Фестивали классической музыки

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Двойной юбилей Фестиваля Менухина в Гштааде |Le double anniversaire de Gstaad Menuhin Festival

Автор: Надежда Сикорская, Гштаад, 18. 04. 2016


Дирижирует Иегуди Менухин (1916-1999)

100 лет со дня рождения великого маэстро Иегуди и 60 – с момента основания им в полюбившемся альпийском курорте музыкального смотра, с годами переросшего из встречи друзей в солидный международный форум. Несколько дней назад организаторы рассказали, как они собираются отметить оба события – на это потребуется полтора месяца!
… Летом 1956 великий скрипач, сын эмигрировавших в Америку евреев из Гомеля, Иегуди Менухин с семьей и друзьями решили отдохнуть в Гштааде. Все на этом фешенебельном курорте было замечательно, но ... скучновато. Глава местного туристического офиса Поль Валентин обратился к именитому гостю с предложением организовать пару концертов. «Конечно, почему бы нет! Давайте сделаем это прямо сейчас, в августе», – горячо откликнулся маэстро. Уже следующим летом, в августе, четыре вошедших с тех пор в легенду музыканта организовали два эксклюзивных концерта: композитор Бенджамин Бриттен, тенор Питер Пирс, виолончелист Морис Жендрон и, конечно, сам Иегуди Менухин. С этого момента и начался фестиваль, а Менухин окончательно связал свою жизнь с Альпами, получив в 1970 году швейцарское гражданство и до самой своей смерти в 1999 году оставаясь почетным президентом Фестиваля, получившего его имя.

Его детище с каждым годом росло и завоевывало популярность. Сначала концерты проходили в церкви Саанена и в старинном соборе Св. Николая, воздвигнутом еще в 1402 году. Потом в орбиту праздника вошли и остальные церкви городка. Но вскоре и этого оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить интерес публики. Теперь для фестиваля ежегодно возводится еще и специальный шатер на 1800 мест – благодаря этому появилась возможность проводить симфонические концерты и даже концертные представления опер.

Понятно, что организация дважды юбилейного фестиваля – задача не из легких, столько разных факторов надо принять в расчет. Кристоф Мюллер, руководящий Фестивалем с 2002 года, решил этот вопрос так: одну часть программы посвятить именно юбилейным мероприятиям, другую обратить, так сказать, в будущее – благодаря участию в концертах молодых музыкантов, получивших путевку в жизнь от созданных Иегуди Менухиным институтов. Тема нынешнего выпуска обозначена как «Музыка и семья», что отсылает публику и к истории создания фестиваля, и к многочисленным членам менухинской приемной семьи.

Иегуди Менухин (© Lotte Meiner-Graf)

Невозможно представить в одной статье все пункты программы – а их 60 с лишним – фестиваля, продолжающегося более полутора месяцев. Поэтому мы обратим ваше внимание лишь на некоторые из них, привлекшие нас либо исторической значимостью, либо оригинальностью замысла.
15 и 16 июля в церкви Саанена в присутствии членом семьи Менухина прозвучит «Реквием» Моцарта. Лежащая на поверхности причина выбора этого произведения очевидна: заупокойная месса. Но есть и другая. Дело в том, что именно с «Реквиемом» маэстро в свое время впервые предстал публике в роли дирижера.

На следующий день впервые встретятся на сцене две яркие музыкальные звезды разных поколений – португальская пианистка Мария Жуан Пиреш и Соль Гамбетта, аргентинская виолончелистка, имеющая русские корни и живущая в Швейцарии. Интересно будет услышать в их исполнении Этюд Шопена оп.25 № 7 в переложении Александра Глазунова.

Программу, полностью составленную из произведений Баха, посвятит Иегуди Менухину 20 июля сэр Андраш Шифф, британский пианист венгерского происхождения, впервые выступающий на Фестивале. И одним выступлением не обойдется: 23 июля исполнит Фортепианный квинтет оп. 18 Мстислава Вайнберга вместе с Иерусалимским квартетом в составе Александра Павловского, Сергея Брейслера, Ори Кама и Кирилла Злотникова.

На время фестиваля церковь Саанена преображается в концертный зал (c) Raphael Faux

Утром 23 июля в рамках программы «Молодые звезды» в часовне Гштаада выступит российский виолончелист Алексей Стадлер, которого мы заприметили, еще когда он приезжал в Академию Фестиваля в Вербье. Очень приятно, что его карьера развивается – приезжайте послушать в его исполнении (в дуэте с пианистом Лукасом Вондрачеком) произведения Шумана, Брамса, Сибелиуса и Прокофьева.

Без преувеличения невероятную программу предложит слушателям Дэниэл Хоуп. Этот прекрасный скрипач родился в ЮАР в семье поэта и писателя, борца против апартеида Кристофера Хоупа, подвергавшегося преследованиям на родине за антиправительственные взгляды. В результате, когда Дэниэлу было всего шесть месяцев, его родители бежали в Англию, где его мать, Элеонора, получила работу в качестве секретаря Иегуди Менухина, а затем стала его менеджером. Дэниэл же провел детство за играми с внуками Менухина, который вдохновил его в возрасте четырех лет начать занятия скрипкой под руководством Шейлы Нельсон, одной из лучших в Англии преподавателей для детей. В дальнейшем он обучался в Лондонском Королевском Колледже Музыки и российских скрипачей Ицхака Рашковского, Феликса Андриевского и Григория Жислина, а также у Захара Брона в Гамбурге. 24 июля в его исполнении в сопровождении Австралийского камерного оркестра – да, в Гштаад прилетают даже из Австралии! – прозвучат сочинения таких, казалось бы, мало сочетаемых композиторов, как Войцех Килар, Арво Пярт, Филип Гласс, Феликс Мендельсон и Джордже Энеску.

Борис Березовский (© David Crookes/Warner Classics)

Очень советуем всем меломанам запланировать провести в Гштааде выходные 30 и 31 июля – не пожалеете! В субботу вечером вы сможете услышать редко исполняемый Концерт для фортепиано с оркестром (струнные и солирующая труба) № 1 Дмитрия Шостаковича, написанный в 1933 году и навеянный партитурой Пауля Хиндемита «Kammermusik № 2, op. 36». Его представят пианист Фазиль Сэй, трубач Габор Болдоцки и Камерный оркестр имени Ференца Листа из Будапешта.

В исполнении этого коллектива прозвучит также «Дивертисмент» Белы Бартока. Сочинение это напрямую связано с Фестивалем Менухина, ведь написано оно было в 1939 году, за несколько месяцев до эмиграции композитора в США, в Саанене, в шале прямо за церковью, снятом для него швейцарским дирижером и меценатом Паулем Захером.

6 августа в фестивальном шатре пройдет концерт, который вполне можно назвать, следуя современной моде, «Иван Монигетти и друзья». Выдающийся российский виолончелист, учившийся у Мстислава Ростроповича, а теперь преподающий в Базельской консерватории, проведет вечер на сцене в окружении своих учеников во главе с уже упоминавшейся Соль Гамбетта. Программа на все вкусы, от Вивальди до Пиаццолы, включая «Бразильскую бахиану» Виллы-Лобоса. По словам организаторов, этим произведением они «поприветствовать» участников Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, которые откроются накануне.
Дирижирует Валерий Гергиев
7 августа 2016 года точно войдет в историю фестиваля. Три совсем молодых скрипача – победителя международных конкурсов воспроизведут программу концерта, который 2-летний Иегуди Менухин дал 12 апреля 1929 в Берлинской филармонии в сопровождении ее оркестра под управлением Бруно Вальтера. Прозвучат три грандиозных скрипичных концерта: Баха (BWV 1042), Бетховена, оп. 61 и Брамса, оп. 77.

Впервые приедет на Фестиваль Менухина в Гштааде Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (12 и 14 августа). Для симфонической части своих программа маэстро выбрал Пятую симфонию Малера и последнюю, Пятнадцатую симфонию Шостаковича. В солисты он пригласил Бориса Березовского (с Первым фортепианным концертом Прокофьева) и Патрицию Копачинскую (со Вторым скрипичным концертом Прокофьева же). Таким образом, в Швейцарии продолжится музыкальный марафон, организованный Валерием Абиссаловичем в России 23 апреля этого года по случаю 125-летия со дня рождения выдающегося русского композитора.

Думаем, не нуждается в комментарии название концерта 3 сентября – «Happy Birthday, Yehudi». В честь великого «старшего товарища» будет играть шесть очень разных скрипачей – от украинца Валерия Соколова, благодаря гранту Фонда Владимира Спивакова обучавшегося в Школе Иегуди Менухина, до индуса Л. Субраманьяна, с которым Менухин просто дружил. В программу гала-концерта включены, в частности, произведения трех Штраусов – Эдуарда, Йозефа и Иоханна Штрауса II (напоминаем, тем фестиваля – «музыка и семья»), а кульминацией вечера станет исполнение всеми шестью музыкантами «Гимна для Иегуди», написанного в 1956 году. Его автор, французский скрипач джазового направления Дидье Локвуд, также будет в этой «великолепной шестерке». Сопровождать этот необыкновенный концерт будет Бернский симфонический оркестр под управлением Кристиана Ярви.

Кристиан и Неэме Ярви "окружили" директора фестиваля Кристофа Мюллера

Параллельно с такой насыщенной концертной программе в рамках Фестиваля в течение трех недель уже в третий раз пройдет Дирижерская академию, придуманная эстонским дирижером Неэме Ярви (заметьте, папой Кристина, к слову о семье) и зиждущаяся еще на двух «наших» китах – Геннадии Рождественском и Леониде Грине. Судя по всему, желающих встать за пульт много, а мест на всех не хватает: только 15 человек были отобраны в этом году из 250 кандидатов!


От редакции: Со всеми подробностями программы вы можете ознакомиться на сайте фестиваля, который будет проходить с 14 июля по 3 сентября 2016 года.
 
Последнее редактирование:

Idia

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
"Мстислава Вайнберга"... мдя
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
"Мстислава Вайнберга"... мдя
Что ж, бывает и не такое))))



На торренте ссылка
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4793189
Verbier Festival 2014
Renaud Capuçon - violin, Kirill Troussov - violin, Nobuko Imai - viola, Mischa Maisky - cello, Miklós Perényi - cello,
Kirill Gerstein - piano

Quintet for piano and strings in F minor, Op. 18
Only the second part of the concert will be webcast live on medici.tv.The second "Exclusive encounters" of this 2014 Edition of the Verbier Festival, with eight world renowned soloists gatherered in a chamber ensemble!
The Verbier Festival is keen on gathering on stage world renowned soloists and have them play together chamber music works. Groups of artists that you will never have the opportunity to see somewhere else, and this is why it is named "exclusive". During this first part of the Verbier Festival 2014 "Exclusive encounters", you will have the opportunity to see Renaud Capuçon, Kirill Troussov, Nobuko Imai, Mischa Maisky, Miklós Perényi, Kirill Gerstein, Lily Maisky perform De la vie juive by Bloch at the Salle des Combins, but also works by Krein and Weinberg.
 
Последнее редактирование:

Tatiana

Участник
«Зеленый шум» начал выходить за рамки Сургута
Фестиваль выехал в Ханты-Мансийск, а в следующем году планирует «вылазку» в Нижневартовск

Фото Евгения Швецова


Молодежный фестиваль искусств «Зеленый шум», который идет в Сургуте, постепенно меняется: о некоторых метаморфозах рассказали его инициаторы на исходе минувшей недели.

Главное, впрочем, остается неизменным: несмотря на то, что по некоторым юридическим условиям из названия исчезло слово «международный», фестиваль, тем не менее, остается таковым, представляя участников как из России, так и из дальнего зарубежья. На этот раз их два — юная скрипачка Лея Чжу из Великобритании и пианист Люка Дебарг из Франции.



Несмотря на нежный возраст, и эти участники, и наши соотечественники уже набирают звездный уровень. По словам президента фестиваля Екатерины Мечетиной, у «Зеленого шума», по сути, есть некая миссия: показывать будущих звезд — исполнителей, которые находятся на взлете. «Нам очень повезло услышать на первом «Зеленом шуме» Венеру Гимадиеву, — привела она пример. — Сегодня, чтобы пригласить ее, придется вставать в очередь, потому что план выступлений у нее расписан уже на долгое время вперед. В прошлом году выступал виолончелистАлександр Рамм — а ныне он лауреат конкурса имени Чайковского. Уверена, что и в нынешнем составе «Зеленого шума» есть восходящие звезды».



Причем светить они будут теперь не только Сургуту. Так, программа открытия фестиваля, в котором симфонический оркестр Сургутской филармонии под управлением дирижера Дениса Кирпаневааккомпанировал «щелкунчикам» (так организаторы называют лауреатов Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», которые традиционно участвуют в концертах «Зеленого шума») была показана дважды: сначала у нас в городе, потом в окружной столице. «А в следующем году мы планируем экспансию в Нижневартовск», — поделился с корреспондентом siapress.ru планами глава филармонии Яков Черняк.

Планов совершать экспансию в другие регионы пока нет: по словам Екатерины Мечетиной, о фестивале хорошо знают в столице и в других областях нашей страны, однако создание его «филиалов» ей пока не кажется необходимым. «Я думаю, не стоит «размывать» бренд и его привязку к Сургуту, — объяснила она. — Нам бы хотелось закрепить эту связь: «Зеленый шум» — Сургут».

На закрепление, собственно, работают вот уже четыре года, всякий раз предлагая новые идеи и отходя от основного направления — классической музыки. Так, в прошлые годы на сцене филармонии играли джаз, выступал легендарный хореограф и танцовщик Владимир Васильев, свою программу представляла поэтесса Вера Полозкова… Нынешний фестиваль стал некоей передышкой, возможностью вернуться к музыкальным корням. «Классическая музыка, и ничего кроме», — так обрисовала его концепцию Екатерина Мечетина.



Впрочем, это вовсе не означает, что программа стала беднее: это с блеском опровергли и «щелкунчики» на открытии, и сама Мечетина, накануне отыгравшая концерт, на котором она в содружестве с кларнетистом Игорем Федоровым и скрипачом Евгением Стембольским доказала, что классика питает не только ум, но и душу — дает новые эмоции, заставляет грустить и восхищаться тонким чувством юмора исполнителей, не говоря об уровне мастерства. Впереди — поистине неординарное событие: во вторник знаменитый рояль Steinway испытает француз Люка Дебарг — артист, творчество которого вызывает не только восхищение, но и споры в среде ценителей фортепианной музыки. Чем он удивит сургутскую публику — узнают только те, кто прибудет в большой зал: говорят, что все билеты уже проданы. В более комфортную, традиционную ситуацию зрители вернутся на закрытии фестиваля: 21 апреля участники программы «Звезды XXI века» скрипач Степан Стариков и виолончелист Федор Амосов в сопровождении симфонического оркестра филармонии представят программу классических произведений, сыгранных на привычном для нашего города высоком уровне.


Юрий Нуреев
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Key to the Future/Dubrovnik Summer Festival

Dear Friends,
I’m glad to announce beginning of my collaboration with the Dubrovnik Summer Festival (Croatia) as one of the founders and a creative producer of a new project “Key to the Future”.
The project is dedicated to young passionate musicians, prize-winners of the most prestigious world music competitions, who have shaped a new vision and the future of performing art.
The American pianist Andrew Tyson whose premiere recital in Dubrovnik in August 2015 literally shacked the city and inspired the project idea has been acclaimed “the title artist” of the first project edition.
I’m also glad to note that the first time in music history of Dubrovnik two largest Croatian cultural events – the Dubrovnik Summer Festival and the Dubrovnik Symphony orchestra festival "Međunarodni glazbeni festival Dubrovnik" have joined together to make “Key to the Future” happen.
So, during 9 evenings from the 14th to 30th of August 2016 7 young brilliant artists - Andrew Tyson (USA), Aljoša Jurinić (Croatia), Stephen Waarts (USA), Алексей Семененко (Aleksey Semenenko)&Inna Firsova (Ukraine), Андрей Гугнин (Andrey Gugnin) (Russia) и Yury Favorin (Russia) – are going to create in Dubrovnik the most magic atmosphere in the world.
“Key to the Future” schedule:
August 14 – Andrew Tyson, piano (USA). Recital. The project opening http://www.dubrovnik-festival.hr/en...
August 16 - Aljoša Jurinić, piano (Croatia). Recital http://www.dubrovnik-festival.hr/en...
August 17 – Stephen Waarts, violin (USA)&Andrey Gugnin, piano (Russia). Duo recital http://www.dubrovnik-festival.hr/en...
August 18 – Stephen Waarts, violin (USA), and the Dubrovnik Symphony orchestra under the baton of Ertug Korkmaz (Turkey) http://www.dubrovnik-festival.hr/en...
August 22 – Andrey Gugnin, piano (Russia). Recital http://www.dubrovnik-festival.hr/en...
August 23 – Aleksey Semenenko, violin&Inna Firsova, piano (Ukraine). Duo recital http://www.dubrovnik-festival.hr/en...
August 24 – Yury Favorin, piano (Russia). Recital http://www.dubrovnik-festival.hr/en...
August 26 - Yury Favorin, piano (Russia), and the Dubrovnik Symphony orchestra under the baton of Christoph Campestrini (Austria) http://web.dso.hr/hr/koncerti-i-ula...

August 30 – Andrew Tyson, piano (USA), and the Dubrovnik Symphony orchestra under the baton of Mladen Tarbuk (Croatia) http://web.dso.hr/hr/koncerti-i-ula...
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Константин Лифшиц заменит Бориса Березовского на III Транссибирском арт-фестивале



Константин Лифшиц
На финишной прямой III Транссибирского арт-фестиваля случилось непредвиденное: за день до концерта стало известно, что пианист, занятый в трех финальных вечерах форума не приедет.

Три концерта со сложнейшей программой, анонсированных несколько месяцев назад, оказались под угрозой срыва.

«К сожалению, полтора дня назад стало известно, что Борис Березовский, анонсированный в качестве солиста в этих программах, не сможет прилететь в Новосибирск,

– рассказывает Вадим Репин, художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля.

И мне очень неприятно, что такая ситуация с Борисом складывается второй год подряд. Мы должны были найти решение – и оно было найдено. На сцену в двух заключительных концертах со мной, Мишей Майским и другими замечательными музыкантами выйдет Константин Лифшиц – замечательный музыкант, знакомый новосибирской публике по программе прошлого года.

Хочу особенно подчеркнуть, что запланированная программа сохранена на 100% – а это четыре труднейших сочинения за два дня. Поверьте, считанные пианисты в мире смогли бы это осилить, и я очень благодарен Константину, что он пришёл нам на помощь в такой сложной ситуации».

Константин Лифшицу удалось вписать в свой график два концерта в Новосибирске и один в Омске: 23 апреля он примет участие в программе «Памяти великого художника», посвященной 100-летию Иегуди Менухина, где, вместе с Вадимом Репиным и Мишей Майским исполнит Фортепианное трио Чайковского, а с Кларой-Джуми Кан, а также альтистом Андреем Гридчуком и Мишей Майским – Фортепианный квартет №1 Брамса.

В заключительных концертах Фестиваля 24 апреля в Новосибирске и 25 апреля в Омске в исполнении Лифшица прозвучит Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Бетховена, где творческими партнерами пианиста станут виолончелист Миша Майский и художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля Вадим Репин.

P.S. Хотела добавить только несколько фактов.
Константин Лифшиц - российский пианист, дирижёр, действительный член Лондонской Королевской академии музыки, обладатель ордена Сергия Радонежского III степени (2007 год) и премии «Ровенна» за выдающийся вклад в исполнительское искусство.
Окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных. Преподаватели - Т. А. Зеликман и профессор В. М. Тропп.
 
Последнее редактирование:

Tatiana

Участник
Гидон Кремер
Письмо директору музыкального фестиваля в Вербье Мартину Энгстрему

Минувшим летом на знаменитом музыкальном фестивале в Вербье произошел, на первый взгляд, обычный инцидент: организаторы мероприятия объявили, что один из его участников - Гидон Кремер - якобы по состоянию здоровья отказался участвовать в концерте.

И все было бы хорошо, если бы "неполиткорректный" Кремер, у которого на самом деле со здоровьем было все в полном порядке, не написал открытое письмо, в котором раскрыл истинные причины своего неучастия в "музыкальном празднике", а заодно поставил неутешительный диагноз всему современному миру классической музыки вообще, и одному из его "высших проявлений" - фестивалю в Вербье в частности.

Открытому письму предшествовало личное послание Кремера директору фестиваля в Вербье. Этот документ с согласия Мартина Энгстрема вскоре был опубликован на сайте известного музыкального критика Нормана Лебрехта, а также на портале Сноб.Ru, в переводе с английского. Ниже мы приводим оба документа.



26 июня, 2011 года

Дорогой Мартин,

Боюсь, у меня плохие новости. Меня давно мучили сомнения - последние несколько недель я пытался разобраться в своих мыслях и, наконец, принял решение отказаться от участия в фестивале в Вербье в этом году.

Мне совсем не хочется тебя расстраивать, и я представляю, как ты разочарован. Пожалуйста, поверь, у меня не было выбора. Мы с каждым днем становимся старше, и с этим не поспоришь, но с возрастом начинаешь более ответственно относиться к собственным поступкам. Это, в особенности, относится к тому, где и почему мы говорим "да" или "нет". То, что Вербье открывает широкие возможности для молодых музыкантов, прекрасно. Я ценю энтузиазм, с которым работает оркестр фестиваля, и очень хорошо знаю, как серьезно ты относишься к годовщинам и юбилеям своих друзей. Среди этих именитых исполнителей есть близкие мне люди. Тем не менее это все не отменяет вопрос, который я все время себе задаю: что делаю я САМ на "этом перекрестке", где встречаются именитые старые и новые звезды. Всю свою жизнь я посвятил музыке, композиторам, "классическому" репертуару и тому, за признание которого я, напротив, боролся десятки лет. Но сейчас чувствую, что должен сделать выбор.

Я больше не хочу быть частью "тусовки ради самой тусовки". Я не хочу оправдывать или подтверждать мнение, что принадлежу к какой-то категории, пусть даже исключительной.

Несколько десятков лет назад одна американская газета написала обо мне противоречивое, но ироничное заключение: "Он настолько вне всего, что он уже неотъемлемая часть" (he is so much out, that he is in). Со временем я все больше чувствую, что хочу быть "частью смысла" того, что я делаю. Мне трудно объяснить почему, но я чувствую, что в Вербье мое присутствие БЕССМЫСЛЕННО. Ты можешь удивиться: "Гидон! Как ты можешь говорить такие вещи, будучи в окружении друзей, которые тебя уважают, любят с тобой играть, следуют за тобой?" Дорогой Мартин! Пожалуйста, не делай ложных выводов. Я не воздвигаю баррикады из-за амбиций или желания смотреть на все по-снобски "свысока", как делают многие критики, полные предубеждений. Ни в коем случае.

Я просто не хочу дышать воздухом, наполненным искаженными ценностями. Давайте согласимся: все мы должны что-то делать с сомнительным состоянием нашего музыкального мира, в котором "звезды" значат больше, чем творчество, рейтинги - больше, чем подлинный талант, а цифры - больше, чем… звуки. Этим летом, после 30 лет полной отдачи, я решил закрыть ежегодный фестиваль в Локенхаузе. Три десятка лет я служил этому делу и благодарен друзьям, разделявшим мое отношение. Музыка была и осталась сутью этого фестиваля идеалистов, который может гордиться тем, что предоставил возможность прозвучать тысячам произведений. По своему размеру и направленности он был и остается оазисом интимного отношения к музыке. Устав от многочисленных туров, новых проектов и записей, я все больше чувствую, что должен делать только то, что мне кажется по-настоящему важным. У меня совсем нет сил и желания поддерживать проекты на широко рекламируемых площадках с "восходящими" или "признанными" звездами сегодняшнего музыкального бизнеса, устраиваемые ради оваций и показухи, основанной на демонстрации сотрудничества знаменитостей.

Да, я знаю, что должен быть профессионалом. Я всегда старался быть верным слову и, конечно, помню, что обещал приехать в Вербье. Но сегодня слово "исполнитель" теряет свой подлинный смысл, свою "ценность". Это больше не мое время. Я оставляю его тем, кто в него верит, будь то слушатели или молодые новые исполнители, превосходно умеющие ублажать публику, оставаясь ПУСТЫМИ. Многие из них (к счастью, не все!) больше, чем творчеством, заняты погоней за признанием на виртуальном пьедестале. Редко речь идет о преданности искусству. Пусть так и будет. Я не ханжа и не судья. Мне просто нужно отдохнуть от этих "фейерверков". Именно по этой причине я решил отстраниться. Мне не по душе участвовать в вездесущей вакханалии, которая за последнее время охватила музыкальный рынок. И все же хочется пожелать тебе плодотворного лета, полного радостных встреч и "великолепных выступлений", с которыми ты будешь ежедневно поздравлять участников на знаменитых ужинах в гостях у "друзей фестиваля".

Надеюсь, ты не только продашь бесчисленное количество билетов, но еще больше раскрутишь фестиваль, который должен гордиться своим художественным руководителем - одновременно таким увлеченным меломаном и прекрасным бизнесменом.

Я также надеюсь, что когда-нибудь ты отдалишься от тех музыкантов, которые используют возможность выступать для своих целей, вместо того чтобы СЛУЖИТЬ музыке, рады показать себя и насладиться атмосферой радостной "совместности".

Сегодня многие фестивали позволяют себе совмещать раскрутку и развлечение. Показателем этого стала популярность кроссовера и так называемых special events. Этот ширпотреб притягателен и для широкой публики, и для всех, кто хочет продемонстрировать себя, мечтает о признании и славе. Девиз "Все на продажу" хорошо работает и на тех, кто стоит за артистами. Признаемся себе, что кому-то на всем этом удается и зарабатывать. Да, я иронизирую и произношу это с горечью, НАСТОЯЩИЕ артисты еще не исчезли окончательно. Но они редки, как птеродактили, а Вербье, скорее, потворствует созданию мистификаций и подмене тех, кто действительно служил ИСКУССТВУ, теми, кто на нем промышляет.

Я пытаюсь противостоять этому и сохранить свою внутреннюю гармонию. В последнее время, пройдя через целый ряд сомнительных "сотрудничеств", я, очевидно, нуждаюсь в отдыхе. Хочется надеяться, что он станет лучшим лекарством от псевдоценностей, которые окружают большинство из нас. Я хочу закончить это письмо словами из песни одного из моих любимых композиторов Роберта Шумана: "Я не сержусь".

Мое обращение не есть попытка обвинять кого-либо, скорее это самозащита (если еще осталось что защищать!). Я еще раз хочу извиниться перед тобой и всеми коллегами и друзьями, с которыми я должен был выступать, за то, что не смогу посетить фестиваль Вербье этим летом. Пожалуйста, простите меня за то, что я нарушаю свое слово, и поверьте, что я делаю это ради того, чтобы остаться самим собой в мире музыки, который я до сих пор люблю.

Искренне Ваш,
Гидон


Открытое письмо (оригинал)
Заинтересованным лицам:

Вы, конечно, помните, что Марк Твен как-то написал издателю: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены".

Есть еще слова Мстислава Ростроповича, прекрасно знавшего, что в советское время единственным оправданием желанию путешествовать вместе с супругой могло служить "нестабильное состояние здоровья". Вместо этого проверенного хода вот что написал он в заявлении на выездную визу для жены: "Дорогие товарищи! Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская".

На сайте www.artsjournal.com было опубликовано сомнительное заявление организаторов фестиваля Вербье, утверждавшее, что я отменил свое выступление в связи с "состоянием здоровья". С тех пор мне приходит огромное количество писем от друзей мне известных и неизвестных - все озабочены причиной такого заявления и выражают беспокойство. Мне хотелось бы сообщить всем, что я здоров. "Устать" не значит заболеть. Совсем наоборот: усталость - признак активной жизни. В связи с этим, к сожалению, мне придется опротестовать слова и действия тех, кому было удобно сослаться на мою болезнь.


Дорогие друзья и любители музыки!

Я по-прежнему здоров. И надеюсь сохранить это состояние еще на некоторое время. Прошу прощения у всех, кто воспримет это заявление как вызов. Существует множество "послушных" художников, покорно следующих заявленным "правилам игры" в надежде на то, что это так или иначе приведет к "успеху". Некоторые из этих артистов являются очевидными жертвами современной индустрии музыки. Когда я участвую в известном фестивале с его высоким рейтингом, я вынужден задуматься о том, какой выбор делают музыканты, готовые обменять талант на символическое "признание" и место в пантеоне "звезд".

Мне попросту хотелось отстраниться от шумихи, окружающей "значимые события". Моя цель лишь - СЛУЖИТЬ музыке и композиторам. Она остается неизменной. А вот радовать толпу, промоутеров, менеджеров - это совсем другая задача. Все это я объяснил в письме, адресованном организаторам фестиваля в Вербье.

В настоящем письме мне хотелось бы еще раз подчеркнуть симптомы настоящей болезни - той, что неуклонно распространяется, хотя она и не всегда очевидна и "видна". Все мы должны понимать, какая опасность окружает сегодня молодые таланты. Они рискуют стать жертвами политики промоутеров, в особенности если успех приходит к ним "слишком рано".

Силен соблазн видеть в блестящих исполнителях "личностей", каковыми они далеко не всегда являются. Почему? Потому что многие из них способны подчинить себе самые тяжелые партитуры, но это вовсе не значит, что им есть "что сказать". Слава Богу, есть еще и те, чей талант, способности и самодисциплина позволяют постичь глубины исполняемой ими музыки, те, кому под силу ОРИГИНАЛЬНЫЕ прочтения партитур. Чтобы стать настоящим художником, чтобы взрастить собственный талант, чтобы найти свой путь, музыка требует ВРЕМЕНИ И УСИЛИЙ.

Мне представляется, что музыкальный рынок с его правилами и любовью к быстрым результатам зачастую исключает возможность этих необходимых компонентов творческого роста.

В результате многие молодые одаренные музыканты становятся жертвами собственного хорошо оркестрованного успеха, который, в свою очередь, становится главным препятствием на пути к открытию ими… самих себя. Все те, для кого Музыка - это больше, чем инструмент самопиара и предмет светской беседы, должны вспомнить о ее глубинном значении. Ослепленные "именами", мы рискуем потерять зрение и слух. История музыки, подкрепленная множеством документов и звукозаписей, напомнит нам, в чем ее настоящие сокровища, и позволит отличить их от множества имитаций и "бижутерии".

Я бы процитировал Фридриха Ницше: "Без музыки жизнь была бы ошибкой". Ошибкой также была бы жизнь, наполненная - как это бывает в нашей культуре сегодня - "восходящими звездами", сплошным развлечением и светскими беседами. К такому выводу я пришел, а это значит, что, в интересах сохранения собственных сил и здоровья, я вынужден отказываться от некоторых предложений.

Я вовсе не жду, что с моей позицией согласятся все, но я должен вас заверить, что она никак не связана ни с какими "проблемами со здоровьем", придуманными организаторами фестиваля в Вербье в их стремлении объяснить отмену моего выступления. Тем не менее я надеюсь, что гости и участники фестиваля в этом году смогут получить удовольствие от выступлений "выдающихся исполнителей" и "тусовок" на высоком уровне.

Я сожалею, что не смогу разделить сцену с моими любимыми друзьями и уважаемыми мною музыкантами.

Будем надеяться, что в будущем мы еще не раз сможем разделить друг с другом нашу любовь к музыке.


Искренне ваш,
Гидон Кремер
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Гидон Кремер
Письмо директору музыкального фестиваля в Вербье Мартину Энгстрему

Минувшим летом на знаменитом музыкальном фестивале в Вербье произошел, на первый взгляд, обычный инцидент: организаторы мероприятия объявили, что один из его участников - Гидон Кремер - якобы по состоянию здоровья отказался участвовать в концерте.

И все было бы хорошо, если бы "неполиткорректный" Кремер, у которого на самом деле со здоровьем было все в полном порядке, не написал открытое письмо, в котором раскрыл истинные причины своего неучастия в "музыкальном празднике", а заодно поставил неутешительный диагноз всему современному миру классической музыки вообще, и одному из его "высших проявлений" - фестивалю в Вербье в частности.

Открытому письму предшествовало личное послание Кремера директору фестиваля в Вербье. Этот документ с согласия Мартина Энгстрема вскоре был опубликован на сайте известного музыкального критика Нормана Лебрехта, а также на портале Сноб.Ru, в переводе с английского. Ниже мы приводим оба документа.



26 июня, 2011 года

Дорогой Мартин,

Боюсь, у меня плохие новости. Меня давно мучили сомнения - последние несколько недель я пытался разобраться в своих мыслях и, наконец, принял решение отказаться от участия в фестивале в Вербье в этом году.

Мне совсем не хочется тебя расстраивать, и я представляю, как ты разочарован. Пожалуйста, поверь, у меня не было выбора. Мы с каждым днем становимся старше, и с этим не поспоришь, но с возрастом начинаешь более ответственно относиться к собственным поступкам. Это, в особенности, относится к тому, где и почему мы говорим "да" или "нет". То, что Вербье открывает широкие возможности для молодых музыкантов, прекрасно. Я ценю энтузиазм, с которым работает оркестр фестиваля, и очень хорошо знаю, как серьезно ты относишься к годовщинам и юбилеям своих друзей. Среди этих именитых исполнителей есть близкие мне люди. Тем не менее это все не отменяет вопрос, который я все время себе задаю: что делаю я САМ на "этом перекрестке", где встречаются именитые старые и новые звезды. Всю свою жизнь я посвятил музыке, композиторам, "классическому" репертуару и тому, за признание которого я, напротив, боролся десятки лет. Но сейчас чувствую, что должен сделать выбор.

Я больше не хочу быть частью "тусовки ради самой тусовки". Я не хочу оправдывать или подтверждать мнение, что принадлежу к какой-то категории, пусть даже исключительной.

Несколько десятков лет назад одна американская газета написала обо мне противоречивое, но ироничное заключение: "Он настолько вне всего, что он уже неотъемлемая часть" (he is so much out, that he is in). Со временем я все больше чувствую, что хочу быть "частью смысла" того, что я делаю. Мне трудно объяснить почему, но я чувствую, что в Вербье мое присутствие БЕССМЫСЛЕННО. Ты можешь удивиться: "Гидон! Как ты можешь говорить такие вещи, будучи в окружении друзей, которые тебя уважают, любят с тобой играть, следуют за тобой?" Дорогой Мартин! Пожалуйста, не делай ложных выводов. Я не воздвигаю баррикады из-за амбиций или желания смотреть на все по-снобски "свысока", как делают многие критики, полные предубеждений. Ни в коем случае.

Я просто не хочу дышать воздухом, наполненным искаженными ценностями. Давайте согласимся: все мы должны что-то делать с сомнительным состоянием нашего музыкального мира, в котором "звезды" значат больше, чем творчество, рейтинги - больше, чем подлинный талант, а цифры - больше, чем… звуки. Этим летом, после 30 лет полной отдачи, я решил закрыть ежегодный фестиваль в Локенхаузе. Три десятка лет я служил этому делу и благодарен друзьям, разделявшим мое отношение. Музыка была и осталась сутью этого фестиваля идеалистов, который может гордиться тем, что предоставил возможность прозвучать тысячам произведений. По своему размеру и направленности он был и остается оазисом интимного отношения к музыке. Устав от многочисленных туров, новых проектов и записей, я все больше чувствую, что должен делать только то, что мне кажется по-настоящему важным. У меня совсем нет сил и желания поддерживать проекты на широко рекламируемых площадках с "восходящими" или "признанными" звездами сегодняшнего музыкального бизнеса, устраиваемые ради оваций и показухи, основанной на демонстрации сотрудничества знаменитостей.

Да, я знаю, что должен быть профессионалом. Я всегда старался быть верным слову и, конечно, помню, что обещал приехать в Вербье. Но сегодня слово "исполнитель" теряет свой подлинный смысл, свою "ценность". Это больше не мое время. Я оставляю его тем, кто в него верит, будь то слушатели или молодые новые исполнители, превосходно умеющие ублажать публику, оставаясь ПУСТЫМИ. Многие из них (к счастью, не все!) больше, чем творчеством, заняты погоней за признанием на виртуальном пьедестале. Редко речь идет о преданности искусству. Пусть так и будет. Я не ханжа и не судья. Мне просто нужно отдохнуть от этих "фейерверков". Именно по этой причине я решил отстраниться. Мне не по душе участвовать в вездесущей вакханалии, которая за последнее время охватила музыкальный рынок. И все же хочется пожелать тебе плодотворного лета, полного радостных встреч и "великолепных выступлений", с которыми ты будешь ежедневно поздравлять участников на знаменитых ужинах в гостях у "друзей фестиваля".

Надеюсь, ты не только продашь бесчисленное количество билетов, но еще больше раскрутишь фестиваль, который должен гордиться своим художественным руководителем - одновременно таким увлеченным меломаном и прекрасным бизнесменом.

Я также надеюсь, что когда-нибудь ты отдалишься от тех музыкантов, которые используют возможность выступать для своих целей, вместо того чтобы СЛУЖИТЬ музыке, рады показать себя и насладиться атмосферой радостной "совместности".

Сегодня многие фестивали позволяют себе совмещать раскрутку и развлечение. Показателем этого стала популярность кроссовера и так называемых special events. Этот ширпотреб притягателен и для широкой публики, и для всех, кто хочет продемонстрировать себя, мечтает о признании и славе. Девиз "Все на продажу" хорошо работает и на тех, кто стоит за артистами. Признаемся себе, что кому-то на всем этом удается и зарабатывать. Да, я иронизирую и произношу это с горечью, НАСТОЯЩИЕ артисты еще не исчезли окончательно. Но они редки, как птеродактили, а Вербье, скорее, потворствует созданию мистификаций и подмене тех, кто действительно служил ИСКУССТВУ, теми, кто на нем промышляет.

Я пытаюсь противостоять этому и сохранить свою внутреннюю гармонию. В последнее время, пройдя через целый ряд сомнительных "сотрудничеств", я, очевидно, нуждаюсь в отдыхе. Хочется надеяться, что он станет лучшим лекарством от псевдоценностей, которые окружают большинство из нас. Я хочу закончить это письмо словами из песни одного из моих любимых композиторов Роберта Шумана: "Я не сержусь".

Мое обращение не есть попытка обвинять кого-либо, скорее это самозащита (если еще осталось что защищать!). Я еще раз хочу извиниться перед тобой и всеми коллегами и друзьями, с которыми я должен был выступать, за то, что не смогу посетить фестиваль Вербье этим летом. Пожалуйста, простите меня за то, что я нарушаю свое слово, и поверьте, что я делаю это ради того, чтобы остаться самим собой в мире музыки, который я до сих пор люблю.

Искренне Ваш,
Гидон


Открытое письмо (оригинал)
Заинтересованным лицам:

Вы, конечно, помните, что Марк Твен как-то написал издателю: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены".

Есть еще слова Мстислава Ростроповича, прекрасно знавшего, что в советское время единственным оправданием желанию путешествовать вместе с супругой могло служить "нестабильное состояние здоровья". Вместо этого проверенного хода вот что написал он в заявлении на выездную визу для жены: "Дорогие товарищи! Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская".

На сайте www.artsjournal.com было опубликовано сомнительное заявление организаторов фестиваля Вербье, утверждавшее, что я отменил свое выступление в связи с "состоянием здоровья". С тех пор мне приходит огромное количество писем от друзей мне известных и неизвестных - все озабочены причиной такого заявления и выражают беспокойство. Мне хотелось бы сообщить всем, что я здоров. "Устать" не значит заболеть. Совсем наоборот: усталость - признак активной жизни. В связи с этим, к сожалению, мне придется опротестовать слова и действия тех, кому было удобно сослаться на мою болезнь.


Дорогие друзья и любители музыки!

Я по-прежнему здоров. И надеюсь сохранить это состояние еще на некоторое время. Прошу прощения у всех, кто воспримет это заявление как вызов. Существует множество "послушных" художников, покорно следующих заявленным "правилам игры" в надежде на то, что это так или иначе приведет к "успеху". Некоторые из этих артистов являются очевидными жертвами современной индустрии музыки. Когда я участвую в известном фестивале с его высоким рейтингом, я вынужден задуматься о том, какой выбор делают музыканты, готовые обменять талант на символическое "признание" и место в пантеоне "звезд".

Мне попросту хотелось отстраниться от шумихи, окружающей "значимые события". Моя цель лишь - СЛУЖИТЬ музыке и композиторам. Она остается неизменной. А вот радовать толпу, промоутеров, менеджеров - это совсем другая задача. Все это я объяснил в письме, адресованном организаторам фестиваля в Вербье.

В настоящем письме мне хотелось бы еще раз подчеркнуть симптомы настоящей болезни - той, что неуклонно распространяется, хотя она и не всегда очевидна и "видна". Все мы должны понимать, какая опасность окружает сегодня молодые таланты. Они рискуют стать жертвами политики промоутеров, в особенности если успех приходит к ним "слишком рано".

Силен соблазн видеть в блестящих исполнителях "личностей", каковыми они далеко не всегда являются. Почему? Потому что многие из них способны подчинить себе самые тяжелые партитуры, но это вовсе не значит, что им есть "что сказать". Слава Богу, есть еще и те, чей талант, способности и самодисциплина позволяют постичь глубины исполняемой ими музыки, те, кому под силу ОРИГИНАЛЬНЫЕ прочтения партитур. Чтобы стать настоящим художником, чтобы взрастить собственный талант, чтобы найти свой путь, музыка требует ВРЕМЕНИ И УСИЛИЙ.

Мне представляется, что музыкальный рынок с его правилами и любовью к быстрым результатам зачастую исключает возможность этих необходимых компонентов творческого роста.

В результате многие молодые одаренные музыканты становятся жертвами собственного хорошо оркестрованного успеха, который, в свою очередь, становится главным препятствием на пути к открытию ими… самих себя. Все те, для кого Музыка - это больше, чем инструмент самопиара и предмет светской беседы, должны вспомнить о ее глубинном значении. Ослепленные "именами", мы рискуем потерять зрение и слух. История музыки, подкрепленная множеством документов и звукозаписей, напомнит нам, в чем ее настоящие сокровища, и позволит отличить их от множества имитаций и "бижутерии".

Я бы процитировал Фридриха Ницше: "Без музыки жизнь была бы ошибкой". Ошибкой также была бы жизнь, наполненная - как это бывает в нашей культуре сегодня - "восходящими звездами", сплошным развлечением и светскими беседами. К такому выводу я пришел, а это значит, что, в интересах сохранения собственных сил и здоровья, я вынужден отказываться от некоторых предложений.

Я вовсе не жду, что с моей позицией согласятся все, но я должен вас заверить, что она никак не связана ни с какими "проблемами со здоровьем", придуманными организаторами фестиваля в Вербье в их стремлении объяснить отмену моего выступления. Тем не менее я надеюсь, что гости и участники фестиваля в этом году смогут получить удовольствие от выступлений "выдающихся исполнителей" и "тусовок" на высоком уровне.

Я сожалею, что не смогу разделить сцену с моими любимыми друзьями и уважаемыми мною музыкантами.

Будем надеяться, что в будущем мы еще не раз сможем разделить друг с другом нашу любовь к музыке.


Искренне ваш,
Гидон Кремер
Таня, большое спасибо) как своевременно это письмо...
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху