Мне смешно читать, что мои слова про Коробейникова вызваны личной обидой. Я только в одном кривлю душой: когда говорю, что у него можно найти что-то интересное. Я сам никогда в его игре ничего интересного, вдохновляющего, трогательного не находил. Никогда. И когда говорю про это, полагаюсь на таких людей, как ты, мнение, кого я уважаю. Кстати, мне не нужно, чтоб мои комментарии больше уважали: их итак уважают те, кто мне интересен, для кого я пишу. В общем, Коробейников как музыкант для меня пустое место. Бездарь, но также шарлатан, обманывающий простаков. Я в партере вижу тёток, которые не отличат диез от бемоля, но с важным видом рассуждают "он играет Музыку!" и т д. Ужас в том, что большинство музыкантов, как и в случае Мацуева, просто боятся этих тёток и не решаются сказать правду. Это не смешно. Это на самом деле просто террор. Я это терпеть не хочу. Я себе могу позволить сказать, что думаю, и я это делаю.
А про академическую музыку - немного странно. Знаешь, что такое академическая музыка? - Это Брамс. То есть не он сам или просто его музыка. Это то, чему он служил, чему посвятил жизнь. Великая традиция, пришедшая из глубины веков. В одной книжке я недавно прочёл простую и глубокую мысль: Брамс - это наш СОВРЕМЕННИК, который собрал воедино Традицию и передал её нам. И, знаешь, конвейер конвейером, но я вижу, что есть молодые ребята, которые тоже любят её. Служат ей, отдают себя. Двигают дальше. Вот здесь. на этом конкурсе. Вот вчера играл Петров. Он не гений, играл без выпендрежа, но у него всё - своё, какое он слышит, а не потому, что педагоги научили. Вроде всё стандартно, просто, но смотришь - раз, и вот тут маленькое открытие! А вот ещё! А потом обозреваешь в целом - и видишь в музыке отражённую прекрасную душу этого парня. И это всё коробейников подвергает поруганию. Отучает публику слушать эту, настоящую музыку, загоняет этих ребят на периферию, где они никому не интересны.
Так вот, в связи со сказанным, я замечу: играть такую музыку надо так, как будто тебя слушает Брамс. Не Бетховен или Шопен, это был бы перебор, а Брамс - наш современник. И представь, что Брамс бы послушал Ариетту. Возможно, конечно, что он, как я, просто расхохотался бы. Но что-то мне подсказывает, что он, при всей его деликатности, мог просто взять стул и со всего размаху залепить коробейникову по его [такой-то] физиономии. Потому что для него это - святыня. Точно так же и мне противно думать, что коробейников играет Брамса, потому что это святыня для меня. И я буду стараться такое прекратить. Чтобы передать следующим поколениям то, что завещал нам Брамс.
И ещё, забыл сказать главное. На самом деле Коробейников - это крошка Цахес. Знаешь, у Гофмана? Такой персонаж, наделённый даром похищать таланты людей, находящихся рядом, все их достижения. Когда он играет, он вам ничего не передает, вы просто сами выдумываете всё за него, и приписываете ему. Может, ты скажешь, это хорошо, что он заставляет слушателя работать? - нет. Он не обогащает слушателя, а наоборот, заставляет как бы проедать творческие запасы, которые у него есть. Остаётся пустота самообмана.