III тур Первый концерт Чайковского в исполнении азиатов

W

webber

Guest
#1
Давайте будем откровенны - немногие здесь способны априори отдать пальму первенства азиатам в такой альма матер фортепианной музыки как концерт Чайковского (а походу и Рахманинова).
Как было как-то кем-то удачно здесь сказано лет 5 назад, когда русский пианист плохо играет русский концерт, то просто облажался, а когда нерусский - то "не понял загадочную русскую душу".
Ведь трудно признать что русский человек способен играть Чайковского без сердца, без любви к русской протяжной, к русской природе и пр.
Но еще более странно признать что на такое способны нерусские исполнители, ведь тогда собственно теряется загадка и тайна русской души - если каждый понимаешь ли азиат приходит и играет эту самую русскую душу по полной программе.
Конечно иногда делаются исключения, но это именно исключения которые призваны подчеркнуть что понять таки русскую душу может не каждый. И тогда Клиберн становится Ваней, чтобы уже совсем всем все было ясно.

НО уж совсем беда когда приходит нерусский пианист и играет - ой ёй ёй! - русскую, нам всем с колыбели знакомую музыку - по-своему. Весь наш патриотический протест встает во весь рост. Да как же так, нам еще будут указывать из-за границы как играть Чайковского?
Мы уже не слышим что пианист все равно играет с душой, со своим видением, со своей динамикой и проникновением в нотный текст. Нам важно что вот эту фразу надо играть полным звуком а он ее сыграл пиано! Это вот начало надо играть темпераментно, а он чересчур рубато! Нет не понимает он русской музыки!

Сегодня мы слышали Чо. Корея. Ну ладно бы еще Япония откуда все таки уже вышли мировые пианисты.
Однако же это был настоящий Петр Ильич. Русский. Не корейский. С замечательным туше. Свежий, не испещренный многчисленными наслоениями привычных штампов, в частности жестких аккордов во вступлении. С разными находками в плане взаимодействия с оркестром, с эпизодами идеально сделанными по звуку. И все это в 17 лет. Чем хуже случая с Кисиным?
И уж во всяком случае куда более интересно на фоне казалось бы метров исполнения русских концертов - русских пианистов, которые один за другим явили миру стандартные шаблоны Чай1. Тоже неплохо, тоже где-то увлекательно, убедительно, но в целом - все это мы уже слышали и не раз, и если уж на то пошло, подобные трактовки Чай1 в еще более хорошем качестве и звучании я послушаю на ДВД с каким-нибудь мировым исполнителем.

Возможно после того, как я пожил в Китае я стал больше понимать азиатов. Они действительно выражают свои эмоции иначе, и эта их привычная непроницаемая маска с раскосыми глазами вводит в заблуждение. Но при этом они такие же как все, и в смысле темперамента и всего прочего. Они говорят не менее интересные вещи, и реагируют на события иначе но по-своему.

Вот и сейчас слушаю Соню с Чай1 на генер репетиции и понимаю какие возражения все это может вызвать завтра на финале.
Играет изумительно. Одно только проведение вступительной темы на 2 странице чего стоит! ЛЕГАТО! Товарищи к нам пришел человек который взял ноты и сказал - тут у Чайковского написана распевная мелодия, правда аккордами и даже с пунктирным ритмом. А раз так - ее надо играть ЛЕГАТО! И это нам говорит азиат который априори должен понимать в этой музыке меньше.
Сколько раз я уже переслушал это проведение! Наслушаться бы. Уже чертовски надоело когда это играют просто грубо бряцая аккорды (стыдно и сам так играл) с эдакой типа пассинатностью которая тупо выражается в ломаном ритме тем паче с оркестровым ровным аккомпанементом. Да Гилельс так играл. Но он был Гилельс он добавлял туда что-то еще, какую-то торжественность внутреннюю.
Уже одно такого эпизода мне хватит чтобы пойти на концерт этой пианистки. Потому что это уже создает какой-то ИНТЕРЕС. А что будет там? а как она это сыграет? И прости меня фаны например Романовского мне неинтересно пойти на его концерт.. мне все у него понятно, никаких сюрпризов.

Или, например, как хватанула она темп в скерцо 2 части - ого! - где-то даже на грани фола но зато как повела оркестр! Тут вообще мало кому удается сдвинуть с места Дмитриева (увы) а тут так все понеслось, такими красками заиграло. Ожило!
Вообще надо сказать пред репетиция была явно проходная, там было все оч обычно, и тем радостней что к этой репетиции - возможно уже в полную силу - Соня наконец играет это великолепно, и ввиду предыдущего выступления Чо так получается что для меня они оказались лучшими по Чайковскому.. Удивился ли я? Нет. Обозлился ли? Нет. Мне не кажеся что у меня украли "тайну русской души" , наоборот скорее к пониманию русского искусства присоединились еще другие, столь далекие от нашей культуры люди. Что не может не радовать.

Ввиду вышесказанного ясно как я отношусь к "наездам" на Рах3 Сони. Да я тоже люблю когда Рахманинова играют полнозвучно, когда в низком регистре звучат настоящие колокола. Но когда прослушаешь концерт целиком, выстраивается концепция, и понимаешь что все эти попытки взглянуть на рахманиновские темы иначе, через призму чего-то очень сокровенного, личного, все эти пианиссимо, тоже имеют право на существование, и сдается мне сиди Сергей Васильевич в зале, он первый бы хлопал новому исполнению его творения.
Мне кажется всем кто слушал Соню с 1 тура - а я на ней начал по стечению обстоятельств слушать конкурс :) - понимают что ей вообще не составит труда нагреметь в октавах. Но ей интересно сейчас другое, кстати послушайте в этом смысле первую каденцию в Чай1 (перед ГП) - там даже гдето уходы на пиано есть! А как это звучит интересно! А где у Чайковского там форте? Но зато иначе выстраивается кульминация..

Признайтесь честно - ведь достал уже Чай1, и все его каденции в первую очередь? Все уже просто невозможно слушать заново, даже с маститыми пианистами. Тем радостней что в финале мы получили как минимум 2 свежих исполнения. Браво.
 
S

Svetakot

Guest
#2
Лучше выразиться невозможно.
Я думаю, дорогой Вебер, что вся разница заключается в том, что вы вот, например, имели возможность проникнуться восточной культурой и понять ее. Как и я, уже два десятилетия за рубежом... Поэтому воспринимаются нами и Чай1 и Рах3 через призму других культур, что никак не сужает кругозор, а , наоборот, дьявольски расширяет. Хочется как раз такого подхода к этой музыке - совершенно свежего взгляда, с нуля. Без шаблонов ни трафаретов, недостойно выдающихся за исполнительскую традицию....
Я проеклоняюсь перед гением молодых корейских коллег. Дай им Бог получить заслуженное признание.
 
P

Parkslde

Guest
#5
webber, Svetakot, замечательно сказано!

Перестал понимать устоявшегося неприятия азиатов и снисходительного тона по отношению к ним. Думаю, не последнюю роль в формировании такого отношения играет зависть к их успехам, в то время как немало наших участников конкурса - продукт копипасты этих шаблонов и трафаретов, варения в собственном соку.
 
W

webber

Guest
#6
webber, Svetakot, замечательно сказано!

Перестал понимать устоявшегося неприятия азиатов и снисходительного тона по отношению к ним. Думаю, не последнюю роль в формировании такого отношения играет зависть к их успехам, в то время как немало наших участников конкурса - продукт копипасты этих шаблонов и трафаретов, варения в собственном соку.
да, возможно. но азиаты уже давно не нонсенс, они так прочно вошли в конгломерат межд конкурсов, что невозможно каждый раз от них отмахиваться и говорить - ой че-то очень быстро, ой чего-то нелепо, показывая тем самым свою некомпетентность и неспособность слышать музыку иначе. Факт что 2 высшие премии завоевали корейцы. Было бы так если бы они были просто коняшками, которые скачут по клавишам без цели и смысла?
Когда-то я играл 5 концерт Бетховена, и слушая на том же конкурсе иного участника, пришел в ярость насколько он растягивает фразы, меняет темпы и пр. Я торжествующий пришел к педагогу и сказал что такой де играл куда хуже меня потому как все не так. А педагог расспросил подробно и говорит - ну и так можно играть. Моему изумлению не было предела - что ж, говорю, вы меня учите играть не как-то как надо играть концерт Бетховена?
Он улыбнулся и сказал - я думаю, сейчас мне на твой вопрос нет необходимости отвечать.. и был прав
 
A

Anna-Marta

Guest
#7
Согласна с зачинателем потока. Cлышала много раз, и не только теперь, неаргументированные претензии к корейским пианистам в кулуарах конкурса, да и вообще к восточным исполнителям. Читала отзывы здесь и в прессе, мол, "неспособны". А на мой взгляд, ОТЛИЧНО выступили оба представителя Кореи, заслужили свои серебро и бронзу. Прекрасно они понимают, что и как играют. И они не переснимают на слух и не копируют "эталоны", а проживают авторский текст и через себя выражают душу и сердце композитора.
Не нравится мне, когда с министерским видом свое "единственно верное" мнение высказывали на эту тему люди, просидевшие то, о чем высказывались, за чашкой кофе с баранками в пресс-центре. Или сладко проспавшие выступление обоих азиатов в финале (да и Брамса у Чернова) в силу собственных почтенных лет, причем рядом, в соседнем с моим кресле.
 
M

mitka

Guest
#8
Если Василий Пупкин в состоянии "правильно" сыграть концерт И.-С.Баха, то тем же макаром Ван Пуп Сан в состоянии "правильно" сыграть концерт П.И.Чайковского.
 
A

Anna-Marta

Guest
#9
Если Василий Пупкин в состоянии "правильно" сыграть концерт И.-С.Баха, то тем же макаром Ван Пуп Сан в состоянии "правильно" сыграть концерт П.И.Чайковского.
+100. Если в Европе играют джаз, то почему в Азии нельзя играть Рахманинова?
 
M

mitka

Guest
#10
Музыка тем и отличается, что это способ коммуникации, не подверженный рамкам какой-либо культуры, тсть, некультурный способ коммуникации. Primeval screams, слегка причёсанные.
 

Пользователи онлайн