Оркестры и дирижеры 2015

Я сделала небольшой список полных английских названий наших оркестров, за которые, возможно, кто-нибудь захочет проголосовать по ссылке Виктории (все варианты - с официальных сайтов). А то там требуют указывать именно полное название. Прошу всех потрудиться. ФБ уже работает :)
Russian National Orchestra (Плетневский)
Mariinsky Orchestra
Russian State Academic Symphony Orchestra "Evgeny Svetlanov"
The National Philharmonic of Russia (Спиваков)
 
Ура! Я трудилась - все лапы сбила :) Молодцы все, кто участвовал!
Михаил Плетнев вошел в десятку самых популярных дирижеров мира по результатам голосования, проводимого порталом Bachtrack.com. И он единственный российский дирижёр, попавший в top-10 конкурса World`s Favourite Conductor.
https://bachtrack.com/worlds-favourite-orchestra-conductor-2015-results
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
даже Саймона Рэттла обошел:)))))
Ну, народ более объективен, чем критики.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
А я Не поленилась и по Гугл- карте нашла здание этого Буффало - оркестра!
Мама дорогая, это что ж за крематорий? Ещё недавно, добираясь до Филармонии-2 а Олимпийской деревне, я ужаснулась архитектуре и отдаленности этого строения. А теперь сравниваю с Буффало и понимаю - Версаль! Нет! Петергоф! Всё ещё не верите? "тогда мы идем к вам..."
В Америке есть поговорка - по русски она звучит примерно так: жить в Баффало тоже самое, что заживо себя похоронить. Раньше это был большой промышленный город, но последние 30 лет он живет только туризмом - рядом Ниагарский водопад. Но место депрессивное. Просто прекрасно, что у них есть оркестр.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Думала, в какой теме разместить эту статью, решили, что можно продолжить в данной теме...
Умирают только раз
http://www.classicalmusicnews.ru/reports/mahler-die-hard/
О Шестой симфонии Малера в интерпретации Теодора Курентзиса.
20.07.2016


Теодор Курентзис дирижирует 6-й симфонией Малера в БЗК
О Шестой симфонии Малера в интерпретации Теодора Курентзиса.

2 июля в Большом зале консерватории звучала Шестая симфония Малера под управлением Теодора Курентзиса. Вечер стал подарком, хотя и недешевым, Дягилевского фестиваля московской публике и оказался одним из самых обсуждаемых событий сезона.

Дягилевский фестиваль не первый год проходит в ранге форума международного класса: там ставит «Травиату» Роберт Уилсон, туда приезжают Маркус Хинтерхойзер, Алексей Любимов, Люка Дебарг, Патриция Копачинская, Каролин Видман, Томас Цеэтмайр, Алина Ибрагимова.

Вполне естественно, что фестивалю стало тесно в рамках одного города и его ключевую программу решили повторить в Москве: самых ярких звезд форума можно услышать не только в Перми, тогда как Дягилевский фестивальный оркестр – эксклюзивный проект, который собирается специально ради финального концерта.

Не каждый сезон в БЗК увидишь такой аншлаг – на двести-триста слушателей больше, чем мест в зале. Понятен интерес публики, в которой, впрочем, не все знали, что оркестр возник по образу и подобию Люцернского фестивального оркестра, созданного Клаудио Аббадо: основу его составил Малеровский камерный оркестр, усиленный музыкантами высочайшего уровня, такими как Наталия Гутман, Эмманюэль Паю, Сабина Майер и другие.

Так же и в основе оркестра Дягилевского фестиваля – коллектив MusicAeterna, дополненный высококлассными оркестрантами и солистами. Его, без сомнения, стоило послушать.

Ажиотаж понятен вдвойне – на протяжении последних сезонов Курентзис дирижирует в Москве один-два раза в год. В свое время маэстро был одним из постоянных приглашенных дирижеров Национального филармонического оркестра России (НФОР) и выступал в столице до восьми раз в сезон. Это шло на пользу и ему, и московской публике, и столичным оркестрам, среди которых «Новая Россия» и Российский национальный.

Теперь редкие появления в Москве – позиция Курентзиса, возглавившего Пермский театр оперы и балета со словами:

«С нового сезона я прекращаю сотрудничать со всеми отечественными оркестрами и оперными театрами».

С другой стороны, когда три года назад я спросил маэстро о датах его ближайших концертов в столице, он не без грусти ответил:

«Это я у вас должен узнать».

Если московские оркестры и концертные организации не приглашают Курентзиса, хуже от этого всем: меняются и оптика публики, воспринимающей редкие появления маэстро с точки зрения презумпции гениальности, и сама публика.

Об этом недавно говорил и Курентзис, вспоминая в интервью исполнение «Дон Жуана» в Москве:

«Это был самый холодный прием за всю мою карьеру… у меня возникло чувство, что мою публику подменили. Что, пока меня здесь не было, что-то странное произошло в Москве, в московской культурной среде».

Похоже, маэстро искренен, и что же причиной такой перемены в московской публике? Отчасти – сам маэстро и его публичный имидж:

«Курентзис репетирует Шестую симфонию Малера и разрабатывает новый парфюм»

– такими были заголовки новостей в дни фестиваля. К этому информационному фону добавляются интервью Курентзиса, где со здравыми размышлениями перемешаны весьма туманные:

«Шестая симфония — произведение, которое разрешает нам всем побыть сентиментальными. Разрешает помечтать о влюбленности. Это новое прочтение. Такой духовный Малер, не американский».

Подобные формулировки вкупе с новостями о новом парфюме и привлекают в залы ту аудиторию, которую не узнал Курентзис и которая не пошла бы слушать Малера, исполняй его другой дирижер на более умеренном новостном фоне.

То, что новая публика откроет для себя Малера, безусловно, хорошо; хуже, что атмосфера вокруг события всё более отдает фан-клубом. Этого не проиcходило бы, будь у Курентзиса больше выступлений в Москве. Когда же они случаются раз-два в год, нездоровый ажиотаж передается от публики музыканту, причем еще до выступления, когда дирижер предполагает, что слушатель,

«Уходя с концерта, будет говорить: это было очень прозрачно. Очень по-барочному»,

и добавляет в ответ на вопрос о билетах по 25 000 рублей:

«Я бы заплатил и такие деньги за Шестую симфонию Малера в исполнении MusicAeterna».

Было бы любопытно поместить в этот контекст любое из выступлений Курентзиса той поры, когда они случались чаще: например, концерт с НФОР, где исполнялись сочинения Бориса Тищенко и Франца Шмидта (2008), – во многих отношениях не менее яркий, чем нынешний. Попробуйте представить себе подобный ажиотаж:

«Теодор дирижирует редкую симфонию Шмидта, билеты за адские тыщи!»

Представили?


Теодор Курентзис дирижирует 6-й симфонией Малера в БЗК
Тогда, как и теперь, отмечали, что дирижерская манера Курентзиса – сама по себе спектакль; одни говорят об этом одобрительно, другие – не слишком, подразумевая, будто внешние эффекты для маэстро важнее музыки. Между тем, как раз лет восемь-десять назад легко было убедиться в обратном.

Да, дирижер любит красивые жесты, но прежде они, как правило, обращались не к слушателям, а к музыкантам, и находили у них самый прямой отклик — это подтверждали оркестранты, в том числе ветераны из НФОР, которых трудно удивить. Можно вспомнить его яркие интерпретации тех лет, например, «Весну священную» (2006) или Девятую симфонию Брукнера (2007).

Возможностей для проявления дьявольской энергетики в них не меньше, чем в Шестой Малера, однако маэстро добивался результата музыкальными средствами, а не танцами за пультом и не топотом на дирижерской подставке, которыми с годами злоупотребляет все больше.

И даже в программе «Рамо-гала» (2011) топот маэстро был более уместен, чем в медленной части Шестой симфонии Малера, о которой Курентзис говорит:

«Там проявляется трагизм, там закат затемняет все, что я люблю в своей жизни».

Как раз с этой частью оркестр справился на отлично – хватило и заката, и затемнений; об обещаниях дирижера изъять из Шестой трагедию напоминало лишь его лихое притопывание.

Другое дело – первые четыре минуты симфонии, когда за темпераментом и напором дирижер старался скрыть нехватку репетиционного времени, а оркестр – недостаток сыгранности. Это звучало скорее как репетиция; и уж если на ней оказался переполненный БЗК с билетами до 25 000 рублей, то и дирижер, и оркестранты лезли вон из кожи, наглядно иллюстрируя расхожий штамп «играть крупным помолом». Особенно когда на фоне барабанной дроби и ударов литавр раньше времени вступил один из медных духовых.

На пятой минуте, отдадим музыкантам должное, это ушло, и повтор экспозиции прозвучал существенно лучше. Вопрос в том, действительно ли речь идет о новом прочтении симфонии, на чем настаивает и маэстро, и многие из посетителей концерта.

Новизну трактовки естественно доказывать делом, а не словом, и здесь мы сталкиваемся с вечным вопросом о том, до какой степени стоит доверять прямой речи музыканта. Маэстро говорит о намерении то

«исполнить симфонию бескомпромиссно… соединить дух старины, романтической музыкальности с современным, перфектным, технически совершенным уровнем исполнения»,

– и против этого трудно возразить – то представить Шестую не как трагедию, но как «океан любви, влюбленности, разочарованности в любви», с чем как раз хочется поспорить.

Исполнение Курентзиса превозносят за то, что трагедию он заменил «увлекательным парадом красоты»; сомнения вызывает то, что это в принципе возможно сделать именно с Шестой.
http://www.classicalmusicnews.ru/articles/atonal-soup
Да, симфонии Малера иной раз страдают от десятилетиями закрепленных за ними «смыслов», привычных исполнителям и публике. Порой это поправимо, как в случае с Девятой, которую долгое время трактовали исключительно как прощальную: около десяти лет назад крупные дирижеры – Саймон Рэттл, Даниэль Баренбойм, Ион Марин – один за другим стали интерпретировать ее как гимн жизни, лишенный прощальности, ища в ней «музыкальную роскошь», а не только предчувствие смерти.

Тогда же Михаил Плетнев представил противоположную интерпретацию Девятой, от которой было по-настоящему жутко. Он не только вернулся к теме прощания, но и пошел гораздо дальше, вместо «светлой печали» предложив экскурсию по всем кругам загробного мира. Взгляд на симфонию освежился именно благодаря разнообразию интерпретаций – притом что ни один из дирижеров так уж не настаивал на новизне трактовки.

Новый взгляд на пользу и Шестой: три года назад мне довелось слышать ее в исполнении Оркестра Юго-Западного радио Германии под управлением Михаэля Гилена. Вместо привычных 80-85 минут она длилась 96 – в высшей степени продуманная, аналитическая интерпретация, позволявшая расслышать многое, чего при обычных темпах не слышно. Исполнение было безусловно необычным, но никто не сказал бы, будто 86-летний маэстро изъял из симфонии трагедию – по той причине, что изъять ее из Шестой едва ли возможно.

Шестая с ее ударами молота в финале – единственная из симфоний Малера, завершающаяся в миноре. Сам Курентзис, кстати, говорит об этих ударах куда убедительнее, чем те, кто увидел в них трагикомичность:

«И финал, когда боги… пытаются договориться с людьми — или наоборот, люди пытаются договориться с богом. И когда у них это не получается — явление deus ex machina, приходит бог с молотом и говорит: «О, глупые люди! С вами очень сложно! Вы не только с богами — ни с кем не можете договориться!»

Даже из этих слов следует, что ничего, кроме смерти, финальный минорный аккорд означать не может. А значит, неуместен и «Танец семи покрывал» из «Саломеи» Рихарда Штрауса, исполненный на бис.

Можно вспомнить рассказ скрипача Марка Лубоцкого о том, как на бис повторили финал Фортепианного квинтета Шнитке, посвященного памяти матери. «Зачем вы это сделали? – спросил Шнитке. – Вообще не надо никаких бисов. А в этой музыке – тем более: ведь умирают только один раз».

Эти слова подошли бы и к финалу Шестой, хотя и их можно понять по-разному: так, исполнение «Танца семи покрывал» на бис назвали «тщательно продуманным контрольным выстрелом в голову». Остается уточнить, в чью именно.

Курентзис любит Малера, а в Шестой симфонии особенно стремится отождествиться с ним:

«Честно сказать, я воспринимаю себя больше композитором, чем дирижером… Я его реинкарнация,

– говорит он в одном интервью и продолжает в другом:

“Это моя любимая симфония, если не считать «Песни о земле». В 10 лет я уже знал ее по нотам. Я прожил лучший период жизни, когда эта музыка играла в моей душе. Когда мне было 18 лет, я анализировал ее любимой девушке».

Фактически, Курентзис говорит нам: «Малер – это я», претендуя на то, чтобы переосмыслить симфонию на уровне соавтора. Не случайно иные слушатели сошлись на том, что финалу интерпретации Курентзиса подошел бы не минорный, а мажорный аккорд. Но даже если они правы, подобной трактовке сопротивляется собственно партитура, где аккорд все-таки минорный, как сопротивляется она и замещению трагедии «океаном любви».

И если Курентзис действительно видит Шестую такой, какую украсил бы мажорный финал, можно не менее уверенно ответить ему от имени партитуры: «Не ты, не ты». Малер любил Достоевского, и здесь эти слова его героя оказались бы кстати, а главное – Малер не писал мажорного финала Шестой.

Возможно, Курентзис – один из первых дирижеров, кому вообще пришло в голову бисировать после нее. Почему нет? Исполнял же Владимир Спиваков на бис Вальс Хачатуряна после Пятой Шостаковича.

Преподнести Штрауса после Малера – еще более неожиданный и героический шаг, учитывая, что большинство оркестрантов играло стоя.

Поэтому в голову приходит скорее сравнение с «Мамбо» из «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна – коронным номером Венесуэльского молодежного оркестра имени Симона Боливара под управлением Густаво Дудамеля.


Дягилевский фестивальный оркестр исполняет “Танец семи покрывал” Штрауса. Фото – Мила Янина
Шесть лет назад венесуэльцы демонстрировали и в Москве этот великолепный фокус с подбрасыванием скрипок и валторн, танцами, прыжками, криками и другими домашними заготовками. Сегодня Дудамель перешел в иную возрастную категорию, из названия оркестра исчезло слово «молодежный», но их программы по-прежнему завершает «Мамбо». В первый раз это звучит забавно, во второй – как анекдот, рассказанный два раза подряд.

Подобным виртуозным номером и выглядел «Танец семи покрывал» под управлением Курентзиса. Это красноречиво демонстрировало возможности фестивального оркестра, но к симфонии Малера не добавляло ничего – «ведь умирают только один раз».

Между тем, возможны сколь угодно новые прочтения Шестой. Это и замедленная, аналитическая интерпретация, как у Михаэля Гилена. Это и подход, который Владимир Юровский применяет к “Франческе да Римини” Чайковского или “Симфоническим танцам” Рахманинова, позволяющий увидеть за позднеромантическим полотном нечто вроде “Герники” Пикассо – максимальное, пусть даже преувеличенное, заострение углов.

Это и противоположный подход, который, возможно, пытался представить Курентзис: преподнести симфонию как “чистую музыку”, без привычных ассоциаций и подтекстов. Но для этого исполнение должно быть более продуманным, взвешенным и технически идеальным – без фальши медных духовых в финале перед тем самым аккордом, без той лихорадочности, что не оставляла маэстро с самого начала до середины последней части.

Возможно, в свое время иной дирижер действительно решит завершить Шестую Малера в мажоре. Подобное новое прочтение прозвучит вполне естественно, когда выше композитора исполнитель ставит себя, а его поклонницы и поклонники это приветствуют.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Думала, в какой теме разместить эту статью, решили, что можно продолжить в данной теме...
Умирают только раз
http://www.classicalmusicnews.ru/reports/mahler-die-hard/
О Шестой симфонии Малера в интерпретации Теодора Курентзиса.
20.07.2016


Теодор Курентзис дирижирует 6-й симфонией Малера в БЗК
О Шестой симфонии Малера в интерпретации Теодора Курентзиса.

2 июля в Большом зале консерватории звучала Шестая симфония Малера под управлением Теодора Курентзиса. Вечер стал подарком, хотя и недешевым, Дягилевского фестиваля московской публике и оказался одним из самых обсуждаемых событий сезона.

Дягилевский фестиваль не первый год проходит в ранге форума международного класса: там ставит «Травиату» Роберт Уилсон, туда приезжают Маркус Хинтерхойзер, Алексей Любимов, Люка Дебарг, Патриция Копачинская, Каролин Видман, Томас Цеэтмайр, Алина Ибрагимова.

Вполне естественно, что фестивалю стало тесно в рамках одного города и его ключевую программу решили повторить в Москве: самых ярких звезд форума можно услышать не только в Перми, тогда как Дягилевский фестивальный оркестр – эксклюзивный проект, который собирается специально ради финального концерта.

Не каждый сезон в БЗК увидишь такой аншлаг – на двести-триста слушателей больше, чем мест в зале. Понятен интерес публики, в которой, впрочем, не все знали, что оркестр возник по образу и подобию Люцернского фестивального оркестра, созданного Клаудио Аббадо: основу его составил Малеровский камерный оркестр, усиленный музыкантами высочайшего уровня, такими как Наталия Гутман, Эмманюэль Паю, Сабина Майер и другие.

Так же и в основе оркестра Дягилевского фестиваля – коллектив MusicAeterna, дополненный высококлассными оркестрантами и солистами. Его, без сомнения, стоило послушать.

Ажиотаж понятен вдвойне – на протяжении последних сезонов Курентзис дирижирует в Москве один-два раза в год. В свое время маэстро был одним из постоянных приглашенных дирижеров Национального филармонического оркестра России (НФОР) и выступал в столице до восьми раз в сезон. Это шло на пользу и ему, и московской публике, и столичным оркестрам, среди которых «Новая Россия» и Российский национальный.

Теперь редкие появления в Москве – позиция Курентзиса, возглавившего Пермский театр оперы и балета со словами:

«С нового сезона я прекращаю сотрудничать со всеми отечественными оркестрами и оперными театрами».

С другой стороны, когда три года назад я спросил маэстро о датах его ближайших концертов в столице, он не без грусти ответил:

«Это я у вас должен узнать».

Если московские оркестры и концертные организации не приглашают Курентзиса, хуже от этого всем: меняются и оптика публики, воспринимающей редкие появления маэстро с точки зрения презумпции гениальности, и сама публика.

Об этом недавно говорил и Курентзис, вспоминая в интервью исполнение «Дон Жуана» в Москве:

«Это был самый холодный прием за всю мою карьеру… у меня возникло чувство, что мою публику подменили. Что, пока меня здесь не было, что-то странное произошло в Москве, в московской культурной среде».

Похоже, маэстро искренен, и что же причиной такой перемены в московской публике? Отчасти – сам маэстро и его публичный имидж:

«Курентзис репетирует Шестую симфонию Малера и разрабатывает новый парфюм»

– такими были заголовки новостей в дни фестиваля. К этому информационному фону добавляются интервью Курентзиса, где со здравыми размышлениями перемешаны весьма туманные:

«Шестая симфония — произведение, которое разрешает нам всем побыть сентиментальными. Разрешает помечтать о влюбленности. Это новое прочтение. Такой духовный Малер, не американский».

Подобные формулировки вкупе с новостями о новом парфюме и привлекают в залы ту аудиторию, которую не узнал Курентзис и которая не пошла бы слушать Малера, исполняй его другой дирижер на более умеренном новостном фоне.

То, что новая публика откроет для себя Малера, безусловно, хорошо; хуже, что атмосфера вокруг события всё более отдает фан-клубом. Этого не проиcходило бы, будь у Курентзиса больше выступлений в Москве. Когда же они случаются раз-два в год, нездоровый ажиотаж передается от публики музыканту, причем еще до выступления, когда дирижер предполагает, что слушатель,

«Уходя с концерта, будет говорить: это было очень прозрачно. Очень по-барочному»,

и добавляет в ответ на вопрос о билетах по 25 000 рублей:

«Я бы заплатил и такие деньги за Шестую симфонию Малера в исполнении MusicAeterna».

Было бы любопытно поместить в этот контекст любое из выступлений Курентзиса той поры, когда они случались чаще: например, концерт с НФОР, где исполнялись сочинения Бориса Тищенко и Франца Шмидта (2008), – во многих отношениях не менее яркий, чем нынешний. Попробуйте представить себе подобный ажиотаж:

«Теодор дирижирует редкую симфонию Шмидта, билеты за адские тыщи!»

Представили?


Теодор Курентзис дирижирует 6-й симфонией Малера в БЗК
Тогда, как и теперь, отмечали, что дирижерская манера Курентзиса – сама по себе спектакль; одни говорят об этом одобрительно, другие – не слишком, подразумевая, будто внешние эффекты для маэстро важнее музыки. Между тем, как раз лет восемь-десять назад легко было убедиться в обратном.

Да, дирижер любит красивые жесты, но прежде они, как правило, обращались не к слушателям, а к музыкантам, и находили у них самый прямой отклик — это подтверждали оркестранты, в том числе ветераны из НФОР, которых трудно удивить. Можно вспомнить его яркие интерпретации тех лет, например, «Весну священную» (2006) или Девятую симфонию Брукнера (2007).

Возможностей для проявления дьявольской энергетики в них не меньше, чем в Шестой Малера, однако маэстро добивался результата музыкальными средствами, а не танцами за пультом и не топотом на дирижерской подставке, которыми с годами злоупотребляет все больше.

И даже в программе «Рамо-гала» (2011) топот маэстро был более уместен, чем в медленной части Шестой симфонии Малера, о которой Курентзис говорит:

«Там проявляется трагизм, там закат затемняет все, что я люблю в своей жизни».

Как раз с этой частью оркестр справился на отлично – хватило и заката, и затемнений; об обещаниях дирижера изъять из Шестой трагедию напоминало лишь его лихое притопывание.

Другое дело – первые четыре минуты симфонии, когда за темпераментом и напором дирижер старался скрыть нехватку репетиционного времени, а оркестр – недостаток сыгранности. Это звучало скорее как репетиция; и уж если на ней оказался переполненный БЗК с билетами до 25 000 рублей, то и дирижер, и оркестранты лезли вон из кожи, наглядно иллюстрируя расхожий штамп «играть крупным помолом». Особенно когда на фоне барабанной дроби и ударов литавр раньше времени вступил один из медных духовых.

На пятой минуте, отдадим музыкантам должное, это ушло, и повтор экспозиции прозвучал существенно лучше. Вопрос в том, действительно ли речь идет о новом прочтении симфонии, на чем настаивает и маэстро, и многие из посетителей концерта.

Новизну трактовки естественно доказывать делом, а не словом, и здесь мы сталкиваемся с вечным вопросом о том, до какой степени стоит доверять прямой речи музыканта. Маэстро говорит о намерении то

«исполнить симфонию бескомпромиссно… соединить дух старины, романтической музыкальности с современным, перфектным, технически совершенным уровнем исполнения»,

– и против этого трудно возразить – то представить Шестую не как трагедию, но как «океан любви, влюбленности, разочарованности в любви», с чем как раз хочется поспорить.

Исполнение Курентзиса превозносят за то, что трагедию он заменил «увлекательным парадом красоты»; сомнения вызывает то, что это в принципе возможно сделать именно с Шестой.
Да, симфонии Малера иной раз страдают от десятилетиями закрепленных за ними «смыслов», привычных исполнителям и публике. Порой это поправимо, как в случае с Девятой, которую долгое время трактовали исключительно как прощальную: около десяти лет назад крупные дирижеры – Саймон Рэттл, Даниэль Баренбойм, Ион Марин – один за другим стали интерпретировать ее как гимн жизни, лишенный прощальности, ища в ней «музыкальную роскошь», а не только предчувствие смерти.

Тогда же Михаил Плетнев представил противоположную интерпретацию Девятой, от которой было по-настоящему жутко. Он не только вернулся к теме прощания, но и пошел гораздо дальше, вместо «светлой печали» предложив экскурсию по всем кругам загробного мира. Взгляд на симфонию освежился именно благодаря разнообразию интерпретаций – притом что ни один из дирижеров так уж не настаивал на новизне трактовки.

Новый взгляд на пользу и Шестой: три года назад мне довелось слышать ее в исполнении Оркестра Юго-Западного радио Германии под управлением Михаэля Гилена. Вместо привычных 80-85 минут она длилась 96 – в высшей степени продуманная, аналитическая интерпретация, позволявшая расслышать многое, чего при обычных темпах не слышно. Исполнение было безусловно необычным, но никто не сказал бы, будто 86-летний маэстро изъял из симфонии трагедию – по той причине, что изъять ее из Шестой едва ли возможно.

Шестая с ее ударами молота в финале – единственная из симфоний Малера, завершающаяся в миноре. Сам Курентзис, кстати, говорит об этих ударах куда убедительнее, чем те, кто увидел в них трагикомичность:

«И финал, когда боги… пытаются договориться с людьми — или наоборот, люди пытаются договориться с богом. И когда у них это не получается — явление deus ex machina, приходит бог с молотом и говорит: «О, глупые люди! С вами очень сложно! Вы не только с богами — ни с кем не можете договориться!»

Даже из этих слов следует, что ничего, кроме смерти, финальный минорный аккорд означать не может. А значит, неуместен и «Танец семи покрывал» из «Саломеи» Рихарда Штрауса, исполненный на бис.

Можно вспомнить рассказ скрипача Марка Лубоцкого о том, как на бис повторили финал Фортепианного квинтета Шнитке, посвященного памяти матери. «Зачем вы это сделали? – спросил Шнитке. – Вообще не надо никаких бисов. А в этой музыке – тем более: ведь умирают только один раз».

Эти слова подошли бы и к финалу Шестой, хотя и их можно понять по-разному: так, исполнение «Танца семи покрывал» на бис назвали «тщательно продуманным контрольным выстрелом в голову». Остается уточнить, в чью именно.

Курентзис любит Малера, а в Шестой симфонии особенно стремится отождествиться с ним:

«Честно сказать, я воспринимаю себя больше композитором, чем дирижером… Я его реинкарнация,

– говорит он в одном интервью и продолжает в другом:

“Это моя любимая симфония, если не считать «Песни о земле». В 10 лет я уже знал ее по нотам. Я прожил лучший период жизни, когда эта музыка играла в моей душе. Когда мне было 18 лет, я анализировал ее любимой девушке».

Фактически, Курентзис говорит нам: «Малер – это я», претендуя на то, чтобы переосмыслить симфонию на уровне соавтора. Не случайно иные слушатели сошлись на том, что финалу интерпретации Курентзиса подошел бы не минорный, а мажорный аккорд. Но даже если они правы, подобной трактовке сопротивляется собственно партитура, где аккорд все-таки минорный, как сопротивляется она и замещению трагедии «океаном любви».

И если Курентзис действительно видит Шестую такой, какую украсил бы мажорный финал, можно не менее уверенно ответить ему от имени партитуры: «Не ты, не ты». Малер любил Достоевского, и здесь эти слова его героя оказались бы кстати, а главное – Малер не писал мажорного финала Шестой.

Возможно, Курентзис – один из первых дирижеров, кому вообще пришло в голову бисировать после нее. Почему нет? Исполнял же Владимир Спиваков на бис Вальс Хачатуряна после Пятой Шостаковича.

Преподнести Штрауса после Малера – еще более неожиданный и героический шаг, учитывая, что большинство оркестрантов играло стоя.

Поэтому в голову приходит скорее сравнение с «Мамбо» из «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна – коронным номером Венесуэльского молодежного оркестра имени Симона Боливара под управлением Густаво Дудамеля.


Дягилевский фестивальный оркестр исполняет “Танец семи покрывал” Штрауса. Фото – Мила Янина
Шесть лет назад венесуэльцы демонстрировали и в Москве этот великолепный фокус с подбрасыванием скрипок и валторн, танцами, прыжками, криками и другими домашними заготовками. Сегодня Дудамель перешел в иную возрастную категорию, из названия оркестра исчезло слово «молодежный», но их программы по-прежнему завершает «Мамбо». В первый раз это звучит забавно, во второй – как анекдот, рассказанный два раза подряд.

Подобным виртуозным номером и выглядел «Танец семи покрывал» под управлением Курентзиса. Это красноречиво демонстрировало возможности фестивального оркестра, но к симфонии Малера не добавляло ничего – «ведь умирают только один раз».

Между тем, возможны сколь угодно новые прочтения Шестой. Это и замедленная, аналитическая интерпретация, как у Михаэля Гилена. Это и подход, который Владимир Юровский применяет к “Франческе да Римини” Чайковского или “Симфоническим танцам” Рахманинова, позволяющий увидеть за позднеромантическим полотном нечто вроде “Герники” Пикассо – максимальное, пусть даже преувеличенное, заострение углов.

Это и противоположный подход, который, возможно, пытался представить Курентзис: преподнести симфонию как “чистую музыку”, без привычных ассоциаций и подтекстов. Но для этого исполнение должно быть более продуманным, взвешенным и технически идеальным – без фальши медных духовых в финале перед тем самым аккордом, без той лихорадочности, что не оставляла маэстро с самого начала до середины последней части.

Возможно, в свое время иной дирижер действительно решит завершить Шестую Малера в мажоре. Подобное новое прочтение прозвучит вполне естественно, когда выше композитора исполнитель ставит себя, а его поклонницы и поклонники это приветствуют.
Хотелось бы мнение очевидцев ещё почитать, где это можно сделать?
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Хотелось бы мнение очевидцев ещё почитать, где это можно сделать?
Пока нашла только эту статью.
У меня знакомая была на Дягилевском фестивале, звонила прямо с репетиции симфонии. Даже по телефону, который искажает звук, меня захватило это абсолютно полностью... Но... Очень хотелось бы услышать запись целиком, чтобы всё понять....
И полностью соглашусь с автором статьи и её названием...
 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху