С.В.Рахманинов

Tatiana

Участник
#11
Слава и гордость русской музыки
О творчестве С.В. Рахманинова
Медушевский В.В.
Журнал: №2 (14) 2006 г.
С.В. Рахманинов
Знаем ли мы, любим ли, чтим ли память людей, всемирно прославивших великую культуру многоединого нашего народа? Ценим ли – как должно ценить – имя Сергея Васильевича Рахманинова, чья музыка являет собой гимн всепобеждающей, огромной, как океан, небесной любви, пролившейся в его мелодии?

Победитель на Международном конкурсе имени С. В. Рахманинова в Москве, лауреат 1-й премии, православный японский пианист Садакацу Цучида в опубликованном в Интернете интервью сказал удивительные слова. На вопрос, почему он играет произведения одного только этого композитора, пианист ответил: «Я пока не нахожу композитора, который был бы выше Рахманинова. В нем весь Бах, Бетховен, Шопен» (цитирую по памяти).
Откуда же явилась дивная красота его музыки, одновременно и несказанно нежной, и небывало могучей, однако не агрессивной, а вдохновенно отважной, словно желающей душу свою положить за весь мир? Стоит так поставить вопрос, как тут же приходят мысли: а Кто вообще принес на землю это необыкновенное тождество нежности и мужества, Божественной силой восстановив в человеке распавшееся единство его души? Кто сказал: «Огонь принес Я на землю. И как хотел бы, чтобы он уже разгорелся»? Огонь святой Божией любви, чистой и непобедимой, покорил своей красоте многие народы.

Музыка Рахманинова вобрала в себя огонь ревностной Божественной любви – отсюда ее необыкновенная сила.
Третий фортепианный концерт. Открывается он темой, выросшей из интонаций тихого, «смиренного» церковного знаменного распева. Его кротость напоена неотмирно-спокойной внутренней свободой. Знаем ли мы, что есть кротость? По слову святого Иоанна Лествичника, это – «несокрушимая скала в океане житейской раздражительности». Волны свирепо обрушиваются на нее, бьют со всех сторон, а она не колеблется, красотой любви победно сияет в мире.

В музыке первой части концерта эта исходная тема словно невидимый Китеж-град Святой могоединой Руси. Когда б она ни появилась в ходе развития, разом все умиряется в душе, и чувствует та в себе покой, который сильнее всех бурь мира.
А как заканчивается концерт? В последней, третьей, его части после невероятно яростного, неуклонно нарастающего натиска судорожных ритмов вдруг – словно в пояснение мысли св. Иоанна Лествичника – победно и могуче взмывает в небеса гимническая тема. Не могла родиться изумительная мелодия нигде, кроме как под пером гения, вышедшего из среды нашего народа. В ней слышится ширь многоединой Руси (как известно, это понятие не этническое, а духовное!). Знающие историю видят, какая сила сроднила множество разноликих племен в соборное единство (по слову Писания, «некогда не народ, а ныне народ Божий»), тысячекратно умножила население страны, небывало раздвинула ее территорию, предварительно до безграничности расширив народную душу, и хранила ее более тысячи лет.

В ликующем победном гимне мы явственно слышим выражение ключевой историософской мысли Святой Руси: мелодия вдохновенно и радостно рвется к Источнику всякой красоты, истины, любви и безграничной силы.
Как нужна музыка Рахманинова современной культуре! Особенно – молодым людям. Разве хотят они быть трусливыми и пошлыми? Однако силу дает только любовь.

Оборотная сторона вопроса: почему все-таки не каждый человек на земле принимает вдохновенную красоту в сердце? Эта тайна очень волновала Садакацу. Выпытывая ее у знакомого японца, он получил неожиданно глубокий ответ: «Знаешь, любить эту музыку очень ответственно – после нее нужно жить совсем по-другому».
Музыка Рахманинова – творческое задание для тех, кто сохранил в себе эту жажду света, настоящей, не слюнявой и не пошлой, а Божественной нежности и духовной отваги.

Если Глинка провозвестил пути становления русской культуры, то гений Рахманинова дарован России и миру в эпоху глобального отступления человечества от веры, молитвы и всех духовно-нравственных оснований жизни. Творчество Рахманинова – голос совести для мира.
Произведения, завершающие творческий путь великих композиторов, часто несут в себе особое символическое значение. «Симфонические танцы» Рахманинова освещены отблеском эсхатологии (учения о конце света). Это произведение невозможно правильно воспринять без знания Апокалипсиса – завершающей книги Библии. В начале третьего тысячелетия земля вздрогнула, почувствовав близость осуществления последних пророчеств Библии. «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание…» (Откр. 13: 16–17; 14: 11). Дым же от мучения принявших печать будет восходить во веки веков.

В произведении три части. В начале первой музыковед В. Грачев слышит четырехкратный трубный глас и топот апокалипсических всадников. Вальсовое движение второй части словно боль и скорбно-возвышенный плач о человечестве, отвергнувшем Небесную любовь. Ключ к третьей части – интонации средневековой латинской мелодии Dies irae («День гнева»), которую часто цитировали композиторы прошлого. Ее появление истолковано здесь в точном апокалипсическом смысле. Господь пришел на землю ради спасения людей. Время истории (испытания свободной человеческой воли, по изъяснению Самого Господа) есть время одновременного созревания пшеницы и плевелов для последней жатвы. Второе пришествие Господа – для Суда.
Для людей, отошедших от Церкви, само слово «Апокалипсис» – синоним чего-то страшного. Но это слово означает «Откровение». Это радостная книга. Людям, сохранившим верность Богу в грядущие времена уныния народов, Господь говорит: «Восклоните головы».

Таков дух произведения Рахманинова. В нем ни тени расслабленности, уныния, ужаса. Оно сурово, собранно, подтянуто и горит вдохновенной отвагой, источник которой есть вера.

Сам композитор был человеком мужественным, несмотря на то, что порой унывал, сомневался в своих силах (ведь и святые вовсе не те, кто никогда не падает, но кто, упав, встает и борется с грехом до крови и увенчивается Богом). И вот свидетельство мужества Рахманинова: вряд ли на земле найдется еще один художник, на которого так яростно ополчился бы весь мир, притом не за формальную холодную новизну, ставшую для всех модной, а за верность традиции изображения Вечной жизни. И ведь кто уничижал творчество гения? Не мелкие газетные шавки, а популярные тогда, известные критики. Почему? Ответ дает православный композитор Г. В. Свиридов. Первые десятилетия ХХ века в искусстве были временем музыкального демонизма разного рода (язычество, скифство, варваризмы, балаган, сарказмы, злой гротеск). Православные же корни музыки Рахманинова узнавались сразу и вызывали злобу.
Послереволюционная критика навесила на творчество Рахманинова ярлык: «фашизм в поповской рясе».

Где ныне эти злые критики? Они мертвы, забыты, а музыка Рахманинова, вечно живая и вдохновенная, победно воцарилась в концертных залах мира. Рахманинов, сомневаясь в своих собственных силах (как и подобает всякому смиренному человеку), предвидел и писал об этом, в первую очередь имея в виду не себя, но творчество гениев: не может умереть то, что создано Божественной любовью. Этой верой он руководствовался в жизни и творчестве. В интервью одной газете он сказал: «Всем, что собой представляю, я обязан Богу. Одному Ему».
«Прославляющих Меня прославлю», – говорит Господь. Красота музыки Рахманинова, как одно из явлений славы Божией в мире, радует людей и рождает признательную любовь к ее автору.

Творчество Рахманинова – огромный, во многом неизведанный материк. Духовная красота его музыки еще совершенно не осмысленна в педагогическом ключе, не стала могучим средством воспитания школьников. В чем камень преткновения?
Если красота, по слову св. Феофана Затворника, есть гостья из иного мира, то адекватным (соответствующим предмету) языком распознавания ее великого смысла может быть только язык исходного вселенского Православия. И эта задача радостного восхождения к источнику красоты еще впереди.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#13
Совершенно согласна с Вами, Виктория!
Такие концерты и дороги тем, что передают нам ощущение радости как от самого исполнителя, так и от его отношения и исполнения этой музыки!
Недавно на канале Культура было интервью с Андрашом Шиффом, который на вопрос ведущей: кто, по его мнению, самый выдающийся исполнитель, он ответил - Рахманинов. Он сказал, что современные технологии позволяют исполнителю практически слепить запись по кусочкам, а вот так исполнять как С.В., где есть целостность исполнения, техника и вообще - одарен же был человек! - встречается, как все гениальное, очень редко. Он постоянно слушает его старые записи и восхищается.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
#15
Вилла Сенар открывает двери
26.08.2016


Сергей Рахманинов в своем швейцарском имении Сенар
Идею купить виллу в Швейцарии Рахманинову подсказал Оскар Риземан (Bernhard Oskar von Riesemann, 1880-1934) биограф композитора немецкого происхождения, учившийся, в частности, в Московском университете и как раз проживавший тогда в Конфедерации.

К счастью для этой страны, великий пианист и композитор сумел воплотить в жизнь эту идею. Что сейчас происходит с виллой Сенар? Журналистов на нее практически не пускают, но для представителя нашего портала было сделано исключение.

В Швейцарии С. Рахманинов уже бывал, например, на курорте Ароза он отдыхал после утомительных концертов зимой 1912/13 гг. Уехав из России, композитор одно время думал о том, чтобы поселиться в Германии, но его супруга, не любившая немцев, умоляла не покупать недвижимость в этой стране.

В августе 1930 года Рахманиновы, наконец, вновь оказались в Швейцарии. Некоторое время они разъезжали по окрестностям и тщательно осматривали предлагаемые участки. Наконец нашли хорошее место. Оно очень понравилось Сергею Васильевичу, и он сразу его купил.

По имеющимся воспоминаниям, «и жене, и дочерям казалось, что это слишком далеко от всех друзей во Франции. Супруга Наталия Александровна, выросшая в степной полосе России, любила приволье, открытое место; мысль, что придётся жить в горах, тяготила её. Тем не менее, пришлось примириться с совершившимся фактом».

Новое имение Рахманиновы назвали Сенар, взяв первые слоги от своих имён (Сергей и Наталия) и прибавив начальную букву фамилии (Рахманинов).

Купленный участок был, собственно говоря, сплошной скалой площадью около двух с половиной гектар. Рахманинов знал, что придётся вложить много средств, чтобы привести его в порядок. Но композитору очень хотелось переехать в Швейцарию. Понимая, что строительные работы продлятся не менее двух-трёх лет, композитор решил построить флигель при гараже и временно поселиться в нём, контролируя ход работ.


Рахманинов в Сенаре в кругу семьи, 1934 год, Швейцария
К началу августа 1931 года флигель был готов, и Сергей Васильевич Рахманинов с женой приехали в Швейцарию, где прожили около двух недель перед следующим концертным сезоном в Америке, по окончании которого немедленно вернулись на берега Фирвальдштетского озера.

Как пишет в своих воспоминаниях двоюродная сестра композитора Софья Александровна Сатина (1879-1975),

«пароходы, на которых совершались экскурсии из Люцерна по озеру, делали специальный крюк, чтобы показать экскурсантам с озера вид Сенара с его деревьями, розами и необычайным домом, а перед громадными воротами имения постоянно останавливались пешеходы, чтобы полюбоваться на розы в саду».

В мае 1932 года Рахманинов писал близким друзьям Альфреду и Екатерине Сванам:

«Когда собираетесь к нам? У нас без обмана: озеро есть, рыба есть, прогулки есть и дождя хоть отбавляй. Есть и великолепный маленький отель, недалеко от нас, где условия те же, что у вас и где вы также будете жить одни, потому что никого другого нет. Нет ли у вас ревматизма? А то в этом отеле чудесные ванны — четыре дня назад начал там курс лечения. Не важничайте и приезжайте».

В августе Сваны поехали к Рахманиновым: «Уголок, который он выбрал на берегу озера, был очень красив, но, как и большинство мест на швейцарских озёрах, несколько людный и приглаженный. Рахманинов был очень счастлив. Он показывал нам с огромным восторгом все виды, все уголки, очевидно, довольный тем, что у него есть, наконец, свой собственный угол, и к тому же безопасный. Он чувствовал ненадёжность мировой обстановки и твёрдо верил, что Швейцария — самое безопасное место в Европе».

Дом-модерн
Новый дом был красив и уютен, выстроен в стиле модерн и являлся последним словом техники и комфорта того времени. Автоматическое масляное отопление, лифт, ванная при каждой спальне, замечательная кухня, прачечная, комната, чтобы сушить бельё, и т. д. Три большие террасы, на которых можно было принимать солнечные ванны, открывали вид на озеро, на гору Пилатус с одной стороны, и гору Риги — с другой.

Но самой лучшей комнатой была студия Сергея Васильевича, расположенная с западной стороны дома. Эта довольно большая комната с громадными по тем временам окнами, дающими щедрый доступ солнцу, из которых было видно озеро, гору Пилатус и снежные вершины Альп.

Из окон также была видна новая пристань для моторной лодки. Рахманиновы были большими любителями цветов. Они великолепно распланировали сад, посадив более тысячи разновидностей роз, много других цветов и цветущих кустарников, различные деревья.

Цветы, по уговору с садовником из Люцерна, постоянно заменялись новыми. Любимыми деревьями, которые Сергей Васильевич посадил около дома, были три берёзы. Они не особенно хорошо принялись и причиняли ему много хлопот. Сравнительно небольшой участок был отведён в конце сада для фруктовых деревьев, земляники, малины и смородины.

Налаживание жизни в Сенаре потребовало около четырёх лет, но по окончании этой подготовительной работы Рахманинов действительно впервые со времени отъезда из России почувствовал, что у него есть дом, что он может, как и мечтал, осесть на месте.


Вид на виллу Сенар, середина 1930-х гг.
Рахманинов охотно приглашал к себе в Сенар друзей, открывая двери таким выдающимся людям, как голландский дирижер Виллем Менгельберг (Willem Mengelberg; 1871 — 1951), итальянский музыкант и дирижер Артуро Тосканини (Arturo Toscanini; 1867 — 1957), американский виолончелист российского происхождения Григорий Павлович Пятигорский (Gregor Piatigorsky; 1903 — 1976) и другие.

«Какие счастливые часы мы провели в гостеприимном доме Рахманиновых в их чудесном доме в Швейцарии! … Кто не знал Рахманинова в этой интимной обстановке, не знал его вообще»(из воспоминаний А. В. Грейнера).

Устроив всё согласно своему желанию, почувствовав, что у него есть настоящее пристанище, Рахманинов немедленно начал сочинять.

Многим казалось, что к этому времени талант композитора в нем уже угас. В действительности ему мешала насыщенная концертная деятельность, отсутствие времени, скитальческая жизнь, но желание писать никогда не остывало.

Приступив к работе 3 июля 1934 года, он уже 18 августа оканчивает одно из лучших своих творений — рапсодию на тему Паганини для фортепиано и оркестра op. 43. А весной 1935 года он начинает писать свою Третью симфонию.

Последний концерт
Весной 1939 года пребывание в имении Сенар было омрачено несчастным случаем. Рахманинов поскользнулся в столовой и упал. Из воспоминаний жены Сергея Васильевича, Натальи Рахманиновой:

«Сергея Васильевича …уложили в кровать. Из Люцерна был вызван доктор, который велел ему лежать; он сказал, что, по-видимому, перелома нет. Приехав на другой день, доктор убедился, что кроме сильного ушиба и потрясения от падения ничего нет. Он сказал, что Сергей Васильевич может встать и скоро ему можно будет начать играть».

Осложнялась и общая политическая обстановка. В воздухе пахло новой войной. Рахманинов очень боялся застрять из-за войны в Европе, волновался и хотел поскорее вернуться в Америку. Но ему не давала покоя мысль о том, что дочь Таня с внуком останется одна во Франции, а ее муж, будучи французским гражданином, в случае войны может быть призван В армию
http://www.classicalmusicnews.ru/articles/v-bolshoy-teatr-mimo-spekulyantov-s-gordo-podnyatoy-golovoy/
Кроме того, уехать из Европы ему мешало обещание выступить на музыкальном фестивале в Швейцарии, который был после аншлюса Австрии перенесён из Зальцбурга в Люцерн.

Концерт состоялся 11 августа 1939 года с участием Сергея Рахманинова и швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме (Ernest Ansermet; 1883 — 1969). Рахманинов играл Первый концерт Бетховена и свою Рапсодию.

Затем ничего больше его в Европе не удерживало, Рахманиновы отправились в Париж, а оттуда 23 августа в Нью-Йорк. Когда стала ясной невозможность возвращения в швейцарское имение, Рахманиновы переселились в имение в Лонг-Айленде, где пробыли лето 1940 и 1941 гг.

Стал ли Сенар для Рахманинова «вторым домом»? Строительство виллы Сенар, отнявшее так много сил у Рахманинова, безусловно было вызвано его желанием обрести «родной угол». Но дом в Швейцарии оказался лишь временным «оазисом». Начавшаяся Вторая мировая война лишила Рахманинова и этого пристанища.

Сохранить дух и музыку

Так выглядит сегодня рабочий кабинет Сергея Васильевича Рахманинова. Рояль на месте. Стул тоже. Ничего не продано
А что же сегодня? Каковы перспективы виллы Сенар? Для того, чтобы узнать это, мы воспользовались любезным приглашением генерального директора Фонда Сергея Рахманинова (Serge Rachmaninoff Foundation) Этторе Волонтьери (Ettore F. Volontieri).

В современной Швейцарии вилла находится на территории муниципалитета Веггис (Weggis) на противоположном от Люцерна берегу Фирвальдштетского озера. Господин Волонтьери радушно открывает перед журналистом портала swissinfo ворота, ведущие на участок, окружающий виллу.

До недавнего времени здесь всем управлял внук композитора Александр Борисович Рахманинов — юрист, основатель и президент Фонда имени Рахманинова. В 2012 году он умер. Теперь все текущие дела имения Сенар находятся в рукаках Фонда. Господин Волонтиери проводит небольшую экскурсию по дому, из которого, как кажется, сам Рахманинов вышел несколько минут назад.

Осматривая мемориал, мы вспоминаем последние события, связанные с Сенаром, в частности, что в 2013 году, после смерти А. Б. Рахманинова президент России Владимир Путин, как сообщали тогда российские СМИ, «поручил Министерству культуры и Министерству иностранных дел России изучить вопрос о возможности приобретения в собственность России архива Сергея Рахманинова и имения „Сенар“ в Швейцарии».

Вопрос этот российский пианист Денис Мацуев, который также является арт-директором фонда им. С. Рахманинова, поднимал и на заседании Президентского совета по культуре и искусству, состоявшемся в октябре 2013 года.

Но прошло время, и, как видно, вопрос этот с российской стороны так решен и не был. Как сообщалось, министр культуры России Владимир Мединский в середине 2014 года пояснил, что «у виллы оказалось много наследников, которые руководствуются материальными соображениями и хотят отдельно продать на аукционе рояль композитора, его ноты, принадлежавший ему стул. При таком подходе у России интереса к покупке виллы нет».

Этторе Волонтьери, однако, утверждает, что вопрос о продаже по отдельности каких-то реликвий из наследия Сенара в такой форме не стоял.

Сейчас все исходят из того, что вилла должна сохраниться такой, какой она была, и что она должна оставаться аутентичным памятником культуры, в котором и дальше будет жить дух великого композитора.

«Проблема, или, скажем так, особенность ситуации состоит на данный момент в том, что тот, кто купит этот объект, не будет иметь права ничего тут переделывать. Мы не хотели бы, чтобы кто-нибудь начал строить, скажем, на площадке перед домом бассейн или производить какие-то перестройки в самом доме, тем более, что вся вилла, кроме того, находится официально под охраной властей кантона Люцерн»,— подчеркивает Э. Волонтьери.С другой стороны, говорит он,«мы хотим сделать из виллы Сенар открытое для внешнего мира место. Сюда могли бы приезжать творческие люди для того, чтобы поработать в тишине, которая, несмотря на все городское развитие вокруг, осталась почти такой же, как во времена Сергея Васильевича. При этом мы прагматичны, а потому Фонд мог бы представить себе возможность проведения тут крупными банками или концернами знаковых общественных мероприятий или приемов на высшем уровне.

Сюда могли бы приезжать и специализированные туристические группы в составе знатоков и любителей классической музыки вообще и творчества Рахманинова в частности».

Однако, как еще раз подчеркивает Э. Волонтьери, менять в имении что-либо невозможно, и это, конечно, делает такой объект не очень привлекательным для рынка недвижимости. Каков же выход? Скорее всего, говорит генеральный директор Фонда Рахманинова, будущее Сенара уже совсем скоро будет решено, и решение это будет «триединым».

В нем примут участие Фонд и родственники (дети) композитора, с одной стороны, власти кантона и города Люцерн, с другой, и некоторые ведущие промышленные компании, работающие в кантоне, с третьей.

Насколько реально такое решение? На этот вопрос господин Волонтьери отвечает почти уверенно в том смысле, что сейчас это самая «реалистичная опция». А это значит, что дух и музыка великого Рахманинова продолжат жить в Швейцарии, на берегах Фирвальдштетского озера.

Ну и конечно же, говорит Э. Волонтиери, мы всегда как надеялись, так и продолжаем надеятся и верить в то, что в какой-то форме Российская Федерация также сможет быть частью этого решения.

А пока на этих выходных Вилла Сенар откроет свои двери перед всеми желающими заглянуть туда, где творилась история мировой музыки. И это в Швейцарии обычная практика — народ кантона должен знать, на что могут пойти его деньги. Как кажется, сам композитор к такому подходу отнесся бы с пониманием. Он-то знал лучше других, чего стоят тяжело, собственным трудом заработанные деньги.

В качестве источника при написании материала использовался сайт Сенар. Автор благодарит за поддержку Фонд Рахманинова и Э. Волонтиери.

Игорь Петров, swissinfo.ch
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#16
В своё время Аня (Trist) давала ссылки на интереснейшие передачи с В.Троппом - "Сергей Рахманинов. Ближний круг". Фриц Крейслер.
http://tchaikovskyforum.com/threads...i-sovremennosti-v-m-tropp-i-t-a-zelikman.930/

Сегодня обнаружила из этой же серии передачи
«Сергей Рахманинов. Ближний круг». Владимир Горовиц. Возвращение.
(Каждую из передач можно скопировать в мр 3).

Первая передача из цикла "Ближний круг"
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/15873-sergej-rakhmaninov-blizhnij-krug


Вторая передача из цикла - Ближний круг".
http://www.muzcentrum.ru/orpheusrad...j-rakhmaninov-blizhnij-krug-vladimir-gorovits


Заключительная передача из серии "Ближний круг".
http://www.muzcentrum.ru/orpheusrad...lizhnij-krug-vladimir-gorovits-vozvrashchenie
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#18
http://www.classicalmusicnews.ru/news/rachmaninov-tambov-monument-2017/
Памятник Сергею Рахманинову открыт в Тамбовской области
5 октября 2017 в музее-усадьбе “Ивановка” состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся композитору Сергею Рахманинову.
 

Tatiana

Участник
#19
http://www.classicalmusicnews.ru/news/rachmaninov-tambov-monument-2017/
Памятник Сергею Рахманинову открыт в Тамбовской области
5 октября 2017 в музее-усадьбе “Ивановка” состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся композитору Сергею Рахманинову.
Наташа, спасибо!!! Не знала!
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.