ПИАНИСТЫ, их мысли, советы и высказывания

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
http://mytashkent.uz/2008/07/26/aleksey-sultanov/
Алексей Султанов. Письма о Ташкенте.
Письмо.

  1. Добрый вечер!
    С удовольствием прочел статью о Школе Успенского. Спасибо.
    Хотелось бы дополнить её материалом о выдающемся выпускнике этой школы Алексее Султанове. Если это возможно,опубликуйте. С уважением и благодарностью, Марк Фукс

  2. Алексей Cултанов (1969-2005) - пианист.
  3. Алексей Файзуллаевич Султанов родился 7 августа 1969 в семье музыкантов в Ташкенте. Окончил Республиканскую музыкальную школу им. В.Успенского по классу фортепиано у Заслуженного учителя Узбекистана Тамары Афанасьевны Попович.
    Продолжил обучение в Московской Консерватории (класс Льва Ивановича Наумова).
    Начал свою концертную деятельность в 8-летнем возрасте.
    В 12 лет Алексей Султанов стал лауреатом Международного конкурса"Концертино Прага"
    В 15 лет за большие заслуги в области пропаганды классической музыки и обширную концертную деятельность ему было присвоено звание Лауреата Ленинского Комсомола Узбекистана.
    В 1986 г. режиссер Али Хамраев снимает документальный фильм о 17- летнем пианисте. В 1989 году Алексей Султанов завоевал на 8 Международном конкурсе пианистов Вана Клиберна. В 1995 - вторая премия на 13-м Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве. Алексей Султанов много выступал с концертами, как сольными, так и с оркестрами - с Филадельфийским симфоническим , Концертгебау, Королевским филармоническим. Его сольные концерты проходили в Хельсинки, Берлине, Франкфурте, Гамбурге, Цюрихе, Афинах, Милане, Осаке, Сеуле, Нью-Йорке и других городах.
    Игра Алексея Султанова отличалась "демонизмом, своеволием, страстностью и ошеломляющей виртуозностью". Его называли "самым ярким представителем особого вулканического класса пианистов"," самым колоритным ослепительно одаренным пианистом, интерпретатором огромного темперамента и стихийной силы, который бууквально разверзает душу каждого композитора".
    Последние годы Алексей жил в США.

    В ноябре 1999 года Алексей Султанов дал в Ташкенте сольный концерт с Национальным симфоническим оркестром в память о своей бабушке, народной артистке Замиры Хидоятовой.
    В 2001 году были намечены новые гастроли нашего соотечественника в Узбекистане, но в феврале того года пианист перенес инсульт и был частично парализован.

    30 июня 2005 года на 35 году жизни, после 4 лет мужественной борьбы с болезнью, от очередного приступа инсульта Алексей Султанов скончался.


  4. Седьмого августа (2006 года, прим. Е.С.) ему исполнилось бы 37. Но вот уже год с небольшим, как его нет с нами. Коварная смерть, неотступно следовавшая за ним по пятам в течение последних четырех лет неравной борьбы с нею, одержала-таки свою черную победу над волею к жизни знаменитого узбекистанского музыканта.
    Алексей Султанов. Музыка. Огненный водопад. Яркий свет, восходящий над клавишами рояля.
    Мне повезло. Я видел его мальчишкой. Уже тогда в его больших темных глазах мерцал этот свет гениальности. Я не страшусь говорить об этом потому, что истина всего дороже. Алексей – гений музыки. И никто лично меня не переубедит.
    Он не брал псевдонима. Султанов. Великий пианист.
    От Лондона до Хоккайдо – Султанов. От Бруклина до собора Парижа – Султанов. От Италии до Чукотки – Султанов. Мировая классика.
    Бедные, бедные завистники. Как старались вы, чтоб это имя не зазвучало. Имя, несущее славу Узбекистана по всему миру. Но смешны вы пред оком Вечности.
    Алексей Султанов. Трагедия и свет. Рано ушедший, но оставивший нам, живым, музыку.
    Преклоняюсь пред тобой, мальчишка. И верю, что будет тебе памятник на Родине. Будет. Несмотря ни на что.
    * * *
    Я слезы тайные глотал.
    Ты так... нет, нет...
    Вы так играли,
    как будто ангел пролетал
    над гулким берегом рояля.
    Я все увидел наперед.
    И в небо душу потянуло.
    И повседневности налет
    легко крыло его смахнуло.
    Я говорил себе: – Беги.
    Ты не достоин. Что за милость!
    Играли Вы. И две руки,
    как будто волны,
    в берег бились.
    Звучала музыка. Она
    была неведомо откуда,
    с каких широт занесена.
    Но точно. Это было чудо.
    И душу просветлив насквозь,
    оно свободно подымалось.
    И это вечностью звалось.
    И это жизнью называлось.
    Благодарю вас, два крыла,
    за чудо, за мгновенья эти.
    А мы? Нас не было на свете.
    Был свет. И музыка была.

    Александр ФАЙНБЕРГ.
 
Последнее редактирование:

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Статья прошлого года, ещё "до-конкурсная", но мне кажется, несмотря на время, не потеряла своей актуальности.



http://www.classicalmusicnews.ru/in...yikantam-seychas-ochen-trudno-sohranit-sebya/

Известная всему миру пианистка и педагог Элисо Вирсаладзе впервые дала мастер-класс в России в рамках XIV Международного музыкального фестиваля ArsLonga, который проходил в Москве.

В своем интервью она рассказала о том, почему молодые музыканты все чаще стремятся получить вторую профессию, как вкусы публики сказываются на творчестве, и поделилась воспоминаниями о своем участии в Конкурсе Чайковского.


– Элисо Константиновна, вы как-то сказали, что «тех, кто не может жить без музыки, как рыба без воды, всегда мало…» Почему сейчас это особенно ощутимо?

– Очень трудно стало жить в музыке. Во-первых, молодым исполнителям требуется помощь, нужны материальные средства, которых в основном, зачастую, у нас нет. Есть фонды, стипендии, но в целом это не поддержка. Во-вторых, вместо того чтобы лелеять наши музыкальные школы (раньше так называемые семилетки), сейчас их объединяют в комплексы, и это отвратительно! Мы плюем на то, что имеем. И то, что должны были бы ценить, просто оставляем без внимания. Я понимаю, это глобальная проблема, где все, конечно же, упирается в финансы. Но потом это скажется, к сожалению…

Многие молодые люди после консерватории не имеют никакого заработка, и они думают о том, чтобы получить еще какую-то профессию. Кстати, за последние годы появилось колоссальное количество (и не только среди пианистов, но даже и вокалистов) людей, имеющих другие специальности.

– То есть музыканты стараются овладеть несколькими инструментами?

– Да, и это тоже. Но я имею в виду совершенно иную деятельность, например, юриста или адвоката. Ими хотят стать многие пианисты. И это – не от хорошей жизни. Если взять струнников, они могут устроиться на работу в оркестр; могут сотрудничать с коллективами за границей. Пианисту найти работу гораздо проблематичней. Нужно выживать в этой ситуации, да так, чтобы тебе еще повезло, потому что в нашей профессии без удачи и везения невозможно. Это наболевшая проблема, и причины сложившейся ситуации намного глубже.

– Индивидуальность – самая точная и яркая характеристика пианиста. Почему, на ваш взгляд, в нынешнем поколении музыкантов так мало индивидуальностей?

– Я не могу с этим согласиться. Дело в том, что выросло большое количество пианистов. И поэтому, наверное, индивидуальностей стало меньше. Раньше было все совершенно другое… и время, и поколение. И не потому, что то поколение было хуже, лучше или гениальнее.

На сегодняшний день даже у тех, кто очень талантлив (я не буду перечислять фамилии), тех, кто подавал большие надежды в юном возрасте, – у них нет времени! Я сейчас не говорю, хорошо это или плохо. Но это в принципе так. Все они становятся продуктом сегодняшнего потребительского вкуса публики. Хотят они того или нет, но им приходится «ввязываться» в эту самую историю с концертами. Они попадают, как белка в колесо, то есть все время там крутятся! И даже крупные имена!

А когда я спрашиваю, зачем тебе такое количество концертов, ведь ты уже известен, может быть, достаточно, хватит? Мне отвечают: «Если откажусь один раз, потом уже больше не пригласят». И этот «страх» почему-то присутствует у всех! Вы задаете вопрос: почему нет личностей?.. Но откуда им быть? Сейчас очень трудно сохранить себя.

– Значит, современному пианисту сложнее найти свой путь?

– Конечно. Есть много исполнителей, которые теряются и не знают, что делать в музыке. Сейчас колоссальное количество информации. Можно послушать записи практически любого исполнителя. В восточных странах (Япония, Корея, Китай), где в настоящий момент так популярна пианистическая деятельность, был очень распространен весьма наивный вопрос: «Кто из исполнителей эксперт по данному произведению?»

И это на полном серьезе, это не шутка! То есть они не спрашивают о том, как надо играть Бетховена, какую школу надо пройти, сколько нужно играть Бетховена, что нужно перетерпеть, какую жизнь прожить, сколько надо знать (ведь теперь появилось колоссальное количество архивных документов той эпохи, безумно интересных)… Но их интересует только – что представляет из себя «готовый продукт». Других мыслей и вопросов нет!

– Что важно в таком педагогического жанре, как мастер-класс?

– Честно скажу: мастер-классы не люблю! Это, по моему мнению, пользы не приносит! Самый элементарный пример. Для того чтобы пройти какое-то произведение со студентом, мне иногда не хватает года! А что я могу сделать за час?.. Я могу только дать какие-то намеки; могу сделать так, чтобы человеку, который говорит со мной о музыке, что-то приоткрылось…

У меня есть мастер-классы, где я себя очень хорошо чувствую: это в Италии, около Рима. Все происходит в очень красивом средневековом замке. Уже в течение одиннадцати лет туда приезжают студенты со всех концов мира, причем одни и те же; некоторые уже со стажем. Интересно наблюдать, как они развиваются, и не только как исполнители, но и как педагоги.

– После потепления российско-грузинских отношений как часто вы бываете в Грузии? Расскажите, чем сейчас живет грузинская интеллигенция?

– В последнее время раз в году я обязательно бываю в Грузии, потому что у меня там в Телави музыкальный фестиваль… Трудно сейчас что-либо говорить. Грузинская интеллигенция выжила в такое время, когда не было ни света, ни отопления – ничего вообще! Сейчас стало намного лучше, несмотря на все трудности, которые еще существуют. Все идет своим чередом, могу сказать, что театральная и концертная жизнь Грузии очень насыщена!

– Вы много раз говорили о том, что не любите конкурсы, но при этом часто их судите. Вы будете судить XV конкурс Чайковского?

– Нет. Во-первых, мне никто не предлагал, и потом, если бы меня пригласили, я бы не дала такого согласия. В это время я буду не в России, у меня совершенно другой конкурс.

– Тогда поделитесь своими воспоминаниями о вашем участии в конкурсе Чайковского…

– Они были совершенно изумительные! Не предполагалось, что я попаду в финал, и тем более, что стану лауреатом третьей премии.

– В условиях XV конкурса Чайковского появились нововведения. Лауреаты международных конкурсов, а также первой премии Всероссийского музыкального конкурса, который сейчас идет по стране по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, вокал, смогут участвовать в конкурсе Чайковского без предварительного отбора. Как вы на это смотрите?

– Это и раньше было. На первом конкурсе Чайковского лауреат международного конкурса мог вообще не играть на первом туре. Такими являлись, например, Лев Власенко, Джером Ловенталь… Думаю, что в принципе это не очень хорошо. На конкурсе тебе может просто повезти… Сколько мы знаем первых премий, которых никто и не вспомнит.

– На XV конкурсе не будет бальной шкалы, и голосование открытое – «да» или «нет»…

– Есть в мире конкурсы, где существует такая система. Члены жюри объявляют свое решение в присутствии всех. И мои коллеги, наверное, немножечко постесняются говорить «нет» на то, что действительно «да»!

– Выступление с кем из великих музыкантов оставило самое неизгладимое впечатление?

– Кирилл Петрович Кондрашин, с ним я выступала на втором конкурсе Чайковского. На первом он играл вместе с Клиберном, и тогда я не предполагала, что через четыре года окажусь с ним на одной сцене. Перед конкурсом Кирилл Петрович тогда очень меня подбодрил. Именно подбодрил, потому что когда играешь с оркестром, совершенно все по-другому.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
http://www.belcanto.ru/15021001.html. Ольга Юсова, 10.02.2015 в 16:37
Интервью Элисо Вирсаладзе к 100-летию Святослава
Посмотреть вложение 222
Анна, спасибо большое! Это действительно интересно... Элисо открылась для меня абсолютно с какой-то другой стороны, когда она стала преподавать... В ней очень много по-настоящему человеческого....
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Потрясающе...
Мы всё лето пытались выяснить, не всегда дружелюбно, кто же такой, настоящий Музыковед. Вот истинный ответ, которому веришь, потому знаешь и ценишь....
Прошу прощение, что чуть-чуть процитирую....
"....музыковед. А кто он такой, этот специалист?
- Он занимается музыкой и имеет очень широкий профиль применения. Педагогика – это один из множества вариантов деятельности, особенно в наше время. Музыковеды находят себя в журналистике в качестве обозревателей, критиков, редакторов музыкальных программ на радио и телевидении. Коллеги занимаются научно-исследовательской деятельностью. Что касается композиции, строго говоря, музыковед – не композитор, но те знания, то образование, которое дается теоретикам, может помочь человеку раскрыться даже как композитору. Кроме того, в последние годы активно развивается звукорежиссура, и в этой области высококлассные музыковеды очень востребованы. Я знаю, что некоторые мои коллеги занимаются выпуском музыковедческой литературы, дисков с музыкальными записями...."
Вот тогда и статьи конкурса к конкурсу Чайковского не пестрели бы образами, более подходящими "жёлтой прессе", а были бы на высочайшем уровне, если этим занимались бы ВЫСОКОКЛАССНЫЕ МУЗЫКОВЕДЫ.
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху