Мы хотим Москву превратить в большой концертный зал

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Д

До ля

Guest
#1
http://www.vremya.ru/print/178975.html
// 28.05.2007
XIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского пройдет в Москве с 13 июня по 1 июля. Генеральный подрядчик мероприятия -- «Госконцерт», выигравший тендер за право проведения конкурса. На вопросы Екатерины БЕЛЬСКОЙ отвечает гендиректор «Госконцерта» Константин ВОРОБЬЕВ.

-- Традиционно конкурс Чайковского проходит раз в четыре года, но XII конкурс прошел в 2002 году, а ныне у нас уже 2007-й, из-за чего эта периодичность была нарушена?

-- Большой зал Консерватории в 2006 году собирались закрыть на реставрацию, а конкурс исторически настолько неразрывно связан с Консерваторией, что проводить церемонии открытия и закрытия, а также конкурс пианистов в другом месте просто невозможно. Но Большой зал действительно в очень тяжелом состоянии. За сто лет он ни разу капитально не ремонтировался. И вот за 2006 год был сделан его косметический ремонт. Министерство культуры нас заверило, что техническое состояние зала сегодня позволит провести там конкурс. А вот потом уже начнется капитальная реконструкция, которую должны закончить к следующему, XIV Международному конкурсу Чайковского.

-- Где еще будут выступать конкурсанты?

-- В Международном Доме музыке -- скрипачи, в Малом зале Консерватории -- виолончелисты, Концертном зале имени Чайковского -- вокалисты, а в Центре Павла Слободкина и Государственном музее музыкальной культуры им. М. Глинки пройдет Пятый конкурс скрипичных мастеров.

-- Предварительные прослушивания уже прошли. Какова статистика конкурса?

-- В этом году 212 конкурсантов. Из них более 60% уже становились победителями многих международных конкурсов. Такой показатель подтверждает высокий престиж нашего. Участники со всего мира -- от Монголии до Австрии, от Финляндии до Южной Африки. Свыше 30 стран. Южную Корею будут представлять 24 участника: по восемь пианистов и скрипачей прошли отборочный тур, шесть вокалистов в мужской группе, по одному участнику в конкурсе виолончелистов и женской группе вокалистов. От Японии 14 музыкантов, в том числе и шесть пианистов, от Китая -- 13. Многочисленная российская делегация, так как для страны-хозяина квота увеличена до 10--12 позиций в каждом виде.

-- А что скажете о призах?

-- Да, призовые у нас солидные. По шесть премий получат пианисты, скрипачи и виолончелисты, по четыре певцы и певицы. I премия - 20 000 долл. и золотая медаль, II премия -- 15 000 долл. и серебряная медаль, III премия -- 10 000 долл. и бронзовая медаль, IV премия -- 7 000 долл. и почетный знак лауреата, V премия -- 5 000 долл и почетный знак лауреата, VI премия -- 4 000 долл. и почетный знак лауреата.

Кроме того, целый ряд организаций, компаний, благотворительных фондов учредил множество специальных призов, грантов и премий. Так что обладатели первой премии могут получить в общей сложности свыше 40 тыс. долл. Согласитесь, солидная сумма для молодого музыканта.

-- У Госконцерта есть такие деньги?

-- У нас таких денег нет, но мы, как генподрядчик конкурса, от имени государства привлекаем внебюджетные средства. Государство выделяет 65 млн руб., а общий бюджет -- примерно 200 млн руб. Для недостающей суммы мы ищем спонсоров во всем мире, не только в России. Генеральным спонсором согласилась стать «Тойота». Интересный факт: компания у себя в стране даже провела предварительный отбор будущих представителей Японии для московского конкурса и выделила своим победителям стипендии.

-- Поучительный пример для наших спонсоров...

-- И среди отечественных компаний можно найти те, где любят и ценят классическую музыку. На нашу просьбу откликнулись и «Российские железные дороги», и Внешэкономбанк, и «Вимм Билль Данн», и Мастер-банк, ПИК, ММВБ и так далее. Руководители этих компаний понимают и престижность самого конкурса, и престижность нашего предложения.

-- Получается, что роль Госконцерта в проведении конкурса -- в добывании денег?

-- Деньги нужны не только для призовых. Всем участникам конкурс оплатит проживание, питание, культурные программы, гидов, частично расходы на авиа- или железнодорожные билеты. Конечно, условия проживания членов жюри и конкурсантов будут разными, но все комфортными. Мы координируем деятельность множества структур. С московским правительством отрабатываем каждый нюанс, чтобы все участники чувствовали себя почти как дома. Мы намерены по окончании конкурса провести ряд концертов лауреатов и участников как в России, так и за рубежом. Это принято в мировой практике. Подобная поддержка должна способствовать выходу молодых музыкантов на международный уровень. Финансировать подобные туры будет как раз Госконцерт. Но мы не только материальная составляющая конкурса. Мы хотим в июне Москву превратить в большой музыкальный зал.

-- Думаете, что сегодня за пару недель Международного конкурса можно повлиять на духовные ценности общества?

-- Слышу вашу иронию. И тем не менее. По вечерам в пресс-клубе в саду «Эрмитаж» смогут собираться около 400 аккредитованных на конкурс журналистов. Хотелось бы, чтобы их дискуссии, обсуждения прошедшего дня способствовали появлению квалифицированных и интересных публикаций во всем мире о российской исполнительской культуре в частности, и о культуре в целом. Сейчас же у нас в прессе обсуждение мира музыки зачастую ограничивается, например, качеством песен на «Евровидении» и призывами гордиться успехами нашего шоу-бизнеса.

-- Намерения красивые. Но отношение государства к классическим музыкантам выражено в известной фразе бывшего министра обороны про «талантливых балалаечников, которым необходимо пройти службу в армии». Когда высшие чиновники подают пример такого пренебрежения к культурным ценностям, (а музыкант и есть культурная ценность), то что можно хотеть от других, в том числе и СМИ?

-- Своим вопросом вы опередили меня. Мы как раз собираемся на пресс-клубе публично обсудить тему службы классических музыкантов в армии. Ведь не секрет, что, спасая свою профессию, по окончании Консерватории парни стараются уехать из страны. Формирование музыканта -- дорогостоящее мероприятие и начинается с трех-пяти лет в музыкальной школе и Консерваторией не заканчивается. Сегодня на Западе существуют более комфортные условия для исполнительской деятельности. Отток у нас колоссальный, и это большая проблема для России. Встает сложный вопрос смены поколений исполнителей.

-- Надеюсь, что Госконцерт обеспечит влиятельное лобби в Думе, в Совете Федерации и администрации президента, и из России перестанут уезжать талантливые музыканты. Поговорим еще об одной сфере влияния -- о жюри. Вы рассказали, как бережно «Тойота» у себя в Японии отнеслась к своим музыкантам. Может ли крупный спонсор повлиять на решение жюри, порадеть за своего исполнителя?

-- Нет, заявляю категорически. Во-первых, насколько мне известно, такого никогда на конкурсах П.И. Чайковского не было. Во-вторых, мы пригласили в жюри музыкантов с безупречной мировой репутацией. Определены и новые принципы голосования жюри: отменена закрытая балльная система оценок, голосование будет проводиться открыто -- какие тут могут быть келейные договоренности? Мы хотим, чтобы к результатам Международного конкурса имени П.И. Чайковского было абсолютное доверие. От этого зависит престиж и будущее конкурса.

-- И последний вопрос. Кто заменит на посту президента конкурса, председателя оргкомитета покойного Мстислава Леопольдовича Ростроповича?

-- Никто его не заменит, потому что это невозможно. На последнем заседании оргкомитета конкурса, которое состоялось буквально на днях, единогласно принято решение об официальном названии грядущего музыкального форума: «XIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Посвящается памяти Мстислава Леопольдовича Ростроповича». А от себя добавлю, что память об этом великом человеке будет жить, покуда звучит музыка. А значит, вечно.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.