Хвала фортепиано

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Хвала фортепиано

22.07.2016


Вальтер Гизекинг
Собственно говоря, излишне расточать похвалы фортепиано: все попытки пошатнуть ведущее положение этого инструмента в музыкальной жизни мира или назвать его артистически неполноценным оказывались тщетными; и в будущем они окажутся безуспешными.

Фортепиано является и останется инструментом, который дает возможность отдельному исполнителю заниматься наиболее плодотворной и многосторонней музыкальной деятельностью.

Тем не менее фортепиано приходится мириться с тем, что его вечно ругают. Какое-то время было очень модно презрительно говорить о фортепиано как об ударном инструменте – некоторые виртуозы, стремящиеся во время концертов как можно резче ударять по клавишам, делают все возможное, чтобы на практике подтвердить правоту подобного утверждения.

Однако нельзя пройти мимо того, что в этой снобистски утрированной характеристике заложена крупица истины, а именно: здоровый протест против излишне сентиментальной и изнеженной манеры игры.

Уже Ганс фон Бюлов в своих подстрочных примечаниях к последним сонатам Бетховена <…> упомянул о бесчисленных «жалобных песнях без слов», испортивших вкус музыкантов. А сколько потоков слащавости вылилось с тех пор на клавиатуру! И все же и теперь не только пропускают мимо ушей и допускают нелогичные, разрушающие форму вольности, но даже настоятельно этому обучают!

В то же время на укладывающуюся в тактовый размер, хорошо просчитанную и благодаря этому безупречную с музыкальной точки зрения игру взирают с презрением, полагая, что она неартистична и бездушна. Слишком часто не принимают во внимание, что лишь полнейшее, до последней мельчайшей детали овладение сочинением позволяет его художественно воспроизвести: сначала техника, а затем выражение и душа, а не наоборот!

В сущности удивительно, что с таким трудом отмирает и так долго не исчезает из концертных залов необузданная сентиментальность, которая вовсе не соответствует современному восприятию и которая, вообще-то говоря, объяснима лишь как последнее, декадентское проявление того, во что выродилось некогда столь изумительно живое романтическое музыкальное чувствование.

Насколько легче перенести более здоровую в музыкальном отношении механически-бодрую ударную игру на фортепианной клавиатуре, игру, никогда не отличавшуюся особой выразительностью, но нередко увлекательную, веселую и уж во всяком случае не симулирующую душевность там, где самое большее наличествуют мелкие страстишки.

Попытка причислить рояль к ударным инструментам имеет теперь, собственно говоря, лишь историческое значение, ибо это умаление роли инструмента относится к типичным явлениям уже ушедшей в прошлое эпохи, и в наше время, пожалуй, только душевно больному человеку придет в голову сравнивать фортепиано, скажем, с негритянским барабаном.
И вместе с тем еще и сегодня встречаются «друзья музыки», которые считают гитару, блокфлейту или даже губную гармошку инструментами в музыкальном отношении более значительными, чем концертный рояль!


Вальтер Гизекинг
Я далек от мысли испортить любителю музыки радость, получаемую им от лютни или аккордеона; напротив, я считаю чрезвычайно ценным, если врожденная склонность к музицированию проявляется в игре на различных инструментах и в пении. Только подобные примитивные музыкальные занятия следует называть своим именем и не представлять безвредную игру восторженных дилетантов как великое служение искусству.

<…> Фортепиано — именно тот инструмент, который позволяет отдельному музыканту наиболее тщательно и глубоко заниматься музыкой.

Ни для какого другого инструмента не написано такое – почти что необъятное – множество выдающихся произведений; к тому же ни один инструмент не дает возможности воспроизвести большую часть сочинений, написанных для других инструментов или голосов, по крайней мере так воспроизвести, чтобы их можно было изучить.

Конечно, не так уж просто добиться совершенства в игре, необходимого для решения больших пианистических задач; но усилие, затраченное одаренным любителем музыки, всегда окупится, ибо он скоро поймет, что фортепиано – именно тот инструмент, для которого имеется самая богатая и содержательная музыкальная литература и который лучше всех других подходит для того, чтобы передать все многообразие музыкальной выразительности — от таинственного и нежного шепота до мощного fortissimo блестящих пассажей, от задушевного пения до… ритмически тактированной веселой игры, подобной игре на ударном инструменте.

Фортепиано имеет все основания занимать то исключительное и господствующее положение, какое оно занимает в музыкальном мире, и это положение не должно быть поколеблено.
Вальтер Гизекинг
 

Пользователи онлайн

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху