Михаил Плетнев

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Для всех, кто вчера не послушал трансляцию из Будапешта концерта Шумана в исполнении Плетнева (и для тех, кто послушал тоже), это пока все еще можно сделать на сайте радио Барток.
http://www.mediaklikk.hu/radio-lejatszo-bartok/?date=2016-05-24_19:35:00&ch=mr3#
Спасибо большое!
 

Tatiana

Участник
Blog
Два Плетнева


Российский Национальный Оркестр под управлением Александра Сладковского, Гидон Кремер (скрипка), Михаил Плетнев (фортепиано)
Роберт Шуман – Увертюра "Манфред", Концерт для виолончели (скрипки) с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром
Париж, Филармония-2
20 мая 2016




Гидон Кремер и Михаил Плетнев. Фото: Susanne Diesner
В конце мая Российский Национальный Оркестр отправился в очередное европейское турне с программой, составленной на этот раз исключительно из сочинений Роберта Шумана. Этой программой оркестру была предоставлена честь открыть Фестиваль Шумана в немецком Дюссельдорфе, где композитор несколько лет жил и работал; еще один немецкий концерт состоялся в Эссене, а завершилось турне 24 мая в Будапеште. Первым же пунктом назначения в этих гастролях для РНО стал Париж.

Открыла вечер увертюра "Манфред" – музыка, сочиненная Шуманом к одноименной драматической поэме Байрона. Порывистое, патетичное исполнение этой увертюры Российским Национальным Оркестром под управлением Александра Сладковского послужило замечательной прелюдией к концерту. Словами Рахманинова: "слушатель был взволнован, возбуждён и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения!"

Следующим произведением стал Виолончельный концерт, сыгранный в этот вечер, однако, в скрипичной версии Гидоном Кремером. Довольно странным кажется то обстоятельство, что за создание скрипичной редакции концерта взялся сам автор. Новаторское для своего времени по форме, это сочинение скорее напоминает рапсодию, и именно густое виолончельное пение солиста создает в нем то романтически возвышенное настроение, которое связывает все три части цикла, идущие без перерыва. У скрипки же эта рапсодичность как-то теряется, и даже такой солист, как Гидон Кремер, не в силах что-либо с этим поделать. Справедливости ради надо сказать, что некоторые места в концерте все же начинают играть новыми красками именно в скрипичной версии. Так, во второй части дуэт солиста с виолончелью из оркестра превращается в сочетание двух разных инструментов и начинает из-за этого восприниматься совсем по-иному. Здесь Кремеру довелось поиграть в ансамбле с замечательным лидером группы виолончелей РНО Александром Готгельфом, и именно этот дуэт, пожалуй, и запомнился в первом отделении больше всего.

Во втором отделении Михаил Плетнев исполнял фортепианный концерт Шумана. Спустя более чем три года, прошедшие с момента возвращения Плетнева к игре на рояле, можно уже с уверенностью говорить о том, что Плетнев до шестилетнего перерыва и Плетнев после него - это два совершенно разных пианиста. Удивительно, но еще в нулевые Плетнев пользовался у критиков репутацией музыканта сухого, закрытого и чересчур "интеллектуального". В обратном легко убедиться, если послушать, например, запись сольного концерта Плетнева в Карнеги-Холле, или, скажем, найти на YouTube запись "Рапсодии на тему Паганини" Рахманинова из Берлинской Филармонии с Клаудио Аббадо за пультом. Обе эти записи, равно как и множество других выступлений пианиста, дают нам возможность соприкоснуться с творчеством невероятно живого и эмоционального музыканта; музыканта, умеющего передать игрой на рояле широчайший спектр человеческих чувств с какой-то совершенно особенной глубиной; музыканта, трогающего самые тонкие душевные струны слушателей как никто другой.


Михаил Плетнев за роялем Kawai. Фото: Shigeru Kawai
Нынешний же Плетнев - это пианист все той же глубины, но вот спектр эмоций в его игре сузился до крайности. Теперь практически любая музыка в исполнении Плетнева звучит так, словно это равелевская "Виселица" из "Ночного Гаспара": какой-то именно что висельной тоской и безысходностью становится наполненным все, к чему прикасается пианист. Но главное, что отличает игру нового Плетнева – это, безусловно, звук. То туше, которое Плетнев нашел в последние годы – мягкое, обволакивающее, призрачное, будто бы подернутое дымкой тумана – это какая-то совершенно новая веха в истории пианизма, нечто, чего до Плетнева в искусстве фортепианной игры, кажется, никто нащупать не смог. В то время как пианисты вроде Баренбойма спонсируют разработку новых моделей фортепиано, чтобы найти в инструменте новые краски, Плетнев достигает качественно нового фортепианного звучания в тандеме со старым добрым "Kawai". Иногда просто-напросто не верится, что звук, возникающий из-под рук Плетнева, действительно идет из этого казалось бы хорошо известного инструмента (до сих пор помню тот шок, который я испытал, когда Плетнев в 2013 году впервые после перерыва вышел на сцену "Оркестриона" и заиграл этим самым звуком Пятую сонату Бетховена. Тот концерт, наверное, останется для меня одним из самых сильных музыкальных впечатлений на всю жизнь).

Не отличается нынче широтой у Плетнева не только гамма эмоций, но и репертуар: Концерт Шумана, сыгранный им в Париже, исполняется пианистом из сезона в сезон, точно так же как, например, и прелюдии Скрябина. Интерпретация этого шедевра Плетневым все же претерпевает с течением времени некоторые изменения. По сравнению с исполнением концерта в апреле 2013 года в "Оркестрионе", свидетелем которого мне довелось быть, трактовка Плетнева стала еще более вдумчивой, еще более возвышенно-печальной в первых двух частях и вместе с тем несколько более резкой в финале. Темп первой части – настолько медленный, что не разваливается все лишь каким-то чудом; вообще, на протяжении всего концерта создается ощущение, что воздуха и пауз в этой музыке больше, чем собственно нот. Интерпретация шумановского концерта – пожалуй, одна из самых экстремальных даже для Плетнева: все насколько перевернуто с ног на голову, что этот уже, казалось бы, заезженный шедевр узнаешь с трудом. Местами Плетнев с его интимным, словно доносящимся издалека звуком и вовсе неожиданно уходит в этом концерте на второй план: с моего места под потолком парижской "Филармонии-2" иногда казалось, что слушаешь не концерт Шумана, а лишь отголоски концерта. В целом же весь цикл у Плетнева был пронизан характерным для него нынче холодом, и от этого холода время от времени хотелось съежиться…

Чудо произошло в самом конце вечера, когда Плетнев вышел играть на бис. Чудом это было уже потому, что Плетнев вообще-то бисы играть не собирался: завершить концерт должен был небольшой дуэт с Гидоном Кремером, в котором оба музыканта играют по нотам, но Плетнев забыл дома очки, и ему пришлось выходить на сцену одному. Именно игре Плетнева на бис и было суждено стать самым сильным впечатлением вечера. В "Грезах любви" Листа и до-диез-минорном ноктюрне Шопена Плетнев вдруг снова стал таким непосредственным, волнующим, трогательным, а звук его рояля - таким теплым, столь живо напоминая прежнего, молодого Плетнева, что эти волшебные, наполненные ностальгией мгновения еще долго не хотелось отпускать.





Михаил Дубов
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху