ПИАНИСТЫ, их мысли, советы и высказывания

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Его все озаряющее присутствие


12.08.2016


Святослав Рихтер
Легенда жизни Святослава Рихтера, сложившаяся к его 70-летию, которое отмечал весь музыкальный мир в 1985 году.

“Он зрел картины Божьего суда,
Он побывал в чистилище и, зная
Дорогу в рай, достиг при жизни рая,
Чтоб молвить правду, воротясь сюда.”
Микеланджело Буонарроти

Отвечая однажды на вопрос студента:

«Будете ли вы преподавать?»

– Святослав Рихтер воскликнул:

«Нет, нет, не буду. Я еще сам все время учусь!»

Кажущаяся курьезность ответа в действительности обнажает правду единственного в своем роде максимализма, юношеской непресыщенности души великого музыканта.

Святослав Рихтер всегда умел и жаждал учиться у жизни, у природы, у творцов классического искусства, избегая банальных привязок к узко ремесленному цеху. И потому, наверное, его путь к вершинам музыкального исполнительства похож на легенду о блестящем самоучке, который, однако, никогда не был «вундеркиндом».

Он пришел в музыку поздно. В юности создавал собственные музыкальные спектакли, выступая как композитор, драматург, режиссер и актер. И не удивительно, что на вопрос:

«Кто ваш любимый композитор?»

– Рихтер отвечает:

«Тот, который совсем не писал фортепианную музыку, – Вагнер. Вагнер перешагнул рамки своего профессионализма. У него все сливается – музыка, театр, литература, дирижирование… »

Ответ Рихтера высвечивает сокровенное – жизнь его духа в обширнейшей сфере искусств, его жажду художественного синтеза.

Строго говоря, его школьной скамьей стала сразу Московская консерватория, а точнее – класс Генриха Густавовича Нейгауза, куда был зачислен в 1937 году концертмейстер Одесского оперного театра Святослав Рихтер, не имевший никаких документов о начальном музыкальном образовании. А было ему в ту пору 22 (!) года – возраст, когда крупные музыканты уже завоевывают мировую известность…

Зато и наверстал упущенное в один вечер! То был памятный осенний вечер дебюта Рихтера с Шестой сонатой Прокофьева в Малом зале Московской консерватории в 1940 году. Перед ошеломленной публикой предстал не «ученик Нейгауза» (игравшего в первом отделении концерта), но законченный пианист-новатор, вулканический художник, артист мирового класса.

Генрих Нейгауз не случайно называл Рихтера

«учеником нашей страны, нашего времени и нашего народа. И только в последнюю очередь своим».

Он не стеснялся признаваться, что до конца дней своих будет не только восхищаться Святославом Рихтером, но и… учиться у него. Неутолимая жажда «ученичества» скрепила узы деликатнейшего из союзов Учителя и Ученика.


Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин
Между тем Рихтер всегда поражал именно комплексом ярчайших черт «школы», русской музыкально-исполнительской классической традиции, на знамени которой написаны Человечность, Правда и Красота. Его гигантская одухотворенная виртуозность возвращала фортепиано его царственное положение на концертной эстраде ХХ века.

«Такого мастера, как Святослав Рихтер, могла взрастить и выпестовать лишь лучшая музыкальная школа, какую знает мир»,

– признавалась Розина Левина в дни первых гастролей советского пианиста в США в 1960 году. Рихтера назвали «пианистом века», олицетворяющим собой гений русского народа. В нем увидели живое воплощение «легендарных гигантов клавиатуры прошлого», один из которых – Антон Рубинштейн, основоположник русского концептуального пианизма, словно предвидя явление Рихтера, изрек известный афоризм:

«Воспроизведение – это второе творение».

Именно авторское, сверхмощное по творческой энергии, созидательное начало делает Рихтера интерпретатором, конгениальным исполняемым авторам. Именно феноменальный артистический максимализм, дар перевоплощения, позволяющий бесконечно глубоко погружаться в своеобразный мир композитора – будь то Бетховен, Шуберт, Шопен, Скрябин, Прокофьев и кто угодно еще – составляет тайну всеохватывающего универсального дарования пианиста.

«Искать автора» – иначе «дорога в никуда».

Так лаконично определил однажды свою проблему Рихтер в беседе с журналистами…

Взойдя на вершину исполнительского мастерства и обретя к 60-тым годам мировую славу, он продолжал «расти». Он продолжал свой путь к совершенству, который для него в этой земной (а быть может, и не только земной!) жизни не завершится никогда.

Мощный дух Рихтера, помноженный на исключительное виртуозное дарование, меняет облик его пианизма постоянно, заставая воображение слушателя врасплох. На смену демоническому приходит аскетическое; взамен отрешенному, холодному – глубоко человеческое. Но как говорит о нем Юрий Башмет:

«И уж никак не отнесешь его к «романтическому» направлению или «интеллектуальному». Это тот самый сплав всех оттенков исполнительского мастерства и всех человеческих качеств, который и дает ему право считаться великим…

Он какой-то бездонный, Рихтер… От него словно излучение какое-то идет… Он одним своим присутствием «вытягивает» из человека максимум» (будь этот человек партнером по музыкальному ансамблю или дружескому общению, или, наконец, просто рядовым слушателем.– Т. Г.-Г.).

И далее Юрий Башмет размышляет:

«Подарит ли природа миру еще одного такого музыканта? Если уже и родился другой такой же великий, то пусть он сначала доживет до этого возраста (то есть до 70-летия. – Т. Г.- Г.), и так же растет, и так же играет, пусть он станет величиной хотя бы вполовину того, что сейчас собой представляет Рихтер… Может быть, природа и одарит его комплексом каких-то исходных данных, но сможет ли он с ними справиться? А Рихтер справился. Уже очень давно».


Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин
Еще студентом Святослав Рихтер переиграл «всю музыку» – камерную, оперную, симфоническую – и приобщил к ней коллег по Московской консерватории. Таких «рихтеровских» музыкальных собраний студенческого кружка, как вспоминают их участники, состоялось около ста (!). В истории Московской консерватории – ни до, ни после Рихтера – ничего подобного не бывало.

«Музыку он знает всю. Вспоминаю, как они общались с Нейгаузом. Тот подходил к роялю и наигрывал: «А вот в «Электре» Штрауса, Слава, ты помнишь?..» Так они с Генрихом Густавовичем разговаривали».

– рассказывает Нина Львовна Дорлиак.

А мы, консерваторская молодежь, каждый месяц устремлялись на новые «бездонные» программы концертов Рихтера, которые он посвящал «отдельно взятым» композиторам, как-то: Бах, Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Дебюсси, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович – и несть им числа. Монографический тип концертов был его страстью, а для нас – огромным впечатлением-открытием, побуждающим нашу мысль и воображение – вслед за Рихтером – «выйти из берегов».

«Помню его первые концерты в Москве. Облик молодого, стройного, идущего по сцене стремительно и плавно. Был волнующий контраст между закругленной пластикой походки и яростной волей, сокрушительной мощью, которые слышались в его игре. Зал ощущал охватывающий плен, особое влияние… Стихия в игре Рихтера так же запомнилась и впечаталась в сознание, как и побеждающий ее интеллект. Уже ясно становилось, что есть высшее и не имеет слов… »

– пишет Вера Горностаева.

Его фортиссимо ошеломляло звуковой громадой и напряжением. Его пиано-пианиссимо зачаровывало, заколдовывало бездной оттенков и неземной отстраненностью. Рихтеровский фортепианный «оркестр» переливался фантастическим многоцветьем, сулящим приближение к тайнам непознанных звуковых миров.

А темпы, темпы!.. Его ураганные темпы игры порой ломали все представления о границах человеческих возможностей. Его темперамент, словно заряженный сверхвысокой энергетикой высших миров, придавал его облику черты и повадку молодого воина, бросающегося в сражение. Об этом особом состоянии артистического экстаза молодого Рихтера известный музыкальный критик и знаток пианистического искусства Давид Рабинович писал:

«… Взгляните на его пальцы, вгрызающиеся в клавиатуру, на его ноги, исступленно топчущие пол около педалей. Это не эксцессы показного эстрадного темперамента – тут, пожалуй, уместнее вспомнить слово «берсеркер», которым норманны некогда обозначали неистовство, в бою охватывающее викингов».

Но мы знали и другого Рихтера – статуйно-неподвижного, отрешенного, почти холодного, почти недоступного для неискушенного слушателя; Рихтера, «музицирующего» наедине с Богом, живущим в его непостижимой музыкальной душе; Рихтера, играющего очень долго и очень тихо свои «божественные длинноты»…

Но об этом «неприступном» Рихтере – олимпийце всегда хотелось сказать словами Бузони (о Бетховене):

«Его не назовешь божественным, он слишком человечен, в этом его величие…»

“Мне многого хочется. И не потому, что я честолюбив или разбрасываюсь. Просто я многое люблю, и меня никогда не оставляет желание донести все любимое до слушателей”,

– признается Рихтер. Однажды ему задали весьма характерный вопрос:

“Вы играете «всю музыку». И все же признаете ли вы перемены вкусов, как реагируете на моду на того или иного композитора?

Рихтер ответил:

“Мода на какого-то композитора, на определенный род музыки возможна только в дилетантской среде. Настоящее искусство неподвластно моде, оно живет века. И нужно играть все достойное, истинное.

В Рихтере все огромно, все вырывается за пределы привычных норм и представлений. Став пианистом, он умудрился, по существу, быть и композитором, и дирижером, и артистом-режиссером, а впоследствии – и живописцем (кстати, он брал уроки рисования у обожаемого им Фалька). Только все эти профессии слились в грандиозном сплаве его пианизма, равного которому не знал ХХ век.

“Нетерпение! Нетерпение! Все более одухотворенный звук! Чудо должно быть!..


Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин
Эти удивительные, полные динамизма и мечтательности слова говорил Святослав Теофилович певцам коллективов Всесоюзного радио, репетируя с ними Шесть хоров для женских и детских голосов Рахманинова. Записанная на пленку и переданная в эфир, эта уникальная репетиция станет материальной крупицей памяти о «чудоискательстве» великого артиста-музыканта. Он верит в чудо – в искусстве и в жизни. Всегда ждет неожиданного, необыкновенного. И сам творит его.

“Я думаю, что все исполнительское искусство вообще построено на неожиданности…

– говорит Рихтер. Но в том-то и дело, что в своих вечных поисках «чуда» и «неожиданности» музыкального решения пианист бесконечно точен и строг, как профессионал-интерпретатор. Строгое отношение к своему искусству, говорит он,

«мгновенно связывает тебя с концертным залом», а «стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям… Тогда важно одно – идея, сформулированная композитором, как ценность, которой предстоит жить в звуках».

Так говорит музыкант о мгновениях своего строгого концертного творчества, которое возвышает и артиста, и слушателя, и самого творца.

Режиссер рижской киностудии Гунар Пиесис, снимавший фильм «Святослав Рихтер», писал:

«Удивительный он человек. Гениальное и простое в нем рядом. Как обаятелен и прост он в беседе с рыбаками! Какой огромной эмоциональной силой заряжено его восприятие!.. Музыка, живопись, литература, природа – все это связано неразрывно в его восприятии и все это проникает в его творчество путями неведомыми, делая его всеобъемлющим, раздвигая для слушателей границы прекрасного беспредельно… »

Нейгауз гордился «универсализмом» Рихтера, способного воспроизводить своим искусством не только духовный мир композитора, но и мир целой эпохи.

Мы, современники Рихтера, его слушатели и «ученики», хорошо знаем, что такое всепокоряющая магия его интерпретаций: кажется, вся мощь его феноменальной памяти и культуры, весь его прометеев труд и «нетерпение души» переливаются в эти фортепианные откровения, а точнее сказать – необъятные космические миры духовного созидания, где сливаются все начала и стихии бытия, казалось бы, неподвластные рукам единственного музыканта. Знакомое ощущение: будто играет не один человек.

«Все, что мы слышали, выходило за пределы просто фортепианной музыки. Казалось, на сцене огромный оркестр, спаянный единой волей творца, стихия звуков. Мы забыли, что перед нами пианист. Мы видели художника, творца-композитора, дирижера, живописца… »

– писали, например, слушатели города Ужгорода в дни гастролей Рихтера. А гастроли предпринимал Рихтер фантастические.

70-летний мастер совершал многомесячные турне по просторам Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, республикам Прибалтики и Кавказа, в Молдавии, Белоруссии и на Украине, не пропуская и самых маленьких городов, и небольших поселков, не отказывая ни школам, ни сельским клубам, играя порой в помещениях, где до него не играл ни один пианист. Он мог играть в полутьме, при одной-единственной зажженной лампе, поставленной на пюпитр.

Его театрально-режиссерская фантазия порождает планы самые неожиданные. Он может предложить кинооператору снимать руки цианиста с самых невероятных точек: например, из-под рояля или с потолка. Его неуемная фантазия может превратить старый амбар для зерна в концертный зал.

Так случилось в предместье французского города Тура, где по идее Рихтера «перевернутая лодка» деревянной постройки «Гранж де Мэле» (чудо плотницкого искусства ХIII века!) стала сводом концертного зала – центром притяжения лучших музыкальных сил мира на протяжении трех десятилетий!

Об этих интереснейших событиях биографии Рихтера рассказывает Нина Львовна Дорлиак:

«Двадцать лет назад (то есть в середине 60-х годов. – Т. Г.-Г.) Рихтер давал концерт в Национальном театре города Тура, во Франции. “Садом Франции” называл Рабле эти края. Местное общество друзей музыки “уловило” то, что витало… Создать фестиваль Рихтера! Провезли его по всем окрестностям, по всем замкам.

Наконец главный архитектор Тура, Пьер Буаль, привез его в старинный амбар “Гранж де Мэле”, постройку ХIII века. Амбар был полон сена, кукурузы, но… акустика оказалась уникальной. С той поры ежегодно выступают тут музыканты мирового масштаба, подчиняющиеся инициативе Святослава Теофиловича с кротостью поразительной.

Здесь дважды пел Дитрих Фишер-Дискау, Элизабет Шварцкопф, играл Давид Ойстрах, квартет имени Бородина, выступали певицы Криста Людвиг (с Венской Оперой), Барбара Хендрикс, Грэс Бэмбри, Джесси Норман, оркестры Пьера Булеза, Лорина Мазеля, Карла Рихтера, «Моцартеум» из Австрии, оперы Б. Бриттена шли в составе исполнителей из Ковент-Гардена. И неизменно ежегодно – Рихтер, Рихтер, Рихтер… »


Ирина Антонова и Святослав Рихтер
В программке одного из туринских фестивалей середины 80-х годов говорилось:

«ЕГО ВСЕ ОЗАРЯЮЩЕЕ ПРИСУТСТВИЕ притягивает артистов и меломанов, которые хорошо знают, что там, где находится Рихтер, они найдут качество, чистоту стиля и вдохновение».

На одном из фестивалей в Туре по приглашению Рихтера побывала Ирина Александровна Антонова, директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. И сразу задала вопрос «вдохновителю» фестиваля: почему в Туре, почему не в Москве?

Рихтера не пришлось долго уговаривать. Ведь он давно, еще с середины 50-х годов, играл в «цветаевском доме» на Волхонке. Как вспоминает Ирина Александровна, первый концерт состоялся между итальянским и греческим двориками, когда пела Дорлиак, а Рихтер ей аккомпанировал.

Потом он играл в музее в самых разных залах самые изысканные свои программы: поздние сонаты Бетховена, всю знаменитую серию фортепианных и вокальных произведений Шуберта, музыку Дебюсси и Шимановского, двойной концерт для скрипки и фортепиано Альбана Берга…

Рихтер загорелся. И родились в снежном декабре 1981 года в Музее на Волхонке «декабрьские вечера» – чудо московской элитарной музыкальной культуры и просвещения, сконцентрировавшихся вокруг гипнотической личности «пианиста века». Их особенностью и непременным условием, по замыслу Рихтера, стала глубоко продуманная и каждый раз заново созданная художественно-насыщенная среда – воплощение рихтеровской идеи синтеза, созвучия искусств изобразительного и музыкального.

Белый зал Музея изящных искусств. Снежно-белая московская зима. Кажется, невозможно было отыскать лучшего фона и образа Московских «декабрьских вечеров», о которых замечательно написал однажды петербургский музыковед Леонид Гаккель:

«Здесь сыграли какую-то роль ключевые для русской культуры, в особенности для московской, понятия о зиме, о снеге, о каком-то укрытии под снегом за зимней пеленой. Особенно, мне кажется, это важно для Москвы, это какой-то тип русского общения, который всегда предполагает некую скорлупу, защиту. Снег, зима испокон века были такой защитой для культуры в Москве, в России вообще…

И 81-й год, когда очень сильно замело снегами, вызвал потребность укрыть и сделать снег союзником, как сказано у Пастернака – «Зимний вечер, сочувствующий союзник».

И когда сегодня мы смотрим по сторонам, когда чувствуем, что нет никакой защиты и негде укрыться, то это значение Декабрьских вечеров как укрытия под снегом, как укрытия среди зимы… кажется еще более существенным. Для русской музыки очень терпким является контраст между простором русской беспредельности, русской открытости и духом камерного творчества, камерного музицирования.

