Борис Блох дал интервью главным образом по поводу прошедшего конкурса Шумана и решений жюри, с которыми он был не согласен, но поделился и своими впечатлениями от Grand Piano Competition, и в частности о выборе репертуара для детей (примерно те мнения, что уже звучали на форуме).
"— Думаю, что главной задачей детского конкурса было вовсе не желание Мацуева противопоставить нечто «азиатской» тенденции, ведь там участвовали, если не ошибаюсь, и азиаты тоже. Мацуев решил показать детей, которые ещё не достигли возраста участников взрослых конкурсов. И конкурс дал возможность зафиксировать именно этот этап становления каждого из них. Сегодня им по 13-15 лет, но время летит быстро, и в 20 лет они уже не будут играть, как сейчас. Я бы сегодня многое отдал, чтобы услышать, как сам играл в 14 лет. Но тогда не существовало повсеместно таких технологий записи. Для юных пианистов записи их выступлений на этом конкурсе станут отличной школой самопознания. Это очень хорошая инициатива Дениса Мацуева."
"
— Хорошо ли, по-вашему, были сыграны участниками «Мефисто-вальс» или Вторая соната Рахманинова?
— «Мефисто-вальс» в моё время играли единицы. Тем не менее я не склонен восторгаться лишь самим фактом исполнения таких трудных сочинений. Конечно, иногда талантливые дети своей интуицией открывают нечто новое и свежее в известных произведениях, и это подчас звучит как откровение. Вспомним
Кисина: концерты Шопена в его детской интерпретации производили сильное впечатление. Но если педагог даёт ребёнку «Мефисто-вальс» лишь для того, чтобы показать его технический уровень, который не уступает уровню взрослых музыкантов, то это ошибочный подход. Оба исполнения «Мефисто-вальса» на конкурсе меня разочаровали, я услышал лишь механическое обращение с материалом и непонимание духовной стороны произведения. То есть художественный уровень исполнения очень отставал от технического. А тогда зачем это? Лучше уж дайте детям то, что они смогут прочувствовать и понять.
То же самое я думаю про исполнение детьми Сонаты Рахманинова. Для неё недостаточно детской интуиции. Да, мы знаем, что
Менухин в 11 лет играл концерт Бетховена так, что казалось, он разговаривает с Богом. Но исключения, как известно, лишь подтверждают правило. В сонате Рахманинова заложены такие коллизии, что их может передать только человек, уже много сам переживший. Детям это не дано, откуда же… А раз так, то они не смогут глубоко осознать эмоции Рахманинова и разделить их с нами."
Целиком интервью на
http://www.belcanto.ru/16070303.html