Волшебная сила искусства

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Осенний хоровой биеннале в Клину откроет Московский государственный академический камерный хор
Открытие Осеннего хорового биеннале 20 октября в 18 часов пройдет в одном из старейших храмов района – Преображения Господня (с. Спас-Заулок). На праздничный концерт в пятницу вечером в Клин приедут маэстро Владимир Минин и его хор.


И чем, скажите на милость, я отличаюсь от того тверчанина, который подсказывал мне дорогу к Театральной площади неделю назад? Всё повторилось с зеркальной точностью. Ещё пару часов назад тащилась уныло с сумками вдоль ограды музея, когда встречная дама обратилась с вопросом:
- не подскажите, как пройти к Концертному залу музея?
- Да, конечно, вдоль ограды, пару поворотов налево... а что там сегодня?
- Хор Минина. Должны были выступать в Спас- Заулке, но перенесли в Клин.
Вот послушайся совета профессора Преображенского, не читай местной прессы, не смотри Местное ТВ и все лучшие события в городе обязательно пройдут мимо тебя. Унылое Largo по осенним листьям сменилось энергичным Presto, нераспакованные сумки ещё докатывались до кухни, а я уже мчалась вдоль той самой ограды музея в обратном направлении, пугая автомобильную пробку Ленинградского шоссе. Моя крейсерская скорость точно вызывала зависть ползущих машин.
Холл приятно поразил многолюдьем. Касса дораспродавала последние билеты, задерживали начало, концерт обещал быть "правительственным". В зале аншлаг, клинчане, как же я Вами горжусь! Вот чем хуже времена, тем явственнее тяга людей к прекрасному и вечному...
Хор с заметной нервинкой переминался перед сценой, звучащая балетная Музыка Чайковского не вносила успокоения. Да что ж они там, интервью для мировой прессы дают? Почему задерживают так начало? Почти угадала: по числу работающих фотографов с мешающими зуммерами, передвижными камерами- не один канал Культура был приглашён на открытие биеннале. Отзвучали приветственные слова и Главы района, и Настоятеля храма, припомнившего афиши хора в Консерватории без указания программы. (Не устоял Благочинный пнуть ногой Мертвого Льва - свинтившую в Вечность и рассыпавшуюся на части Советскую власть.)
Руководитель Камерного хора Владимир Минин начал своё выступление с примера исторического конфуза; современным слушателям предлагалось прослушать партесное пение вне сакральных составляющих службы- храма- ладана- священнослужителей - Слова.... А в своё время , когда исполнялась Литургия в храме, Царица чувств-с лишалась и Венценосный Правитель , награждая перстнем, одновременно выговаривал Регенту не вкладывать впредь столько души в пение...
На нашем концерте душу вкладывали без остатка, до потери сознания самими хористами ( благо подхватили, поставили в строй и зааплодировали за стойкость). Фрагменты "Литургии Святого Иоанна Златоуста" Сергея Рахманинова по изначальным словам молитв мягко подвели к пиковому шедевру - Милость мира, с сольным вокалом Маргариты Петуховой. Тембральная слитность хора и чистота интонации зашкаливала все мыслимые пределы восприятия, спасибо бабушкам - старушкам сзади, зашуршали пластинами валидола и отвели мою комсомольскую душу от подвига царицы.
И снова Владимир Минин предварил хоровую музыку Свиридова словом, уносящим реминисценциями к образу Смерти, преследующему композитора. Впервые я услыхала какое- то жёсткое утробное пение чуть раскрытыми устами, в перекличке альтов- сопрано- теноров- .... что это? Так звучит сама Смерть?
Расстановка Мининовского Камерного уникальная и неповторимая: группа басов в центре хора как основа и стержневой носитель. Или это уже давно хоровая норма? Но когда в звуковое полотно хора вплывает бас, фокусируя на себе перекрещивающиеся регистровые партии и объединяя всех, душа слушателя медленно начинает трепетать в унисон и биться о стенки бренной груди. Уймись, успокойся душа моя. Все главные испытания впереди: Трихор- Три Духовных Хора- Альфреда Шнитке, все для меня премьерное, ранее не слыханное. Выдержала мощь и апокалиптичность звучания гармонии гения XX века и поняла: лучше до всеобщего конца света не доживать, мало никому не покажется!
Пропущу классические сольные номера романсов Пётра Ильича Чайковского, под эту музыку росла ( в прямом смысле- громкоговорители в парке музея транслировали музыку в режиме нон- стоп , "дурная" власть между делом прививала вкус к нашему ВСЁ)
Miserere завершал концерт; молитвенное состояние солистки сменялось a cappella хора, вокально перетекающего по гармониям итальянского Средневековья, владеющего секретами погружения слушателей в транс и покаяние.
Овации... Stand up... жующие горстями таблетки затесавшихся в зал старичков стались позади, неслась аллеей в темноте домой и думала о тяжком синхронном труде души. На каждый шаг она трепыхалась и тихо постанывала, натрудилась, бедолага, на концерте...
Прочитала рецензию на концерт хора Минина, замечательно у Вас получается передавать атмосферу происходящего, повествуя легко и с юмором. При том,что рецензии пространные,читаются на одном дыхании. Спасибо)
 
Похоже, дуракам счастье есть!
Сначала я услыхала новость: Александр Кобрин в Москве! Поискала в интернете: 23 мая в Музыкальном театре Станиславского - концерт! То есть- на следующий день!
...................................
И почему я так плохо думала о москвичах, о музыкальном мире Москвы. Шла с твёрдой уверенностью, что концерт будет в голубой гостиной, где год назад давали Музыку Австро- Венгрии из набора: Бартока, Лигети, Бетховена .......народу ни много , ни мало, старух после первого отделения сдуло и скрипачка заканчивала игру сонаты Бартока среди разбросанных листов как на бирже после падения акций: весь пол был усеян её нотами.

В этот раз всё было по другому. Билетов в продаже не было! Просто разобрали! Вообще! Никаких! Администратор ушёл домой и какой- то молодой мужчина передо мной в кассу ( а касса черте где за квартал- обогнуть всё здание театра) хмурился: ему должны были оставить билет. На всякий случай я прикрепила сама себя к этому мужчине и уже потащилась по его следам, где там ему оставили билет... на входе..

Гориллообразный охранник пропустил меня, но на входе уже была осечка: время впритык к 19.05 уже дали два звонка, мужчина, к которому я приклеилась , остался как - то нерешительно перед входом, встретил знакомых, они уже стали кучкой, он начал звонить, а мой «обман», что мне оставили билет на входе здесь же разоблачили- пачка билетов ,оставленных своим, была вся подписана- кому!

Прошёл парень с девушкой , назвав свои имена и разыскав оставленный билет на два лица,охранник уже предложил мне выметаться из театра,и тут снова возник мой странный молодой мужчина. Билет из пачки ему выудили, он тоже был на два лица, а парень этот был один, и тут я уже попросила: возьмите меня, у Вас же пропадает второе лицо. Куда деваться? Взял. Уже когда уселись на последнем ряду, я призналась , что ехала издалека в надежде свободно купить билет, чем очень его удивила.

Зал Малый - это никакая не голубая гостиная. Восемь рядов по 26 мест, все плотненько занято, через один ряд от меня сбоку - Елена Б., админ сайта Пианисты XXI века, вот кто ни один пафосный концерт не пропускает. Мужчина молодой , который провёл меня любезно, замкнутый, на разговоры не открытый, я дала себе команду не приставать и углубилась в действо. Зал чёрный, затемнённый, как в Вербье, подумала я, только рояль освещён и место солиста.

Дальше всегда спрашивают: ну, а как музыка? Музыку всю я записала. Кобрин - пианист экстра класса, играли музыканты на равных, но жару задавал скрипач, Роман Минц, такой рыцарь без доспехов, худой, гибкий, с таким зашкаливающим владением звука, что , кажется, я стала себя постепенно приучать к сольной скрипичной музыке.

Пока мой сосед тяжко вздыхал и крутился, я упивалась новыми гармониями и диалогами. Музыка тональная, разнообразная по интонациям, чётко ритмически организованная.

Вообще, это были заявлены - - все камерные сонаты для скрипки и ф_ но Пауля Хиндемита, но я даю программку- не только сонаты. Для меня это был опыт расширения сознания такой музыкой и новый опыт слушания только инструментального дуэта. Музыка вполне захватывающая, со своими особенностями: всё время поток диссонансов, но поданных мягко, в переливе, образно: словно тесто, не вмещающееся в кадушку и все время вываливающееся. С водой сравнивать не годится, потому что музыка идёт как постоянно меняющийся поток сознания, где- то иллюстративная, хорошо бы подошла для сопровождения фильма «из жизни капризных и богатых». ( уже позже я прочту из биографии Хиндемита, что его теоретическая работа называлась «Расширение тонального плана»)

Игра Кобрина выше всяких похвал, идеально совпадающие кульминации, окончания, замедления, владение инструментом безупречное. В самой музыке простор для солиста и пианиста, у каждого своя линия со своими мини- всплесками, подъемами, и они идут параллельно, казалось бы- не соприкасаясь. Кайф, а не музыка!
И ещё- это была презентация записанного диска - продавали в фойе по 600р, и так как я все писала, меня «жаба задушила» брать по такой цене, а дарить мне некому.

Ниже дам программу и фото с концерта. Публика встречала тепло, овациями наградила музыкантов в конце. Цветов, правда, было мало, и диски не разобрали, скупенькие скрипачи в зале. Я спросила соседей слева от себя- скрипачи ли они, мне в одном месте игры показалось, что скрипач применил четверьтоновую игру, это было такое изысканное скольжение, оказались соседи балалаечники :(((, и когда я все - таки расспросила своего соседа - благодетеля, как его зовут и в каком оркестре он играет, он назвался - И.О. - сотрудник Московской Филармонии. Здесь уже я присвистнула и сказала, вот с кем бы «нужно дружить».... Илья скромно мне ответил - найдите меня на ФБ... в антракте он разыскал свою девушку, как уж он её провёл- думаю, без проблем. Такого полёта сотрудник мог бы и ногой дверь открывать в музыкальный театр Станиславского, ещё перед первым отделением он хозяйским глазом заприметил в середине зала пустующие места и уже после звонка на второе отделение со своей девушкой там и разместился.

У меня ещё не уложились впечатления от прослушанной музыки, но мне она дико нравится и если бы не испорченные наушники и кашляющий сзади в автобусе крокодил, дорога обратно была бы на крыльях.

Скрипач Роман Минц вышел после концерта в фойе и его обступили, думаю, там рядом был и Александр Кобрин, но я торопилась на автобус, мне ещё предстояла дорога в сотню верст ....
Вот программаB2929751-C957-46FD-9AC7-4B672BD5AF7F.jpeg
 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн