Наташа, а как Вам 1 часть Сонаты?
Честно, крайне редко работаю над этой Сонатой, и также крайне редко слушаю, в последний раз - Г.Соколова.
Сейчас пишу то, что чувствую, эмоции ещё не улеглись, потому простите за стиль и попытки что-то осознать или понять прямо в процессе написания.
4-х тактовое Вступление уже стало для меня откровением. Вроде бы всегда слышала этот трагический ход вниз с ре бемоля, но никогда ещё ухо не обращало внимание на последующие ре бемоли, особенно на вводный вверху (на доминанте), который натянул интонационную нить к первому звуку гл.партии до предела. И главная партия взорвалась с первых же звуков, буквально сметая всё на пути.
Потом даже открыла ноты, чтобы пересмотреть темпы! (Вступ. - Grave, первые такты Гл.темы - Doppio movimento (двойное движение), сама тема - Agitato).
Тема у Даниила звучала непросто невероятно взволнованной, смятенной, она была пропущена через пальцы, руки. Давно не слушала музыкантов "глазами", не отрывалась от рук - Даниил в буквальном смысле "лепил" этот образ пальцами как глину.
Короткий переход (модуляция) у Даниила был наполнен, насыщен, потому ощущался неразрывно связанным с побочной партией
(Sostenuto).
Поб.партия - всё внимание у Даниила на игру голосов, на полифонию. Поб.партия стала не столько лирической (что чаще всего слышим), сколько полной жизни и ярких чувств. У Даниила акцент сместился на басы, они "говорили" - свободно, крайне выразительно, скользя по полутонам, с такой жаждой к жизни и надеждой, с таким упоением в кульминации, что было страшно до прерывания дыхания, когда всё это оборвалось последующими темами, заключительной, а потом и темами драматичной разработки.
Потрясающе был передан Даниилом конфликт тем в разработке. Вступление и главная (поменявшись регистрами, но не характерами) звучали крайне напряжённо, подводя к трагической кульминации, где они сливаются воедино. Этот эпизод, достаточно длинный, я про себя называю, - Мир рушится. Как важно здесь сыграть на разрыв аорты, не потеряв стального ритма (восьмые гл.партии в правой и четвертные триоли вступления в левой). У Даниила Это было. Мир рухнул. Без остатка.
Потому даже вернувшаяся тема побочной партии (в зеркальной репризе), звучащая выше, в си бемоль мажоре, которую Даниил играет с ещё большей эмоциональностью, и кажущимся остановившимся движением, не может вернуть ощущение наслаждения жизнью. Для меня это звучало вчера как воспоминания о былом, воспоминания тем более мучительные, что в коде короткие удары, всплески главной партии разрушают и уничтожают окончательно то, о чём мечталось, то, чего так жаждалось. Надежд больше нет. Даже последние мажорные аккорды были сыграны так, что ты уже понимаешь, что присутствуешь при трагедии, которая тебя ещё ждёт.
Потому во второй части ничто и никто не противостоит друг другу. Единственная тема, которая могла бы быть светом, тема вальса, начинается и развивается как в полузабытьи, уходя уже в иные миры в репризе. Даниил играет эту тему так тонко и бережно, вместе с тем столь обречённо, что разумом понимаешь, что прослушать ещё Похоронный марш ты уже будешь не в силах. И КАК это выдержать самому музыканту, понять невозможно.
Похоронный марш, который рискнула послушать, своей леденящей душу утрированной механистичностью растоптал без остатка и жизнь, и надежды.
Повторюсь о том, что чистота и абсолютная красота темы трио была передана и сыграна Даниилом настолько совершенно, что хотелось плакать.
"Ветер над могилами" финала был яростным. Мне было непонятно только одно, как Музыкант мог ещё что-то играть после того, что он сказал до этого.
Когда Даниил уходил, выходил на поклоны, мне лично было больно даже смотреть на него. Не просто опустошён. Так, наверное, можно играть, заглянув по ту сторону......