной и то, что она последовательно сражается с непрофессионализмом. То, что Борис Лифановский, Екатерина Мечетина, Михаил Лидский выступили и в СМИ, и на своих страницах в ФБ, говорит о том, что настоящие музыканты отстаивают классическое музыкальное образование.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#4
Образование все же должно идти в ногу со временем. Много меняется. И любая образовательная методика не должна консервироваться и оставаться неизменной десятилетия.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#6
Я имею в виду утверждение Мечетиной про 150 лет.
 

Марфа

Участник
#7
Я думаю, что речь в данном случае о том, что есть фундаментальная традиция. Методики безусловно менялись, совершенствовались, выросла за 150 лет система музыкального образования. Репертуар меняется постоянно в ногу со временем. Сборников просто пруд пруди, самых разных, от облегченных переложений до интенсива. В школах есть вариативная часть программа (кстати, всегда это было, моя самая близкая подруга по училищу занималась импровизацией и сочинением, другие ребята с курса в своих школах - тоже). Мечетина против профанации образования.