режут наших на отборе, чтобы иностранцам дать премии повыше ? Где списки всех приславших заявки ?
В то же время некоторые моменты трудно объяснимы, например, неожиданное изменение системы подсчета баллов перед последним туром. В чью пользу, сейчас неважно. Важно, что в чью-то. Изменение правил игры по ходу игры - крайне несолидный шаг. Напомнило мне дворовые игры моего детства, когда старшие желая любой ценой выиграть у младших, всякий раз подправляли правила в свою пользу.
Понимаете, какая вещь ....... В конце концов, важен результат. А самый главный результат последнего шопеновского конкурса, как я думаю, заключается в том, что ни одна действительно достойная личность не была потеряна по дороге к финалу, а уж как распределились места в рамках самого финала, это уже, действительно, в сильнейшей степени зависит от вкусов жюри, от общей картины происходящего на конкурсе, от авансов, которые пожелало выдать жюри, и от общего "состояния умов", так сказать.
Да, по ходу дела там, к сожалению, отсеялись довольно хорошие участники, но всякий раз можно было указать конкретную причину, и я лично ни разу не впал в недоумение по поводу того, "как такое могло произойти". Многих мне было жаль, но я тоже отмечал ошибки участников и понимал подоплёку решений жюри.
Да и в финале тоже: многих до финала дотащили буквально "за уши", потому что они играли достаточно технично и в ремесленном смысле "переиграли" остальных, т.е. тех, кто до финала не дошёл из-за ремесленных недостатков. А вот уже в финале "пробил час" для тех, кто не выдержал оценки по критерию художественности: как я понял, от некоторых финалистов жюри надеялось чего-то дождаться, но так и не дождалось, поэтому и премий они не получили.
Кстати, в этом же смысле очень неплохо прошёл конкурс в Брюсселе: там я болел изо всех сил за Фаворина, и он получил-таки свою премию. Хотя подспудно я болел и за Божанова тоже !
) Но я и сейчас уверен, что это был "не божановский" конкурс: музыкантские возможности Божанова слишком специфичны для таких универсальных соревнований, его творческая палитра намного Уже. И всё же его оценили, насколько я понимаю, "по совокупности заслуг", хотя в конце конкурса он очень устал и довольно сильно начал лажать. А вот Фаворин на этом конкурсе развернулся во всю ширь: и классика, и романтика, и современные сочинения, и выучиваемое прямо на конкурсе ультрасовременное сочинение - всё это было "для него".
Кстати, на конкурсе в Брюсселе тоже имело место нечто вроде того, что произошло на конкурсе Шопена: победителем был неожиданно объявлен тот, кого никак не ожидали увидеть на этом месте !
)
И всё же я уверен, что если Авдеевой члены жюри дали 1-е место, во-первых, зная о ней и её возможностях гораздо больше всех остальных, а во-вторых, как бы "авансом", ожидая от неё успехов на ниве исполнительского воплощения других композиторских стилей (не Шопена), то Кожухину дали 1-е место просто за то, что он очень-очень крепкий середняк и прошёл этот конкурс устойчивее остальных, слишком "трепетных" музыкантов. А он ломил своё без особых переживаний и сомнений. Вижу тут некоторую аналогию с выдачей в своё время 1-й премии Винницкой, от которой тоже, я так думаю, мы больше ничего особо выдающегося никогда не дождёмся, как и от Кожухина !
)
И всё равно: был ли я доволен РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ премий в финалах конкурсов в Варшаве и в Брюсселе, не был ли, от этого не меняется главное - все, кто должен был дойти до финала, дошли до него. А это, на мой взгляд, самое главное.
И вот сравните с тем, что с самого начала натворили на конкурсе Чайковского.
Знаете, всё нынешнее настолько дико и нелепо, что я волей-неволей вынужден поменять моё чисто человеческое отношение к нескольким музыкантам, которые в этом всём участвовали. Я понимаю, что смешивать творческую и личностную составляющую неправомерно, и всё же я, как мне кажется, утратил человеческую симпатию к 3-4 ведущим деятелям этого конкурса. Если и была какая-то надежда видеть в них нечто человеческое и хоть какую-то тягу к объективности и справедливости, то теперь даже надежды такой нет.
Я чисто человечески разочарован, хотя и понимаю, что всем на это наплевать - особенно же тем, в ком я разочаровался.