Ну а пока хочу Вашему вниманию предоставить фрагмент расшифровки трогательного диалога происходящего на радио "Орфей". Я все время пока слушал, валялся от хохота
))
_______________________________
Радио «Орфей» Эфир от 25.06.2011. 18:55.
В передаче у Фаины Коган в гостях Наталья Зимянина – эксперт, музыкальный обозреватель «Новой газеты»
(фрагмент разговора)
Н.Зимянина: Вчера было объявление результатов 2-го тура и настроение всем сильно испортили. Мы все надеялись на результаты, которые позволят нам в 3- туре услышать неповторимый
букет музыкантов. Нам обещали, что голосование идет по какой-то математической формуле, но мы ничего в этом не понимаем. Как говорили с самого начала: «да понятно, что будет как всегда»
Ведущая: К сожалению, были такие разговоры.
Н.Зимянина: Когда выяснилось, что А.Лубянцев не прошел на 3- тур и мы не будем иметь счастье слышать его в финале и когда все члены жюри ушли после объявления результатов – он как-то так сидел в зимней куртке (м.б. его познабливало от волнения) и ему устроили овацию. Это его наверное не утешило, но наверное ему была приятна 10 минутная овация. Так все его хотели слышать на 3-м туре ! Он бесподобно играл на конкурсе. Как вы знаете, он 2-й раз играет на конкурсе Чайковского – 4-ре года назад он 3-ю премию получил. Конечно, мы рассчитывали, что он получит 1-ю премию, а м.б. даже и Гран-при.
Ведущая: Как Вы полагаете, в чем дело ? Почему он не прошел ? Это вина жюри или исполнителя ? Мне откровенно не понравилась 2-я часть концерта (Концерт Моцарта). Она мне показалась, извините, стучащей, немножко выхолощенной, сухой.
Н.Зимянина: Я Вас хорошо понимаю. Я для себя вывела формулу – есть неформатные пианисты. Менеджеры, наоборот, предпочитают (никого не хочу обидеть), музыкантов, типа Мацуева – людей с каноническими трактовками. Чтобы без сюрпризов – приехал, аккуратненько отыграл и уехал.
Ведущая: Мы говорили, что для жюри требуется некий усредненный вариант.
Н.Зимянина: Формат !
Ведущая: Не высовываться, в общем.
Н.Зимянина: У Саши Лубянцева - феноменально одаренного человека (феноменально одарен !), если подходить с канонических позиций, то много к чему можно придраться. И когда он играл на 2- туре – жюри строчило без конца какие-то замечания. Но для меня важно другое. Член жюри виолончелистов Линн Харрелл сказал фразу, которая мне очень понравилась. Его спросили: А как Вы там судите ? Он сказал: Вы знаете, очень трудно. Но когда я прихожу в гостиницу поздно вечером и вспоминаю – а что осталось у меня в памяти ? Остается очень мало.
Ведущая: А между прочим, такой как Лубянцев, остается – это точно !
Н.Зимянина: Он остается ! Он у меня с прошлого конкурса остался. Я Вам приведу пример. Я накануне его выступления была в Большом театре на постановке Серебренникова «Золотой петушок» - чудовищной, на мой взгляд. С утра села писать рецензию, она очень не клеилась – такая вот безобразная постановка. Я никак не могла выйти из этого антитворческого состояния, состояния «разрушенного мозга». Вечером играл Лубянцев. Я пришла и я ожила ! Вот что такое музыка ! Он снял весь негатив с меня !! Более того, когда он играл h-moll сонату Шопена, где в 4-й части очень красивая тема, которая никогда не оставляет человека равнодушным и когда Саша ее играл, то я, вдруг, поняла, что это "самое прекрасное". И как я раньше этого не замечала ? Он играет очень сдержанно. И у меня эта соната до сих пор в ушах. У меня ничего не осталось после Романовского. Мальчик корейский…
Ведущая: Ой, не надо… Вам понравилось ?
Н.Зимянина: Замечательно одарен. В 17 лет так играть !
Ведущая: Он научен идеально. У него потрясающий пианизм. Мне кажется все, что педагог ему показал, он хватает налету. Но я как-то музыки за этим не услышала.
Н.Зимянина: Я его очень уважаю за то, что он сыграл «Картинки с выставки». Он единственный на конкурсе играл «картинки». При всем притом, что половина участников – русские и никто «Картинки с выставки» не играл. Позор !
Саша Лубянцев – его мир для меня абсолютно недоступный. Этот мир для меня рождается только тогда, когда Саша играет и потом долго меня держит в каком-то прекрасном состоянии – это для меня самое важное в музыке.
Ведущая: Им (жюри), как Вы сказали, нужен формат, а Лубянцев – это яркая индивидуальность. Обратите внимание, что многие играли с 1-го тура, многие хорошо наученные и даже звучок иногда бывает хороший, а никакие – ничего нет. Вы понимаете ? Ничего не можешь сказать. А индивидуальностей наперечет и далеко не все, кто попали дальше !
Н.Зимянина: Я с 3-го конкурса Чайковского слушаю всех пианистов. Бывают такие пианисты на которых я с удовольствием бы сходила, где есть какая-то тайна, которая для меня непостижима. А когда выходит пианист и совершенно шикарно играет… Как это называется ? В канонической трактовке, да ? Но там нет никакой тайны – там тайна только одна – хороший педагог, который его натаскал.
Мне очень жалко, что я не услышу Филиппа Копачевского. Это совершенно другого плана, как сейчас говорят, пианист. Но он в свои довольно юные годы настолько опытный. У него столько уже концертов ! В отличии от Лубянцева, который немножко не от мира сего, Копачевский – это типичный представитель современного поколения. Ну как он играл эти миниатюры Чайковского ! Он просто прикалывался. Он понимал что эти, так сказать, миниатюры - шутка гения. Какая-то такая зарисовка, пробы пера. Как он это все шикарно сделал ! Потом, как он играл Полонез As-Dur`ный Шопена на 1-м туре ! Ооой, у меня слезы полились. Я же ездила на последний конкурс Шопена. Чтоб поляки так когда-нибудь играли Шопена ?! Там же было ну все в этом полонезе, чтобы полякам наконец захотелось рассказать о себе миру. Вот ! Для меня это просто поразительно.
А еще поразительней, что со 2-го тура скинули Эдуарда Кунца. Ну какой пианист ! Вот на чей концерт я бы побежала.
Ведущая: Я думаю, что не каждый француз так сыграет. Я его слушала дома у радиоприемника. Стоя ! Я не согласна с жюри !
Н.Зимянина: Это какая-то ошибка.
Ведущая: Я думаю, что это политика.
Н.Зимянина: М.б. и политика. Кунц ведь живет в Лондоне. В нашем странном жюри состоящем из 6-ти или 7-ми человек, сидят два англичанина (я их очень уважаю !) – это Барри Дуглас и Питер Донохоу. М.б. они в нем увидели конкурента ?
и т.д..
________________________________________
Поразительно, но насколько у "моего современника" оказались стерты всяческие представления об искусстве фортепианного исполнительства. Пугать игрой Мацуева (не принадлежу к поклонником его пианистического искусства) упирая на каноничность его исполнительских трактовок - это же полный абсурд. Простите, но а как можно обойти каноничность трактовок, если канон заложен в самой музыке, музыке уже классической, бОльшая часть которой и составляла программы конкурсантов ?! Как они себе это представляют ? Где
legato играть
staccato, медленные темпы заменить быстрыми и наоборот, читать нотный текст и не выражать композиторских идей, а также стилевых ? Нонсенс !