Даниил Трифонов

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
10 сентября 2018, сольный концерт в КЗ Мариинки
в программе:
Л. ван Бетховен Andante favori
Соната 18 соч.31 №3
Р. Шуман "Пестрые листки", Presto passionato
С. Прокофьев Соната 8
бис - Шопен- Корто Ларго из виолончельной сонаты
Посмотреть вложение 2242

Исторический концерт, запомнится надолго многим из присутствующей публики.
Одержимый, страстный, демонически гротескный и одновременно - нежный, тонкий, чутко переживающий романтик, и это только малая толика определений, да и нужны ли они? сижу перед светящимся оком стационара, включив запись, снова с удовольствием погрузившись в океан разнообразных чувств и переживаний яркого неординарного дарования. То, что Трифонов одаренный, богом поцелованный пианист, для меня не было открытием , но сегодня убедилась еще в его даре драматургическом: глубокое погружение в воображаемый мир образов,воплощенный через многогранность оркестрово-окрашенных звуков, облаченных в совершенную форму, отключиться невозможно, захватывает целиком.
Романтизированный Бетховен (не так, как принято, но как притягательно;)), сложный, с бесконечными эмоциональными переключениями Шуман (вот не удивляюсь, почему с катушек слетел) и мощный по накалу, содержанию, ритмической и динамической остроте Прокофьев: три разных стиля - языка - состояния, я бы еще добавила ...рояля, это правда, и запись передает, насколько по-разному звучит Трифонов в классике, романтике и современной музыке, богат на прикосновение, мастер!

про издержки...потел по-обыкновению (мне не мешает, но знаю, что многие не терпят), мимику не держал, испытываешь состояние столбняка, когда вдруг "выпученный глаз Кащея" вперится в тебя (сидела на своем любимом месте в бенуаре, где и слышно и видно 5+), хотя что это я? артистизм налицо, точнее - говорящее лицо(простительно при его феноменально говорящих пальцах), публика уже начала осенний кашляющий сезон, который плавно перетечет в зимне - весенний
Остаюсь под сильнейшим впечатлением, опустошенная, но довольная и не только я, судя по отзывам коллег и публики в фойе. Москвичам надеюсь 13-го повезет, как питерцам, которые еще и завтра пойдут наслаждаться творчеством Даниила (напомню -завтра Бетховен "Императорский"концерт, за дирижерским пультом - В. Гергиев)
https://yadi.sk/d/KgjZymAnHGcxuA
https://yadi.sk/d/PO3CanJwkJNfjw
https://yadi.sk/d/gyG5TH_iQy91HQ
Аня, спасибо за отзыв... Каждое слово читалось и отзывалось в душе... Спасибо за ЗАПИСИ!!!
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
11 сентября, КЗ Мариинки
в программе: Л. ван Бетховен Концерт - 5 Es - dur соч.73

IMG_1013.JPG
Видимо весть о том, какой феерический концерт случился накануне, облетела меломанские круги Санкт - Петербурга, АНШЛАГ! народ сидел на ступеньках, а за отсутствием последних (серьезно, даже на ступеньках не помещались все желающие послушать Трифонова) вынуждены были стоять вдоль стеночки.
задержали на 25 минут - стандарт для Гергиева. Оркестр уже минут 10, как находился на сцене, а главных действующих лиц все нет. Вышли... Даниил спокоен, с отрешенным лицом, как- будто и нет вокруг битком набитого зала, с возбуждением ожидающего чуда.
За роялем был совсем иной Даниил Трифонов: сдержанный, аскетичный в проявлении чувств и эмоций,с прямой спиной, сосредоточенным взглядом , ни один мускул не дрогнул на его лице все 38 минут музыки. Было ощущение, что он прислушался к чьему-то совету,не расходовать себя так без остатка, а может просто невозможно физически два дня подряд выкладываться сверх нормы?
Бетховен опять нетрадиционен, новаторский замысел. В записи первой части в экспозиции услышите динамический провал до ррр у рояля, это именно так и было (и в репризе тоже), там,где обычно пианисты со знанием дела выпукло интонируют пассажи или просто добротно играют арпеджио, Даниил ушел вникуда, и неповоротливый оркестр сделал попытку ему помочь. Если честно, сама еще не разобралась, что в плане формы хотел изменить, так как было непривычно и пришлось напрячься, чтоб включиться. Я думаю репетиция,если и была, то незначительная, и Гергиеву приходилось по ходу действа реагировать, ну, а как реагировал оркестр сами услышите. Адажио второй части, обычно наполненное светом в Си - мажоре, прозвучало трагически печально, исповедально,глубоко отозвавшись в моей душе. Даниил практически не смотрел на клавиатуру, устремив сосредоточенный взгляд поверх рояля, погрузившись в свой образный мир. А пальцы говорили... Финал по сути всех примирил, хотя ударник сильно оплошал. С последним аккордом публика не взорвалась апплодисментами, будучи под впечатлением/недоумением/восхищением/??? вопросы будут однозначно. Трифонов вскочил и тут же, пожимая руку дирижеру,выговаривал ему видимо пожелания, Гергиев слушал внимательно, наклонив голову.
Бисы были прекрасны: 4 и 3 части Сонаты 18, исполненной накануне. Зал ликовал, не отпускал, БРАВО, Даниил!
 
Последнее редактирование:

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Какое хорошее интервью, все по делу
https://spbvedomosti.ru/news/culture/v_kruge_daniila_trifonova/
Российский обладатель «Грэмми» откроет новый сезон в концертном зале Мариинского театра
Новый сезон в концертном зале Мариинского театра откроют 10 сентября выступления пианиста Даниила Трифонова. Кроме сольного концерта, в программе которого музыка Бетховена, Шумана и Прокофьева, Даниил исполнит с оркестром Мариинского театра и Пятый фортепианный концерт Бетховена под управлением маэстро Валерия Гергиева. Обладатель премии Herbert von Karajan Music Prize и «Грэмми» 2017 года в категории «Лучший классический инструментальный сольный альбом» (с записями сочинений Ференца Листа) рассказал музыковеду Владимиру Дудину о своих любимых композиторах, о времени для восстановления сил и планах исполнить музыку Баха.


Вы часто играете с симфоническим оркестром Мариинского театра. Что дает вам как музыканту это сотрудничество?


— Я всегда концентрируюсь только на музыке. Задача дирижера — создать некую связь между музыкантами и солистом. Если дирижер очень чуток к солисту, это дает полет воображению и всегда очень позитивно сказывается на исполнении. Солисту всегда очень помогает, когда есть некая свобода, которую и предоставляет Гергиев.

— Вы представите здесь еще и новую сольную программу. Как часто вы меняете свои программы?


— Обычно раз в год, если речь идет о более традиционных классических программах. Я стараюсь их разнообразить. Но не так давно, например, я собрал концерт из сочинений ХХ века, с которым планирую выступать на протяжении нескольких сезонов.

— В Петербурге вы выступаете либо с сольным концертом, либо с оркестром и лишь впервые минувшим летом — в дуэте с немецким бас-баритоном Маттиасом Гёрне. Этот концерт стал одним из лучших в минувшем сезоне.


— К сожалению, я нечасто обращаюсь к камерно-ансамблевому музицированию. Но когда удается, это всегда очень приятно: и репертуара интересного очень много, и интересных музыкантов немало, с которыми можно сотрудничать. В ансамблях в каждом произведении нужно добиваться симбиоза звучания. С Маттиасом Гёрне, перед тем как выступить в Концертном зале Мариинского театра, мы записали часть нашей программы в Берлине, в обозримом будущем выйдет наш с ним диск.

— Именно благодаря дискам в России узнают о том, что ансамблевое исполнительство вас очень интересует. Среди последних релизов — альбомы камерной музыки, записанные вами со скрипачами Гидоном Кремером и Анне-Софи Муттер. Кто придумывает эти проекты?


— Проект с Маттиасом мы сами придумали и осуществили. А Анне-Софи Муттер давно хотела что-нибудь записать со мной. Мы с ней обсуждали, что лучше записать, и в итоге остановились на идее, показавшейся нам обоим интересной — квинтете «Форель» Шуберта.

— Как возник ваш сольный проект «В круге Шопена»?


— Шопен вдохновил так много композиторов на протяжении более ста лет. Настолько разная музыка была сочинена под его воздействием. В ней можно и увидеть индивидуальный почерк композиторов, писавших на темы Шопена, и услышать в ней звучание «оригинала». Мне очень хотелось обыграть эту идею. В композиции моего альбома есть даже тональные сочетания и пересечения... Года четыре назад я играл Второй концерт Шопена в оркестровке Плетнева с самим Михаилом Васильевичем Плетневым за пультом. После концерта вышла рецензия, в которой критик восторгался, насколько хороша оркестровка у Шопена. Он не удосужился заглянуть в программку и прочитать, что оркестровку сделал Плетнев. Когда «Дойче граммофон» предложил мне записать эти концерты, я сразу решил, что было бы здорово записать их в оркестровке Плетнева.

— В чем, на ваш взгляд, заключались фортепианные прозрения Шопена?


— Он повлиял не только на развитие фортепианного исполнительства, но и на сам язык фортепиано. Особенно в русской композиторской школе Шопен имел большое влияние в первую очередь благодаря Скрябину. А Скрябин вдохновлял других композиторов, осуществляя преемственность.

— За музыку Баха вы браться не собираетесь?


— Есть планы, но не ближайшие и точно не в следующем сезоне. Сейчас мы записали все концерты Рахманинова с Филадельфийским оркестром и дирижером Янником Незе-Сегином. Этот проект осуществлялся на протяжении четырех лет, в каждом сезоне было сыграно и записано по одному концерту. Последние — Второй и Третий — были записаны месяца три назад.

— Несколько лет назад вы исполнили все концерты Рахманинова на фестивале «Лики современного пианизма».


— К Рахманинову я пришел довольно поздно — в 21 год. И первым его произведением стала «Рапсодия на тему Паганини». Потом в репертуаре возникли Третий и Второй концерты, вариации на тему Шопена. Прежде я уже исполнял циклы из всех его концертов в Лондоне и Нью-Йорке, поэтому был рад получить приглашение от Валерия Гергиева сыграть их в Мариинском театре.

— Насколько фигура Рахманинова, на ваш взгляд, ключевая в истории мировой и русской культуры?


— Трудно сказать. Но я хотел бы отметить, что его композиторское нутро оставалось здесь, в России, несмотря на то что он уехал в Америку, где прославился на весь мир как пианист. Русская духовная музыка продолжала быть для него источником вдохновения.

— Позволю себе наивный вопрос: как помнить столько разной музыки?


— Главное — предельная концентрация и погруженность в музыку, в ее детали. Чем больше внимания и любви к деталям, тем легче помнить произведение.

— Вы быстро учите музыку?


— Несколько недель учу текст, затем продолжается работа по более глубокому освоению материала. Над новыми программами работаю в основном летом.

— Как выдерживаете напряженный концертный график?


— Даже если есть пять минут, стараюсь медитировать, чтобы восстановить энергию. Мой папа увлекается китайской гимнастикой цигун. Я же пробовал разные виды медитации, которая помогает открыть некие каналы, по которым течет энергия, что может пригодиться во время выступления. От концерта к концерту силы из себя бесконечно черпать невозможно — их нужно черпать извне. Особенно это приятно делать на природе. На фестивале в Вербье или Аспене, где я бываю периодически и где потрясающая природа — горы, чистейший воздух, очень хорошо ходить в походы. Я совершаю многочасовые пешие прогулки. Однажды прошел пятьдесят километров.

— Кого вы благодарите за тот путь, который выбрали?


— Родители первыми поверили в меня. Когда мне было восемь лет, мы всей семьей перебрались в Москву, точнее, в Подмосковье, чтобы я смог учиться у Татьяны Абрамовны Зеликман в Гнесинской десятилетке. Для этого мои родители должны были оставить свои работы в Нижнем Новгороде и начать совершенно новую жизнь в новом городе. Это был серьезный шаг, и я за это им очень благодарен. Но, конечно, и педагогам, которые меня учили — Татьяна Зеликман в Москве и Сергей Бабаян в Кливленде.

#КОНЦЕРТ#МАРИИНСКИЙ ТЕАТР#МУЗЫКА#КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6263)
 

Brienne

Участник
Совсем недавно на Медичи транслировали три очень интересных концерта Даниила Трифонова с фестиваля в Вербье - сольный концерт из произведений "вокруг Шопена" и самого Шопена с неординарно сыгранной 2-ой сонатой, также совершенно захватывающее исполнение 2-го концерта Прокофьева с Нозедой и его собственный квинтет, очень интересный по музыке и уже гораздо более зрелый, чем его же фортепианный концерт. С фестиваля в Зальцбурге этим летом можно было послушать камерную программу с Капюссоном, а из Люцерна 4-ый Рахманинова - были трансляции на радио.

Конечно, логичнее было бы привезти и в Россию уже "устоявшиеся " программы, тем более на открытие сезона в Мариинке и зала в Зарядье. Я очень жалею, что в России он так и не сыграл свои две самые лучшие сольные программы - это с Чаконой Баха-Брамса, сонатой Шуберта и 1-ой сонатой Рахманинова и шопеновскую программу последнего сезона.
Но артисту виднее, что для него важнее на данный момент. И только ему известно почему он "рискнул" играть и новую сольную и новый концерт с оркестром.
Я побывала на 3 концертах Трифонова- 10 и 11 сентября в КЗ Мариинского театра, 13 сентября в Зарядье.
Начну с последнего - акустика скорее хорошая, но специфическая - пианиссимо звучит отчетливо даже в самых последних рядах, а фортиссимо, наоборот, теряет звук с каждым рядом. Акустика концертного зала Мариинского театра, как мне кажется, гораздо более отзывчива и передаёт звучание, особенно его динамику, намного натуральнее и естественнее, без излишней реверберации как в Зарядье.

Сравнивая же сами концерты, мне показалось, что Даниилу было удобнее, даже уютнее играть в знакомой ему акустике Концертного зала Мариинки, в его доброжелательной атмосфере (в Питере его очень любят), да и исполнение его новой программы в первый раз не только для публики, но и для него, как мне показалось, было каким-то открытием, он играл с особым эмоциональным подъемом и воодушевлением. Возможно в Бетховене и можно было несколько снизить градус эмоций, зато в Шумане и особенно в Прокофьеве - это было попадание "в десятку"!
О сонате Прокофьева как главном произведении концерта в Мариинке пишет в «Российской газете» и Владимир Дудин:
"В интерпретации Трифонова это сочинение захватило масштабностью трактовки и охватом всех эмоциональных полюсов: в игре ощущалась и отстраненность прокофьевского "чистого разума", и лирические ассоциации с темами балета "Ромео и Джульетта", и типичный прокофьевский токкатный вихрь. Казалось, Трифонов упивался поисками разных звуковых возможностей рояля."
В Питере еще совершенно очаровательно прозвучал бис. И опять соглашусь с критиком:
"На бис прозвучала III часть Largo из Виолончельной сонаты соль-минор Шопена в фортепианном переложении Альфреда Корто. Трифонов исполнил ее импровизационно, нанизывая звук за звуком, создавая иллюзию рождения шедевра."

В Зарядье - новый непривычный зал, новый необыгранный инструмент, пианист словно прислушивается, "пробует" звучание и все было иначе - первое отделение более сбалансировано по эмоциям, взвешено и выстроено и такое 1 отделения мне, кстати, понравилось даже больше, чем в Питере, а вот в Прокофьеве, наоборот, питерский вариант по его перехлестывающему темпераменту оказался ближе.

На бисе в Зарядье - "Фантазия-экспромт" Шопена - пианист словно еще не отошел от сонаты Прокофьева и крайние части играл скорее блестяще, чем воздушно и трепетно (я сравниваю с вариантом на записи этого сочинения на клипе, где довольно банальный видео ряд, но игра совершенна).

Конечно, новая программа еще будет претерпевать много изменений( вспомните хотя бы запись с концерта в Шанхае с шопеновской программой в начале прошлого сезона и эту же программу с Вербье - это две большие разницы..), но уже сейчас мне было очень интересно с ней познакомиться в двух вариантах исполнения. И 5-ый концерт Бетховена тоже хотела бы послушать еще по истечению какого-то времени, совсем скоро Трифонов открывает с этим концертом и концертом Равеля сезон в Нью-Йоркской филармонии. Вдруг будут записи...
 
Последнее редактирование:

Brienne

Участник
Кое-что из западной музыкальной критики о концерте на открытии зала в Зарядье:
Seen and Heard International
“Valery Gergiev Opens New State-of-the-Art Concert Hall in Moscow”
http://seenandheard-international.c...-new-state-of-the-art-concert-hall-in-moscow/
Российской же прессе этот концерт оказался интересен прежде всего тем, какие персоны присутствовали в зрительном зале, а слова про исполнителей, за редким исключением, ограничивались лишь перечислением их фамилий.
Программу с 1 сонатой Рахманинова Даниил играл в Москве на Декабрьских вечерах,я была на этом концерте.Это был космос,очень глубокое проникновение,очень сильное исполнение.
Да, но зал там небольшой и билеты на концерт Трифонова были распроданы чуть ли не за один день, так что далеко не все желающие смогли послушать эту программу.
 

Brienne

Участник


После открытия нового концертного сезона в Зарядье и в Мариинском Даниил успел сыграть и на открытии сезона Нью-Йоркского филармонического оркестра, исполнив концерт Равеля соль мажор вместе с их новым главным дирижером Япом ван Зведеном, который, ещё и потрясающий скрипач, более пятнадцати лет (до 1995 года) проработавший концертмейстером оркестра Концертгебау, а в дальнейшем выбравший карьеру дирижера.
Рецензии:
New York Times - The Jaap van Zweden Era Begins at the Philharmonic
https://www.nytimes.com/2018/09/21/arts/music/review-jaap-van-zweden-new-york-philharmonic.html
Financial Times - New York Philharmonic/van Zweden, Geffen Hall, New York — clean and schematic
https://www.ft.com/content/cea0a032-bcf8-11e8-8dfd-2f1cbc7ee27c
Limelight Magazine - NEW YORK, MEET JAAP (NEW YORK PHILHARMONIC, NEW YORK)
https://www.limelightmagazine.com.au/reviews/new-york-meet-jaap-new-york-philharmonic-new-york/
ZEALnyc - New York ‘Officially’ Meets Jaap with Philharmonic’s Season Opening
https://www.zealnyc.com/new-york-officially-meets-jaap-with-philharmonics-season-opening/
Superconductor - A New Hope
https://super-conductor.blogspot.com/2018/09/concert-review-new-hope.html
ClassicalSource - New York Philharmonic opening concert of 2018-19 season – Jaap van Zweden conducts premiere of Ashley Fure’s Filament, The Rite of Spring, and Daniil Trifonov plays Ravel
http://www.classicalsource.com/db_control/db_concert_review.php?id=15778
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege


После открытия нового концертного сезона в Зарядье и в Мариинском Даниил успел сыграть и на открытии сезона Нью-Йоркского филармонического оркестра, исполнив концерт Равеля соль мажор вместе с их новым главным дирижером Япом ван Зведеном, который, ещё и потрясающий скрипач, более пятнадцати лет (до 1995 года) проработавший концертмейстером оркестра Концертгебау, а в дальнейшем выбравший карьеру дирижера.
Рецензии:
New York Times - The Jaap van Zweden Era Begins at the Philharmonic
https://www.nytimes.com/2018/09/21/arts/music/review-jaap-van-zweden-new-york-philharmonic.html
Financial Times - New York Philharmonic/van Zweden, Geffen Hall, New York — clean and schematic
https://www.ft.com/content/cea0a032-bcf8-11e8-8dfd-2f1cbc7ee27c
Limelight Magazine - NEW YORK, MEET JAAP (NEW YORK PHILHARMONIC, NEW YORK)
https://www.limelightmagazine.com.au/reviews/new-york-meet-jaap-new-york-philharmonic-new-york/
ZEALnyc - New York ‘Officially’ Meets Jaap with Philharmonic’s Season Opening
https://www.zealnyc.com/new-york-officially-meets-jaap-with-philharmonics-season-opening/
Superconductor - A New Hope
https://super-conductor.blogspot.com/2018/09/concert-review-new-hope.html
ClassicalSource - New York Philharmonic opening concert of 2018-19 season – Jaap van Zweden conducts premiere of Ashley Fure’s Filament, The Rite of Spring, and Daniil Trifonov plays Ravel
http://www.classicalsource.com/db_control/db_concert_review.php?id=15778
Он с Япом ещё и Императорский Бетховена сыграл после Равеля и не раз, рецензии разные
 

Brienne

Участник
Он с Япом ещё и Императорский Бетховена сыграл после Равеля и не раз, рецензии разные
Да, Трифонов играл 5-ый Бетховена в следующие 2 дня после концерта-открытия сезона и сыграет ещё раз 25-го сентября, так что подождём.