Оркестры мира, дирижёры, репертуар

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#1
http://nashagazeta.ch/news/culture/20132
Прощальное турне Неэме Ярви с Оркестром Романдской Швейцарии| Tournée d’adieu de Neeme Järvi



Маэстро Неэме Ярви (Simon van Boxtel)

Решив завершить свое трехлетнее сотрудничество с этим коллективом на высокой ноте, эстонский маэстро проедется с ним по трем престижным европейским фестивалям.

Pour clore en beauté son mandat de trois ans à la tête de l’Orchestre de la Suisse Romande, le Directeur musical sortant Neeme Järvi dirigera la phalange dans le cadre de prestigieux festivals européens.

Как быстро пролетело время! Кажется, только вчера мы сообщали о том, что выпускник Ленинградской консерватории Неэме Ярви назначен художественным руководителем главного музыкального коллектива Романдской Швейцарии, и вот уже три года позади, а впереди – «прощальная гастроль» с музыкантами, профессиональные качества которых маэстро всегда высоко ценил.

Турне начнется в ближайшее воскресенье на внушительной сцене под открытым небом Wolkenturm в Графенегге, Австрия, где с лета 2007 года ежегодно проводится международный музыкальный фестиваль под художественным руководством пианиста Рудольфа Бухбиндера. Это станет первым опытом участия Оркестра Романдской Швейцарии в этом фестивале, так что будем надеяться, что погода не подведет.

Из Австрии оркестр отправится на фестиваль Летние ночи Робеко, где отсутствовал четыре года. Фестиваль проходит в Concertgebouw, уникальном концертном зале Амстердама, резиденции легендарного Нидерландского королевского оркестра. Летом, пока во всех остальных театрах не сезон, именно благодаря фестивалю Концертгебау остается одним из самых посещаемых залов мира.

Завершится турне в Швейцарии - на фестивале «Музыкальная неделя Асконы» (Settimane musicali d’Ascona), проходящего в Церкви св. Франциска. Местные меломаны ждут возращения Оркестра Романдской Швейцарии на фестиваль уже 15 лет и вот, наконец, дождались!



В Графенегге (16 августа) и Амстердаме (19 августа) оркестр будет сопровождать Арабеллу Стейнбахер, одну из самых востребованных скрипачек современности. Родившись в Мюнхене от папы-немца и мамы-японки, она начала заниматься музыкой в возрасте трех лет, а позже ее педагогами были такие знакомые нашим читателям музыканты, как Ана Чумаченко и Иври Гитлис. Для предстоящих концертов она выбрала Скрипичный концерт П.И. Чайковского, который она недавно записала с ОРШ на фирме Pentatone.

В Астону же (31 августа) в качестве солиста приглашен молодой швейцарский пианист Франческо Пьемонтезе, тот самый, которому доверено было играть на знаменитом Стенвее ОРШ в день исторического аукциона. В его исполнении прозвучит Четвертый фортепианный концерт Бетховена соль мажор, оп. 58. Из симфонических произведений в программу предстоящих концертов включены «Фантастическая симфония» Берлиоза (Графеннег и Аскона), а также Andante Festivo Сибелиуса и «Симфонические танцы» Рахманинова (Амстердам).



«Под руководством Неэме Ярви Оркестр Романдской Швейцарии смог расширить свой репертуар произведениями скандинавских композиторов и отметить 150-летия со дня рождения Сибелиуса и Нильсена вместе с этим крупным специалистом по музыке северных стран, - комментирует генеральный директор ОРШ Хенк Свиннен. – Маэстро записал с оркестром внушительное число дисков, представив редко исполняемые произведения Йоахима Раффа, Эммануэля Шабрие, Жюля Масснэ, Жака Ибера и Жака Оффенбаха».

А мы со своей стороны благодарны маэстро Ярви за то, что он считает русскую культуру незаменимой и всегда включает в свои программы произведения русских композиторов. Предстоящее турне – новый тому пример.
 
Последнее редактирование:

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#2
http://nashagazeta.ch/news/culture/20139
Волшебные палочки Гштаада| Les bâtons magiques de Gstaad



Нуно Коэльо, Франсуа Лопес-Феррер и Тоби Тэтчер - будущее дирижерского искусства (© Anne Laurel Lechat)

Вчера вечером на международном музыкальном фестивале имени Иегуди Менухина впервые был вручен Приз Неэме Ярви. А мы побывали там несколько дней назад, чтобы понять, чему и как обучают начинающих дирижеров.

Hier soir le Prix Neeme Järvi a été décerné pour la première fois dans le cadre de Gstaad Menuhin Festival. Nous y sommes passé une journée pour comprendre comment enseigne-t-on les chef-d’orchestre.

Все познается в сравнении, и многочисленные проходящие летом в Швейцарии музыкальные фестивали – не исключение. Пробыв неделю в Вербье, мы вскоре отправились – впервые! – на Фестиваль имени Иегуди Менухина в Гштааде. Два эти фестиваля – очень разные, хоть и проходят оба на высокогорных курортах и у каждого есть свой фестивальный шатер, «своя» церковь, свой оркестр и своя Академия. Но если в Вербье можно, при желании, побывать на пяти концертах в день, и вся насыщенная программа укладываться в 17 дней, то в Гшааде в день по одному, максимум два концерта, а бывают и вообще «выходные дни». В Вербье все учебные мероприятия (мастер-классы, концерты членов Академии и т.д) открыты для публики совершенно бесплатно, в Гштааде же за удовольствие посидеть на репетиции надо выложить 20 франков. Пустячок, но … не очень приятно, хотя почему бы и нет? Просто избаловались в Вербье. Старение аудитории – общая проблема, однако публика в Гштааде кажется еще солиднее. Разумеется, мы приводим эти сравнение не для того, чтобы сказать, что один фестиваль лучше, а другой хуже, а просто, чтобы показать, как по-разному можно организовать похожие проекты в похожих «декорациях» - горы, горы, горы.


В Гштаад мы отправились специально для того, чтобы посмотреть, как работает Академия дирижеров, проходящая здесь, как мы уже писали, второй год подряд при финансовой поддержке Фонда AVC Charity российского предпринимателя Андрея Чеглакова. На мастер-классах скрипачей, пианистов, виолончелистов, вокалистов мы уже не раз бывали, а вот как учат дирижеров – не видели.

На 10 утра была назначена репетиция с Геннадием Николаевичем Рождественским, и к этому часу мы подошли к фестивальному шатру (размером поменьше, чем в Вербье). Увы, выяснилось, что прилетевший накануне маэстро плохо себя почувствовал (все же возраст – 84 года!), так что репетицию начал вместо него 43-летний Кристьян Ярви, к которому вскоре присоединились его папа, Неэме Ярви, и Леонид Грин. Репетировали сюиту из «Лебединого озера». За пультом сменяли друг друга молодые дирижеры, среди представителей этой считающейся мужской профессии даже затесалась одна дама – австрало-швейцарка Елена Шварц.

Не знаем, что думал про себя Кристьян Ярви, когда его папа то и дело подходил к сцене и давал советы. По крайней мере, внешне никакого неудовольствия или раздражения заметно не было. Может быть, так у них, у династий дирижеров, принято?


Признаемся, что смотреть «в публику» было не менее интересно, чем на сцену – случай редкий. Действительно, по залу были рассыпаны – по одиночке или по двое-трое – шестнадцать молодых людей. Перед каждым – партитура «Лебединого», с которой они глаз не спускают, еще и раскачиваясь в такт музыке и размахивая руками, кто голыми, кто вооруженными палочками. Дирижерскими, разумеется. Так 16 из 17 (один в это время за пультом) участников Академии «проходят» программное произведение, прикидывая, что бы они сделали по-своему, не так, как товарищи.

Из мэтров наименее известным нам был Леонид Грин. Так мы наивно полагали, пока не разговорились – буквально после первых двух фраз выяснилось, что, несмотря на то, что дирижер уехал из СССР в самом начале 1980-х, в Москве у нас по-прежнему масса ныне здравствующих общих знакомых, а заодно представилась возможность вспомнить и тех, кого с нами, увы, уже нет. Но главной темой разговора был, конечно, фестиваль.

- Я приезжаю на этот фестиваль второй год подряд, меня пригласил сюда Неэме Ярви, с которым мы дружим уже более сорока лет (у нас были общий профессор – Николай Семенович Рабинович) и уже шесть лет вместе проводим аналогичные мастер-классы в Эстонии, - рассказал Леонид Грин Нашей Газете.сh. – Мне особенно приятно приезжать в Гштаад потому, что когда-то я здесь дирижировал: меня приглашал сам Иегуди Менухин. В том выпуске фестиваля участвовал оркестр «Симфония Варсовия», и дирижировать должны были Менухин и я. Но Менухин умер! Вместо него приехал Мстислав Леопольдович Ростропович, а я так и остался.


Действительно ли академия для дирижеров – такая редкость?

Их меньше, чем для инструменталистов, конечно, но все же есть несколько – в Эстонии, что я уже упоминал, но также в Италии, в США, в Чили я буду скоро проводить первый мастер-класс в Латинской Америке.

Судя по тому, что Вы согласились приехать на фестиваль в Гштааде вторично, Вам здесь нравится?

Здесь замечательно! Это настоящий масштабный фестиваль с чудесным оркестром, участникам которого предоставляются большие и редкие возможности пробовать свои силы в серьезном симфоническом репертуаре. Причем, как Вы видите, рядом с таким популярным произведением, как «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, мы играли и Стравинского, и Римского-Корсакова, и Прокофьева, и даже Первую симфонию Василия Калинникова, которая известна очень мало, если известна вообще.

Несложно догадаться, что присутствие Калинникова определено тем, что все три «мастера» - представители одной и той же русской музыкальной школы.

Вы произнесли очень важное слово – школа. К сожалению, в настоящий момент так сложилось, что в Европе есть какие-то индивидуальные очаги, каждый учит по-своему, как умеет. А вот чтобы была школа – как учили пианистов, скрипачей, – такой дирижерской школы, насколько я знаю, нет. И, конечно, мы, российские музыканты, привозим с собой именно школу, багаж, накопленный поколениями. Как Вы знаете, русская дирижерская школа вышла из немецкой, здесь есть настоящая преемственность, проверенная не годами, а декадами. И речь идет не только о технике, но и о высоком музыкальном стандарте. Дирижерская техника – это азбука, а язык дирижера – его руки. Каждый жест является непосредственным выражением музыкального текста, а не просто рукомахательством. Дирижеров, как и инструменталистов, нужно учить доносить до слушателя музыкальную концепцию композитора.

Сейчас в мире очередная сложная политическая ситуация: на Россию многие нападают, россияне заняли оборонительную позицию. Но все трое педагогов Академии дирижеров в Гштааде, несмотря на разное происхождение и разбросанность по миру, воспринимаются на Западе как «русские». Ощущаете ли Вы какое-то негативное отношение к себе в этой связи?

Никакого, никогда и нигде. Я дирижировал в 33 странах и никогда не чувствовал никакой политической предвзятости. Музыка – это музыка, это отдельное государство со своей, особой политикой. И слава Богу! Искусство не принадлежит политике, хотя иногда ее проводит.



Среди начинающих дирижеров, испытавших на себе это тройное воздействие русской музыкальной школы, был и швейцарец Антуан Репштейн, за которым мы наблюдаем уже не первый год. Начинал он как пианист, потом, после травмы правой руки, некоторое время пытался обходится репертуаром для левой, а затем переквалифицировался на дирижера и закончил Берлинскую высшую школу музыки по этой специальности. В перерыве между репетициями в фестивальном шатре нам удалось задать его прямолинейный вопрос: не много ли – три русскоязычных маэстро в одном мастер-классе?

- К счастью, они не говорят одновременно! – смеясь, ответил он. - И, несмотря на общие корни, все трое – очень разные и как личности, и как музыканты, и как педагоги, но каждый – очень талантлив и опытен. Так что заниматься с ними очень интересно и полезно. Особенно с прекрасным фестивальным оркестром, состоящим из профессионалов и студентов из десятка стран.

... Академия этого года завершилась вручением Приза Неэме Ярви. Предлагалось, что победитель будет один, однако уровень кандидатов был столь высок, что, поразмыслив, жюри огласило три имени: Нуно Коэльо (Португалия), Франсуа Лопес-Феррер (США-Испания) и Тоби Тэтчер (Австралия-Великобритания). Ищите эти имена на концертных афишах!

P.S. Как нам стало известно, в 2016 году ожидается участие в Фестивале Валерия Гергиева, а организоторы мечтают заполучить еще и Юрия Темирканова. Ну, поживем - увидим!

От редакции: Фестиваль еще в разгаре, предстоят концерты Даниила Трифонова, Сесилии Бартоли, Йонаса Кауфмана. С деталями можно ознакомиться на сайте, и имейте в виду, что из многих городов Швейцарии в Гштаад ходит специальный автобус, его расписанием - здесь. Чтоы окончательно решить, ехать или нет, посетите нашу фотогалерею.
 
Последнее редактирование:

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#3
http://nashagazeta.ch/news/culture/19974
Школа дирижеров в Гштааде – почти на 100% русская | Le Conducting Academy à Gstaad est russe presque à 100%




Три музыкальных мудреца: Неэме Ярви, Леонид Грин и Геннадий Рождественский

С 16 июля по 5 сентября на фешенебельном горном курорте уже в 59-й раз пройдет международный музыкальный фестиваль, носящий имя великого американского скрипача Иегуди Менухина - сына раввина из Гомеля, получившего в 1970 году швейцарское гражданство.

Du 16 juillet au 5 septembre, le ressort alpin recevra, pour la 59ème fois déjà, le festival international de la musique classique qui porte le nom du grand violoniste américain Yehudi Menuhin, fils du rabbin de Gomel, naturalisé suisse en 1970.

Мы уже писали об этом фестивале, официально именуемом «Фестиваль и Академия имени Менухина в Гштааде», а не официально - просто «Менухинским». Но было это давно, а с тех пор он лишь упоминался на наших страницах в связи с выступлениями отдельных любимых нами музыкантов. Теперь мы с радостью восполняем этот пробел, тем более что с такой просьбой к нам обратились сами организаторы, а программа способна порадовать всех любителей классической музыки.

Однако ее обзор, которому мы намерены посвятить несколько материалов, мы начнем не с концертов известных исполнителей, а с Академии для дирижеров, которая откроется уже послезавтра и продлится до 12 августа. Почему она привлекла наше внимание, вы немедленно поймете.



Передача наследия – а в данном случае к этому относятся и школа, и репертуар, и то, что выходит за рамки техники и о чем не написаны методические работы – всегда была важной составляющей этого фестиваля, в соответствии с пожеланиями его отца-основателя Иегуди Менухина, придававшего огромное значение воспитанию новых поколений музыкантов и активно лично участвовавшего в этом процессе. Фестивальная Академия развивалась постепенно, «обрастая» новыми дисциплинами: вокал, фортепиано, струнные, старинная музыка, а премьерой прошлого года стали мастер-классы для молодых дирижеров. Это нововведение – насколько мы знаем, единственное в Европе - стало возможным благодаря спонсорской поддержке Фонда AVC Charity Foundation российского предпринимателя Андрея Чеглакова, давнего партнера Нашей Газеты.сh.

- C момента создания Фонда одной из его основных задач была поддержка молодых дарований, - рассказала Нашей Газете.ch президент Фонда AVC Charity Foundation Майя Авеличева. - Сначала это были отдельные музыканты, получавшие от Фонда стипендии. Эта направление нашей деятельности продолжается до сих пор. Логичным развитием стала поддержка, вот уже третий год, детского музыкального лагеря Фестиваля в Вербье и аналогичного - на фестивале Annecy Classique. Поэтому когда два года назад к нам обратился директор фестиваля Иегуди Менухина Критоф Мюллер и мы увидели имена музыкантов, участвующих в этом проекте, то, конечно, согласились.

Роль художественного руководителя «курсов повышения квалификации» дирижеров уже в прошлом году взял на себя хорошо известный нашим читателям эстонский маэстро Неэме Ярви, в течение последних трех лет возглавлявший Оркестр Романдской Швейцарии, а в Гштааде использующий в качестве «рабочего инструмента» молодежный оркестр Фестиваля. Неэми Ярви, в свое время учившийся в Ленинградской консерватории у Евгения Мравинского и Николая Рабиновича, уж точно знает, что такое «школа» в высшем смысле этого слова и как важна молодым музыкантам поддержка старших товарищей. Явно удовлетворенный первым прошлогодним опытом в Гштааде, в этом году он учредил Приз Неэме Ярви, который будет теперь вручаться ежегодно одному из пятнадцати участников по окончании трех недель занятий.



Этот приз не исчисляется ни во франках, ни в евро, ни в тугриках. Он состоит в гарантированных ангажементах со швейцарскими оркестрами, сотрудничающими с маэстро Ярви: это Симфонический оркестр Базеля, Камерный оркестр Базеля и Musikkollegium Винтертура.

Все занятия Академии открыты для публики, а каждая рабоче-учебная неделя завершается концертом. Помимо Неэме Ярви заниматься с молодыми дирижерами и разбирать с ними произведения Дворжака, Гайдна, Калинникова, Мартена, Моцарта, Прокофьева, Римского-Корсакова, Сен-Санса, Р. Штрауса, Стравинского и Чайковского будут еще два выдающихся приглашенных педагога – Геннадий Рождественский и Леонид Грин.

Геннадий Николаевич Рождественский, с которым мы надеемся побеседовать в Гштааде, не нуждается, конечно, в представлении, а вот о Леониде Грине мы с удовольствием кратко расскажем.



Сразу после окончания в 1977 году Московской консерватории, где он изучал композицию и дирижирование под руководством Лео Гинзбурга и Кирилла Кондрашина, Леонид Грин был назначен втором дирижером в Оркестр Московской Филармонии, с которым выезжал в турне по СССР, а также в Испанию, Мексику и Канаду. Он также часто выступал в качестве приглашенного дирижера с Оркестром Ленинградской филармонии, БСО, Симфоническими оркестрами Эстонии и Грузии. Так продолжалось до тех пор, пока в 1979 году Грин не решил эмигрировать в США и не подал соответствующее прошение.

Но и в Америке, где он оказался в 1981 году, все у него сложилось: сам Леонард Бернстайн отобрал его среди многочисленных кандидатов для участия в первом Филармоническом институте Лос-Анжелеса, летней программе для инструменталистов и дирижеров, проводившейся при участии музыкантов Филармонического оркестра Лос-Анжелеса. Это отличие дало ему возможность продирижировать тремя концертами Hollywood Bowl. За этим последовали многочисленные выступления в США и Европе, конкурсы и записи. Теперь Леонид Грин делится накопленным опытом и в швейцарском Гштааде, и в эстонском Пярну, где Неэме Ярви организовал аналогичную программу.

Среди участников Академии в Гштааде «наших» в этом году двое – россиянин Сергей Неллер и эстонец Эдмар Туул. Мы постараемся проследить за их успехами и рассказать о них вам.
 
#5
#8
Со слезой в яйце
Текст - Юлии Бедеровой. Если даже вас оставило равнодушным название, уже первая фраза заставляет русский язык рыдать: Две партитуры, сыгранные в календарной последовательности (музыка учителя, затем музыка ученика), сложились в изысканный диптих с оттенком манифеста — если не политического, то эстетического.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2806210

 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#9
http://ru.medici.tv/?utm_source=Mai...parra-conducts-mahler-symphony-2-resurrection

Алондра де ла Парра дирижирует Малера: Симфония № 2 «Воскресение»

С Оливией Горра, Дженнифер Джонстон, Лондонским филармоническим оркестром и хором Бирмингемского симфонического оркестра

medici.tv транслирует в прямом эфире из Дворца изящных искусств в Мехико Симфонию № 2 «Воскресение» Малера в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением всемирно известной Алондры де ла Парра.

Эмоциональная Алондра де ла Парра встанет за дирижерский пульт Лондонского филармонического оркестра, они исполнят Симфонию № 2 «Воскресение» Малера. Ее концерты наполнены жизнью и энергией, ее талант не знает пределов, сам Пласидо Доминго назвал ее «невероятным дирижером».

Эта симфония отличается от всех остальных своими вокальными частями. Хор Бирмингемского симфонического оркестра присоединится к Лондонскому филармоническому оркестру для исполнения последней части симфонии. Хором руководит Саймон Халси, а Оливия Горра и Дженнифер Джонстон исполнят сольные партии.

Симфония № 2 Малера, известная также как «Воскресение», была написана между 1888 и 1894 годами, а первое исполнение состоялось в 1895 году. В своем произведении Густав Малер делится своими страхами и своим восприятием жизни после смерти и воскрешения.

Оливия Горра сопрано
Дженнифер Джонстон меццо-сопрано


Хор Бирмингемского симфонического оркестра
Coro del Teatro de Bellas Artes
Саймон Хэлси
chorus master
Лондонский Филармонический Оркестр
Алондра де ла Парра
дирижёр
Режиссер : Жан-Пьер Луасиль
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
#10
http://ru.medici.tv/?utm_source=Mai...29#/kazushi-ono-faure-requiem-sagrada-familia

Казуши Оно дирижирует Виванкоса, Тору Такэмицу, Моцарта и «Реквием» Форе в Храме Святого Семейства

Симфонический оркестр Барселоны и Национальный оркестр Каталонии (OBC)

Казуши Оно открывает сезон 2015-2016 Симфонического оркестра Барселоны и Национального оркестра Каталонии в символическом месте – В Храме Святого Семейства в Барселоне! В программе: священные произведения таких композиторов, как Виванкос, Тору Такэмицу, Моцарт и Форе (будет исполнено его одно из самых известных сочинений – «Реквием»).

Это первый сезон для Казуши Оно во главе Симфонического оркестра Барселоны и Национального оркестра Каталонии, который впервые играет под сводом Храма Святого Семейства в Барселоне. Репертуар подобран в соответствии с архитектурной силой, которую несет на себе это мистическое место, задуманное Антонио Гауди.

Концерт начнется с «Improvisation» Берната Виванкоса, музыки для органа соло в исполнении Хуана де ла Рубиа. Затем следует произведение «Signals From Heaven» для двух антифонных труб японского композитора Тору Такэмицу и «Exultate Jubilate» Моцарта. И в заключении, баритон Хосеп Рамон Оливе, Cor Jove de l’Orfeó Català (хор) и Cor Madrigal (хор) исполнят «Реквием» Форе.

Два искусства объединяются в одно целое: архитектура Гауди и симфоническая музыка.

Хосеп Рамон Оливе баритон
Mª Eugenia Boix сопрано


Хуан де ла Рубиа орган
Cor Jove de l’Orfeó Català
Cor Madrigal de Barcelona
Национальный Симфонический Оркестр Барселоны и Каталонии (ОБС)
Казуши Оно дирижёр
Режиссер : Жан-Пьер Луасиль
 

Пользователи онлайн