В этом есть какая-то острота, неведомая западной культуре. Там нет такого контраста между музицированием в узких стенах и широкимими беспредельными просторами жизни. Беспредельными проcторами и русского материального мира. Все это вместе придавало декабрьским вечерам, их рождению, придает им до сих пор (Гаккель Писал сей обзор десяти рихтеровских фестивалей в 1990 году – Т. Г.-Г.), какое-то живительное наряжение…

В камерном внсамбле мы наблюдаем музицирование, в котором никто не играет за чужой счет, мы наблюдаем способность умолкнуть и дать место другому, наблюдаем некое просветлеиие. Это и есть существование в неком музыкальном доме. Я бы сказал, что нигде и никогда качество слушания не было лучше, чем на Декабрьских вечерах».


Наталия Гутман и Святослав Рихтер
Сказано удивительно проникновенно и точно. Страстная творческая стезя Рихтера – камерное музицирование, его великое прирожденное искусство быть ПАРТНЕРОМ В АНСАМБЛЕ, в котором он не имеет себе равных, но где он всегда, готов принять в свой «круг» аристократов музыкального духа молодых поколений, чтобы окунуть их в свой глубочайший творческий максимализм и неистовство любви к утонченно-высокому и беспредельному, как сама жизнь, воплощенная в музыке и живописи всех эпох, – не это ли единственная в своем роде суть декабрьских вечеров?!

А постоянными партнерами и единомышленниками Рихтер, в программах фестиваля, имевшего такие яркие тематические символы, как «Мир романтизма», «Век Моцарта», «Чайковский и Левитан», «Ансамбли, сотворчество, содружество, гармония», «Звездный час», стали такие прославленные ныне музыканты, как Наталия Гутман, Юрий Башмет, Олег Каган (преждевременно ушедший), Элисо Вирсаладзе, Гидон Кремер, квартет Бородина и многие другие, в том числе и западноевропейские и американские исполнители.

Врезался в память своей художественной мощью фестиваль 83-го года, имевший название «Образы Англии. Традиции и фантазии». Не талько чудом портретной живописи, густо наполнившей стены Белого зала, но редкой, неведомой музыкой, которую Рихтер всегда счастлив открыть своим слушателям, а – главное – колдовским представлением оперы Бенджамина Бриттена «Поворот винта», поставленной режиссером… Святославом Рихтером.

Здесь пианист искал и находил родственные скрещеиия музыки, живописи, актерского представления и самого зрительно-конструктивного образа оперы.

Именно в Декабрьских вечерах осуществлялось его невоплощенное режиссерское призвание, когда он каждый раз искал и находил особенную тему, особый ракурс концертов, интересных для возможностей музея, сам разрабатывал сценарий, выстраивал мизансцены и обдумывал интерьер, участвуя в развешивании картин и т. д. А основное, он находил «главный тон», «главную интонацию» каждого фестиваля, призванного погрузить слушателей в новый и бесконечный мир музыкально-художественных ассоциаций и впечатлений.

“Есть особое настроение, сопутствующее концерту в музее. В величественном ннтерьере зала, среди творений Микеланджело , Вероккьо, Донателло слушатели, как мне кажется, необычайно чутки к музыке,

— говорит Святослав, Теофилович.


Святослав Рихтер и Бенджамин Бриттен
Мне вспоминается один эпизод, связанный с Декабрьскими вечерами 84-го года, имевшими девиз «Мастера ХХ века». Их кульминацией стало Фортепианное трио дмитрия Шостаковича в исполнении бесподобного ансамбля: Святослав Рихтер, Олег Каган, Наталья Гутман. Изумительная, глубокая, смелая интерпретация!

“В чем секрет подобного нового, нетрадиционного интонирования этого сочинения?

– спросила я Святослава Теофиловича.

“Какой же тут секрет? Какая тут нетрадиционность? Точное исполнение текста – вот и все. Слава Богу, написано Шостаковичем. Что же там еще можно прибавить? Но! .. (пианист сделал интригующую паузу. – Т. Г.-Г.) НУЖНО ЧЕСТНО ПРОЧУВСТВОВАТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ.

В этих словах – «его все озаряющее присутствие», – воплощение скромного творческого гения Человека в обличье Музыканта.

«Святослав Рихтер стал для своего поколения больше, нежели знаменитый артист. В быту, как и в искусстве, он тоже сотворил свое особенное «рихтеровское пространство», духовное поле, куда не проникает низменное, плоское, одномерное…

Могучий облик излучает и притягивает. Любой человек видит: перед ним легенда. Живая, радующая нас своим необычайным существованием и остающаяся навсегда! Легенда»,

— пишет Вера Горностаева.
 

Tatiana

Участник
  • Пишет Арлекин.
  • September 18th, 2016, 06:58 pm
Валерий Афанасьев в МЗК: Моцарт (к 100-летию со дня рождения Эмиля Гилельса)
Давно не попадал на мероприятие столь специфического формата, более уместное, пожалуй, в красном уголке сельской библиотеки, нежели московской консерватории. При том что номинальным "хедлайнером" программы был, разумеется, Валерий Афанасьев, иначе бы и на дневной концерт малый зал не собрался, фактически полтора часа кряду Михаил Воскресенский, перемежая свое выступление записями, говорил о Гилельсе в присущем ему и слишком хорошо знакомом по телепередачам канала "Культура" духе, то есть велеречиво, пафосно, торжественно, с каскадами эпитетов в превосходных степенях. Несомненно, покойный юбиляр заслуживает всяческого пиетета и каждого произнесенного эпитета стократ, а пафос Воскресенского не был совсем уж пустопорожним (в частности, ведущий подчеркнул выраженный Гилельсом в музыке трагизм мироощущения, и опосредованно связав его с тем, что любимая одесская учительница пианистка покончила с собой после того, как городские власти после войны отказались вернуть ей квартиру и заслуженная пожилая женщина осталась на улице, а у второй жены Гилельса перед войной расстреляли почти всю родню - напомнить об этом, допустим, никогда не лишнее), но все-таки аплодировать записям, кланяться портретам, прочие ритуальные услуги - это по мне как-то диковато. А представленные видео и уж тем более аудиозаписи Гилельса я бы предпочел послушать дома, не слезая с кровати, но не среди толпы старух, к которой примешалась кучка маньяков. По ходу спиритического сеанса с заклинанием тени Гилельса прозвучали в его исполнении финал 4-го концерта Рахманинова (с Кондрашиным - достаточно редкое аудио 1951 года), его же шлягерная ранняя до-диез-минорная прелюдия и вокализ в переложении для фортепиано, четыре баллады Брамса и 1-я часть 27-го концерта Моцарта, заснятая в БЗК уже за два года до смерти пианиста. Изложение хрестоматийных фактов биографии Гилельса и всевозможные придыхания Воскресенский разбавлял сомнительными байками из опыта личного - неблизкого, как он сам подчеркнул - общения с великим.

Через полтора часа Воскресенский все-таки уступил сцену Афанасьеву, и тот на правах ученика Гилельса прежде, чем подойти к роялю, разразился очередным критическим спичем. Наслышан о переполохе, который Афанасьев вызвал некоторое время назад в Олимпийской деревне, предварив свое выступление резкими нападками на Дебарга и его почитателей - тогда его, говорят, "захлопали". Теперь Афанасьев избрал мишенью своей критики Трифонова - утомленная спритиуализмом Воскресенского возрастная аудитория к этому времени, вероятно, уже слишком сильно хотела в туалет, чтобы возражать, но шорох по рядам все-таки пошел. Афанасьев, до начала мероприятия благодушно раздававший бабкам автографы, вдруг обернулся этаким демоничным трибуном, и клеймил (буквально, причем это его собственное слово) Трифонова почем зря. Допустим, по делу - у меня и Дебаргу отношение сложное, а Трифонова я считаю совсем перехваленным, и "звезду" из него делают явно искусственно - но кивая на Гилельса заглазно поносить другого, да еще молодого музыканта для солидного, успешного человека - ну как-то несерьезно. И не уверен, что получилось кстати, в любом случае пламенные афанасьевские инвективы следовало бы сократить - ему самому, конечно, "захлопывать" тоже неправильно, однако надо ж меру знать. Тем более, что в критике Трифонова у Афанасьева не столько даже Трифонову досталось, сколько проявилось собственное афанасьевское самодовольство - некрасиво, неприятно проявилось. Особенно учитывая, что после речи Афанасьев сел за рояль, но не сыграл даже той куцей программы, что заявлялась, ограничившись двумя фантазиями Моцарта, затасканной хитовой ре-минорной и чуть менее популярной до-минорной. Сыграл, доводя свою манеру чуть ли не до самопародии, но сохраняя при этом вид жреца, камлающего, священнодействующего, приносящего жертву на алтарь искусства.

Предельный субъективизм - основная характерная черта Афанасьева-пианиста. В этом, ясно, он проявляет себя как мыслитель, а не просто музыкант, но до какой степени можно воспринимать его манеры всерьез (к тому же в свете его же хлестких замечаний относительно "мефистофелевских жестов" Трифонова) - большой вопрос, проблема. На днях Моцарта (три сонаты) играл Михаил Плетнев - и у Плетнева, напротив, проявилась доведенная до крайности аскеза: ничего субъективного, когда не то что исполнительское, но и авторское "я" оказалось отодвинуто, то был не Плетнев и, в общем, не Моцарт даже, но музыка как таковая:

http://users.livejournal.com/-arle…

У Афанасьева же - не музыка и опять-таки не Моцарт, но исключительно Афанасьев. Подобный подход мне принципиально интересен, но результат невозможно оценивать в категориях хорошо-плохо, нравится-не нравится, потому что не может быть "хорошим" (или плохим) труп, не может "нравиться" (или не нравиться) расчлененное на прозекторском столе мертвое тело. А Афанасьев предъявляет как раз анатомированный, да еще не по общепринятым правилам, музыкальный текст. И после ритуально повторенных многократно Воскресенским слов о присущем Гилельсу чувстве ритма "виновник торжества" должен был перевернуться в гробу от абсолютного произвола своего ученика в отношении к ритмическим, композиционным структурам, заданным автором: нарочито брошенные, ну или, скажем, "оставленные", выделенные и увеличенные, словно под линзой микроскопа, фразы, отдельные аккорды и ноты - наблюдать за анатомированием любопытно (смотря в чьих руках скальпель и кому принадлежало "тело", конечно - но в случае Моцарта и Афанасьева однозначно интересно), но странно ожидать, что после таких операций "препарат" задышит, заживет самостоятельной жизнью. И уж коль скоро валлонский отшельник яростно зовет русь (хорошо не к топору) к честности, бескомпромиссности, требует "называть лопату лопатой", то хочется надеяться, у него еще не окончательно крыша съехала и хотя бы в некоторой степени этот призыв он относит к себе тоже, не только к Трифонову и Дебаргу.

При всем том нельзя не признать, что увенчавший ритуальный марафон небольшой сугубо "концертный" раздел породил в зале немалое, физически ощущаемое напряжение - другое дело, что помимо чисто эстетического отклика реакция старушачьей по преимуществу аудитории на третьем часу действа (продолжавшегося без перерыва) в значительной степени определялась, подозреваю, не самыми возвышенными факторами, и происходящее напомнило мне пушкинскую эпиграмму:

Князь Шаликов, газетчик наш печальный,
Элегию семье своей читал,
А казачок огарок свечки сальной
Перед певцом со трепетом держал.
Вдруг мальчик наш заплакал, запищал.
«Вот, вот с кого пример берите, дуры!» —
Он дочерям в восторге закричал. —
«Откройся мне, о милый сын натуры,
Ах! что слезой твой осребрило взор?»
А тот ему: «Мне хочется на двор».
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Вчера)
 
Последнее редактирование:

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Вот она речь В. Афанасьева (спасибо А. Львовичу)
https://vk.com/video102524941_456239754
Назвал "вещи своими именами", в бильярде значит придурков придурками называть не будем, а в музыке -просто необходимо и это соответственно будет выглядеть и выглядит "хамством" (что собственно ВА и признает), ЗАЧЕМ?!
 
Последнее редактирование:

Tatiana

Участник
Вот она речь В. Афанасьева (спасибо А. Львовичу)
https://vk.com/video102524941_456239754
Назвал "вещи своими именами", в бильярде значит придурков придурками называть не будем, а в музыке -просто необходимо и это соответственно будет выглядеть и выглядит "хамством" (что собственно ВА и признает), ЗАЧЕМ?!
А к чему клонит Афанасьев? При чём здесь Трифонов и ДЮбарг? Их то он чего приплел? К тому, что кроме " Выдающихся " нет пианистов? Это ему в группу Искусство выдающихся пианистов надо вступить. Его там поймут.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Ой, браво, да, конечно..".Гениально" ..:eek:
Анекдот: " Кавказские блохи, услышав звуки лезгинки, затоптали кошку насмерть"....:p
А вот так было в феврале о Дебарге:"...
Тут всех покорил Дебарг… он играет везде концерты…ну, конечно, я вспомнил Клайберна, мое детство, помню как я пришел на … он играл сонату … и я решил, что не буду заниматься музыкой, и что вообще музыка – это дурное занятие, дурная профессия, ну а потом я услышал Софроницкого и решил, что это не совсем так.
Что касается Дебарга, я бы вообще отменил все концерты, потому что, когда я его послушал, а мне все давали ссылки на видео, советы «только, пожалуйста, запасись двумя носовыми платками» … ну, в общем, я послушал… в смысле профессиональном говорить не о чем…
Обычно, когда я что-то отрицательное говорю о Бродском, треть зала обычно уходит, надеюсь, что половина зала сейчас не уйдет после того, что я сказал о Дебарге, но действительно, я бы не сказал, что он стал моим любимцем, который бы мне нравился…
( в зале где-то раздался смешок, где-то ропот) ...я вам объясню почему …чувство фортепьянной игры, музыка - это не просто какие-то трели, это очень тонкая, сложная организация, основанная на врожденном и приобретенном чувстве игры… то, что было у Эмиля Григорьевича. Он мог делать все что угодно, и при этом он играл свободно, но он никогда не играл вычурно, никогда у него не было так называемых «откровений», ни с того ни с сего, понимаете: до этого бог знает что творится, а потом вдруг идут «откровения», все плачут… нет, у него уж надо было плакать от начала до конца, либо просто сидеть и слушать..."
http://vazart.livejournal.com/1456689.html
 

Tatiana

Участник
А вот так было в феврале о Дебарге:"...
Тут всех покорил Дебарг… он играет везде концерты…ну, конечно, я вспомнил Клайберна, мое детство, помню как я пришел на … он играл сонату … и я решил, что не буду заниматься музыкой, и что вообще музыка – это дурное занятие, дурная профессия, ну а потом я услышал Софроницкого и решил, что это не совсем так.
Что касается Дебарга, я бы вообще отменил все концерты, потому что, когда я его послушал, а мне все давали ссылки на видео, советы «только, пожалуйста, запасись двумя носовыми платками» … ну, в общем, я послушал… в смысле профессиональном говорить не о чем…
Обычно, когда я что-то отрицательное говорю о Бродском, треть зала обычно уходит, надеюсь, что половина зала сейчас не уйдет после того, что я сказал о Дебарге, но действительно, я бы не сказал, что он стал моим любимцем, который бы мне нравился…
( в зале где-то раздался смешок, где-то ропот) ...я вам объясню почему …чувство фортепьянной игры, музыка - это не просто какие-то трели, это очень тонкая, сложная организация, основанная на врожденном и приобретенном чувстве игры… то, что было у Эмиля Григорьевича. Он мог делать все что угодно, и при этом он играл свободно, но он никогда не играл вычурно, никогда у него не было так называемых «откровений», ни с того ни с сего, понимаете: до этого бог знает что творится, а потом вдруг идут «откровения», все плачут… нет, у него уж надо было плакать от начала до конца, либо просто сидеть и слушать..."
http://vazart.livejournal.com/1456689.html
Особенно " сложная организация чувства фортепианной игры " касается самого В Афанасьева, ученика Э Гилельса! Да он же играет, как средний ученик в 4 классе!
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
А к чему клонит Афанасьев? При чём здесь Трифонов и ДЮбарг? Их то он чего приплел? К тому, что кроме " Выдающихся " нет пианистов? Это ему в группу Искусство выдающихся пианистов надо вступить. Его там поймут.
Я думаю у В. Афанасьева просто такое своеобразное чувство юмора, он же искренне говорит и вины за содеянное (произнесенное) с себя не снимает) правильно мне тут подсказали, когда я спросила почему про остальную молодежь не выскаывается, он этих ПРИЗНАЛ!))) а остальных и не слушал вовсе, раз говорит, значит заметил, значит все-таки было что слушать
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Особенно " сложная организация чувства фортепианной игры " касается самого В Афанасьева, ученика Э Гилельса! Да он же играет, как средний ученик в 4 классе!
Интересно он играет, он из той же когорты "Игра без правил", вот так собственно в старости будет выглядеть Дебарг)))
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху