VI фестивалю Чайковского в Клину - быть...

Какая жизнь- такие песни...

Чёрный баннер извещал: VI фестивалю Чайковского в Клину - быть! Думала грешным делом- пронесёт мимо, ан нет, Советник по культуре убедил власть: на пленэре все безопасно, процесс «культуру в массы» не нами запущен, не нам его и прерывать. Тем более, Пётру Ильичу 180, как так без фестиваля? Никак нельзя, боги возмутятся: не чтите, традиции забываете?

Вздохнула - - пошла за билетами; москвичи- ликуйте, основная масса билетов ушла в электронные кассы, местным оставили,как всегда, галёрку и боковушки. (Как в дурном плацкартном вагоне). Но не буду о грустном. Что в программе?

Спектакли- спектакли- спектакли.... хлеба и зрелищ.... в первый же день открытия: оркестр «Новая Россия» п/р Юрия Башмета , и Чеховский музей везёт свою студию с представлением: «Ч+Ч», ведущий спектакля - Гармаш. Полная антиреклама, после его навязчивого маячания в тв рекламе - увольте, без меня, (рефлекс идиосинкразии). Открою фестиваль с балетного Дивертисмента Николая Цискаридзе, с 1 августа.

2 августа - спектакль - концерт «Онегин. Лирические отступления» с Евгением Мироновым и Елизаветой Боярской. Смотрю- слушаю...

Дальше начинается фантасмагория: фестиваль идёт в массы в прямом смысле: в новоиспечённом Парке Сестрорецкий, известном по вывеске «Вальс цветов», под крутейшим склоном устроена ракушка- сцена на воде с рядом стилизованных скамеек, здесь и продолжится всё.

6 августа обещана Дарья Мороз, даже не стала уточнять, что это будет... Ради Дарьи согласна вплавь пересечь реку и с воды любоваться умницей - красавицей. Билеты раздают бесплатно, посадочных мест как таковых не обозначают, как и что будет- остаётся гадать, но я бегу, плыву, ползу, лечу...

7 августа ( ошиблась, 5 августа) «хождение в народ» фестиваля продолжается: место - - то же, ракушка на воде - - та же, зрители - те же, на сцене - Всероссийский юношеский симфонический оркестр п/у маэстро Башмета с интригующей рокировкой состава, начнут концерт старшие, им на смену придут младшие. Что будут исполнять? Какая разница! Музыка на воде, да ещё оплаченная отпущенным государственным ресурсом, прокатит под любым соусом... хоть «Мурку» исполняйте, только уложитесь в отпущенный лимит времени; в этот же день на Главной сцене Фестиваля - спектакль - концерт «Неизвестный Чайковский»- «Геликон -опера» Бертмана и .... и..... БСО им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Здесь только бы успеть перебежать с реки Сестры до территории музея - заповедника с бутербродом в зубах и бутылкой воды в руках... и ,желательно, без развивающегося на ветру дождевика за плечами...

Остаются два дня фестиваля - 8 и 9 августа: «Классика встречает джаз» ( Башмет +Бутман) и закрытие - Господин Советник по культуре Денис Мацуев и Главный Герой фестиваля- Юрий Башмет с ГСО «Новая Россия»...

Не буду кликушествовать, (все и так «настрадались» от заточения), но пусть погода не будет помехой, какая бы она ни была; а у Бога и без нашего фестиваля дел много, возможно, не станет вмешиваться в заявленную программу, герои- музыканты ГСО «Новая Россия» как самые задействованные артисты, надеюсь, не возненавидят тихо к финалу Клин и его зрителей- слушателей, пять дней подряд таскаться как на работу к чёрту на кулички в самый конец Московской области - могут только энтузиасты и фанатики своей профессии, и да не покинет вас всех вдохновение и преданность профессии.
 
Последнее редактирование:
День первый
Освещён каналом Культура в новостях, тв Россия, 360 и др.
Спасибо Тане Гореловой, полная версия первого дня


Вариант полной версии от Чеховской студии
 
Последнее редактирование:
День второй
День балета на музыку П.И. Чайковского


Да, хорошо, что возвращение в «кластер» зрителей началось с Большого Балета. Как же душа соскучилась по зрелищам, «ристалищам» и скопищам единомышленников. Всё добры и приветливы. Сколько знакомых лиц. Смех от шутки: а вдруг на сцену выкатятся сейчас «колобки», как отразилась самоизоляция на физической форме балетных?

Душа и гордость балетного мира, легендарный Николай Максимович Цискаридзе одарил всех искромётным спичем с главным лейтмотивом: я ненавижу «Лебединое озеро»... и далее до значения балетной музыки в творчестве Чайковского.

И были:

ведущие солисты Большого театра, солисты Мариинского, солисты балетной труппы Н.М. Цискаридзе и блестящие исполнители постановок театра Бориса Эйфмана;

и грациозные Аврора и Дезире из Спящей, Зигфрид и Одиллия из Лебединого, Мари и Щелкунчик , принцесса Флорина и Синяя птица, и сам герой Чайковский и его Двойник из балета «Pro et Contra».



Над сценой носился дух Мариуса Петипа и Агрипины Вагановой.



Душа замирала от страха при виде несовершенного покрытия сцены какими - то кусаками линолеума с задранными швами, повышенной влажности и вечерней прохлады, а балетные рисковали арабесками и вариациями, па- де-де ,фуэте и гранд- батманам ...



Какие же Трудяги все артисты балета, эталоны человеческих совершенных тел, где сплетение мышц, характера, апломба, неземной красоты и воздушности.

.................................

  • да я слышу, слышу: Всё! Пятачок, неси ружьё! Фонтан... будем затыкать фонтан... у нас ещё кинотеатры не везде открыли
...............................

Доронину в Старшей сестре помните? Любите театр, ходите в театр, умрите в театре, наконец, если сможете!

Короче, потихоньку жизнь восстанавливается, а впереди у фестиваля ещё семь дней!
 
Последнее редактирование:
“IC IC
Ну что за несправедливость. В Москве пятый месяц все театры закрыты - а в Клину такое раздолье!”
( цитата из Яндекса)



А сегодня предстоит вспомнить «Евгения Онегина».

Концерт - спектакль так и называется, Лирические страницы. Впереди через один ряд интервьюируют зрителей; подсели к ним с камерой и в масках: какие строчки вы можете процитировать?

Я судорожно вспоминаю для себя: начало...обрыв, ещё кусок - снова провал в памяти, но вот это же я с детства знала наизусть, а это «они» не цитируют. Легкая паника. А если мне сейчас держать ответ, что прочту без запинок? И уже по ходу спектакля успокоилась; всё в порядке с памятью, суфлёром можно выпускать.

Зрительниц впереди сдуло как ветерком, это вышли к журналистам Евгений Миронов и Лиза Боярская. Всё радостно щёлкают гаджетами, фотоаппаратами, хорошо, ждём, пунктуальность не наш конёк... Ждали дольше этого праздника.

Кругом тв камеры- камеры- камеры на летающих кронштейнах. Ощущение, что зазевайся управляющий этим строительным краном, и стрелой снесёт голову. Квадрокоптеры зависли высоко в небе и стрекотанием дополняют звуковую партитуру; о законе не использовать летающие аппараты над людьми, похоже, не знают... Перебранка оператора в съемочном павильоне мешает, порой, смотреть - слушать представление. Ладно, посылаю к бесу все эти излишки, им не испортить праздника.

Как - то просто, порой возвышая голоса до торжественной патетики, порой снижая до бытовой откровенности, актёры выборочно читают - проживают текст «Евгения Онегина». Восхищают зрители. Слушают. Внимают. Не шелохнувшись.

Музыка- коллаж, содружество эпох, стилей, народов. Чайковский, Мусоргский, Свиридов, Хачатурян, Малер- на любой вкус, но преобладает лирика и головокружительный вальс. Оркестр в полном составе на сцене, сцена огромнейшая, показательно огромна, для больших стадионов и многотысячных зрителей, а смотрят - слушают 600-700 всего.

Я вспомнила далёкий Первый фестиваль с приездом Венского филармонического. Концерт проходил в закрытом помещении, в концертном зале музея, всем оркестрантам места на сцене не хватило и небольшая часть так и осталась пережидать выступление в комфортабельном автобусе. Мне не досталось счастливого билета, 400 мест в зале заняли ....(более достойные и успешные?) .... сейчас бы только поморщилась, а тогда было досадно.

В то время я переписывалась с Андреем Гавриловым. Рассказала ему о таком знаменательном событии, но в суете ( а может, безграмотности) написала вместо Риккардо - Ричардо. Андрей живо отреагировал: с Раккардо Мути я много раз выступал, знаю хорошо, а Ричардо- это его сын? Упс... Так у знаменитого дирижёра с «легкой руки» прибавилось в семействе наследников...

Но я слишком отклонилась. Спектакль плавно раскрывал своё действо, подстать окружающей обстановке и природе, благость летнего вечера с тренировочным пролётом стаи птиц меж тем сменилась грозовыми облаками такой свинцовой окраски, что все задвигались в предвкушении сильнейшего ливня.

Татьяна уже прочла свою отповедь Онегину, оркестр поддержал драматический поворот откровениям : я вас люблю, к чему лукавить, но ...вы ДОЛЖНЫ!!!! .... вы должны!!!! Дождевая сеть в свете прожекторов уже была различима перед сценой, оркестровое тутти как шаманское действо призывало: сейчас грянет, разразится!



Ливня не было! Даже дождя! Не посмели небесные силы прервать красоту праздника!



На сим и завершу.
 
7 августа

Афиша гласила:

7 августа 2020 года Владимир Федосеев и возглавляемый им Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского представят на VI Фестивале искусств П.И.Чайковского в Клину уникальную программу «Неизвестный Чайковский», в исполнении которой примут участие солисты Московского музыкального театра «Геликон-опера» Елена Михайленко, Анна Пегова, Юлия Никанорова, Иван Гынгазов и Игорь Морозов, а также Образцовый детский хор «Мандрагора» Клинской детской школы искусств имени П.И.Чайковского (художественный руководитель — Елена Уманская). Режиссер — Дмитрий Бертман.



Будут исполнены такие раритеты, как опера «Ундина» (сохранившиеся фрагменты), «Хор цветов и насекомых» из оперы «Мандрагора», музыка к весенней сказке А.Островского «Снегурочка» (фрагменты), дуэт Ромео и Джульетты из неоконченной оперы «Ромео и Джульетта». Фрагменты оперы «Ундина» исполняются по тексту, подготовленному в рамках Академического полного собрания сочинений Чайковского — совместного проекта Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И.Чайковского и Государственного института искусствознания. Нотный материал предоставлен издательством Music Production International (Челябинск).





..............................................................

Нет, не зря Дмитрий Бертман протоптал дорожку в архивы музея Чайковского, не зря из года в год изучал и пересматривал рукописи и искал, искал, что ещё не звучало, забыто, перекроено было самим композитором ещё в то время и составляет на данный момент великое наследие.

«Чародейка» прошлого, пятого фестиваля, с громоздкими декорациями и потрясающими финалами осталась режиссерской вершиной в памяти благодарных слушателей.

В этом году решили формат сменить: в бой пошли «одни старики» - заслуженные солисты Геликон опера с сольными выходами и дуэтами. «Бог в помощь» предстал полным составом БСО им. П.И. Чайковского п/ у Владимира Федосеева, Образцовым детским хором «Мандрагора» и Государственным академическим хором им. А.Д. Кожевникова. На громадной сцене хватило места всем.

Спектакль носит официальное название «Неизвестный Чайковский». Думаю, что зрителям в Клину были представлены отдельные номера этого спектакля, так как связующей нити повествования как таковой не было и череда выходов певцов с оркестровыми дивертисментами носила одному режиссеру понятный смысл. Скажем, связующей нитью было то, что это музыка Чайковского, а как он с нею вольно поступал, кидал ли под ноги певцам в куплетном варианте, одумывался и забирал в балет в виде знаменитого адажио как мы уже и привыкли слышать- сие одному композитору и ведомо.

-так всё - таки «Ундина» или «Русалка»? спрашивает рядом сидящий сын.

-Ундина, Ундина! Опера не пошла, как чувствовал, что будет бит критикой за избыток сладчайшей сентиментальности, вот и забросил,- выдаю остаточные знания от когда- то изученного...

-А в интернете пишут: опера была написана, поставлена и утеряна...

-Ну да, много чего сгинуло в безмерных библиотеках и архивах Большого со времён, когда Петр Ильич саморучно приносил туда партитуры и архивы при Советах то объединяли, то на перекладных тасовали и делили между музеями и издательствами... история тёмная.

-Не фантазируй, такого быть не могло.

-Читай интервью Полины Вайдман, она лично извлекала из пыльных архивов Большого рукописные оркестровые партитуры Чайковского.
.......................................................................
Какие конкретно? На это нужно жизнь положить, изучая досконально судьбу и историю написания каждого использованного фрагмента. Дадим слово музейным сотрудникам, это непосредственная их заслуга и обязанность.

(С)
«Ада Айнбиндер, заведующая отделом рукописных и печатных источников Дома-музея Чайковского в Клину:



Петр Ильич Чайковский — самый популярный в мире русский композитор, автор 440 музыкальных сочинений. Но не все они известны широкой публике, некоторые звучат редко — восемнадцать произведений считаются несохранившимися, а пять не завершены.



В программу концерта «Неизвестный Чайковский» включены редко исполняемые произведения композитора.



Опера «Ундина» была написана в 1869 году за шесть месяцев. Чайковский хлопотал об устройстве ее постановки, которая намечалась в Мариинском театре на осень 1869 года, однако премьеру отложили на следующий сезон. 16 марта 1870 года на сцене московского Большого театра состоялось концертное исполнение нескольких фрагментов оперы из I действия. Представление номеров из «Ундины» в Москве должно было способствовать ее продвижению в Петербурге. Но музыка оперы не вызвала большого восторга у публики, и вскоре стало известно о коллегиальном решении капельмейстеров театра отклонить постановку «Ундины». Партитура была возвращена автору и, по собственному признанию Чайковского, рукопись им была уничтожена. Однако, по сохранившимся пяти фрагментам оперы очевидно, что до конца расстаться со своей «Ундиной» Чайковский так и не смог. Следы музыки этого сочинения обнаруживаются в других его произведениях: Второй симфонии, музыке к весенней сказке А.Н.Островского «Снегурочка» и балете «Лебединое озеро».



Примерно в тоже время Чайковский работает над фантастической оперой «Мандрагора». Сценарий и либретто будущего сочинения были составлены Сергеем Рачинским — известным ученым-дарвинистом, профессором Московского университета, создателем и педагогом народной школы для крестьянских детей. Для оперы «Мандрагора» Чайковский успел написать лишь Хор цветов и насекомых. Этот номер неоднократно исполнялся при жизни композитора и имел положительные отзывы в прессе. Сама же опера так и осталась незавершенной.



Чайковский писал музыку и для драматического театра. Куплеты графа Альмавивы по комедии П.Бомарше «Севильский цирюльник» были созданы композитором специально для ученического спектакля Московской консерватории 12 февраля 1872 года. Пьеса шла в переводе М.П.Садовского.



Музыку к весенней сказке А.Н.Островского «Снегурочка» Чайковский написал весной 1873 года. Идея синтетического спектакля для драматической, оперной и балетной трупп возникла в Комиссии по управлению московскими императорскими театрами. В тот год простаивала труппа закрытого на капитальный ремонт Малого театра в Москве. Драматургу Александру Островскому комиссия предложила написать соответствующую пьесу, а музыку к ней, по личной просьбе писателя, — Чайковскому. Работа драматурга и композитора шла параллельно, в неразрывном тандеме — это беспрецедентный случай в истории российского театра.



Музыка к трагедии У.Шекспира «Гамлет» — еще одна большая работа для драматического театра. Написана в январе 1891 года во Фроловском по просьбе Люсьена Гитри. Готовился бенефис блестящего французского актера, выступавшего на сцене Михайловского театра.



К сюжетам Шекспира Чайковский обращался не однажды. Трагедия «Ромео и Джульетта» вдохновила композитора на создание в 1869 году программной одноименной увертюры, которую он дважды перерабатывал на протяжении 15 лет. Также Чайковский рассматривал сюжет «Ромео и Джульетты» как оперный. Сохранился лишь эскиз — Дуэт Ромео и Джульетты, который был найден, реставрирован и инструментован Сергеем Танеевым уже после смерти композитора.»
( процитировано из анонса концерта БСО Чайковского вКонтакте)
 
Последнее редактирование:
Гала - концерт
Финал


Ммм-да, печально видеть заблокированный гала.... кто успел, тот успел посмотреть
Вот ещё дневной концерт в заключительный день- обозрение тв 360

 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху