Уважаемый Johannes! С большим удовольствием читаю Ваши заметки о конкурсе. Абсолютно согласен с Вами по поводу Тимофея Доли.Объявили, что прошли 15 человек из 25, вместо 12. Народ возрадовался. Но чему? Может быть, надо было вообще всех провести? Или совместить первый тур со вторым, чтоб каждый играл два часа сразу, а прослушивания длились с утра до ночи (сейчас будет нечто уже похожее)?
В самом деле, для чего вообще нужны туры, кроме отсева ХОТЯ БЫ половины участников? И что мешало это сделать? Значит, так уж они ну прям не знают, кого выбрать? Ага, куда там.
На самом деле, конечно, 25 - это уже результат отбора. Только вот какого? Отсеяли слабых? Ну так мы знаем, как они отсеивают: на прошлый конкурс кроме Канторова, который в итоге безоговорочно победил, с грон-при, подавал заявку ещё один ученик Шерешевской, которого она считала более перспективным, и его Мацуев срезал. Почему? Ничего ведь не придёт в голову, кроме того, что Мацуев как-то догадался, что кандидат этот СЛИШКОМ силён, и решил его утопить, чтоб кому-то своему расчистить дорогу. Канторова взяли как слабейшего, а не взять никого было нельзя, потому что уже был Дебарг.
Конечно, откровенно даже непрофессиональных вроде одного как минимум с прошлого конкурса, сейчас не было. Но это как раз не значит, повторяю, что выбрали лучших.
На самом деле те, кто действительно достоин стать лауреатом, вести потом полноценную концертную деятельность и радовать публику, составляют очень малый процент, и их надо искать по всему свету. Дай Бог наскрести на финал. Поэтому даже я помню времена, когда число участников было порядка 70 (это когда Мацуев, типа, победил), хотя тогда уже задачи были другие. И, знаете, там нашлось больше, чем надо на финал, но большая часть туда не попала, а реальный победитель, Кемпф, попал только потому, что председатель жюри Эшпай пригрозил скандалом. То есть это уже был отзвук советской эпохи, когда Гилельс рулил процессом и действительно искали сильнейших.
А сейчас вот уже и дошло до того, что да, фактически участников второго тура определяют келейно. И приподносят это нам как достижение: какие мы душевно щедрые, никого не обидели. А суть-то в том, что, очевидно, всё просто-напросто поделили заранее, и проблема сейчас в том, что первоначальное соглашение между кланам было нарушено неожиданной указивкой сверху. Но ведь нельзя же обидеть СЕБЯ. Вот откуда расширенный состав.
Себя нельзя обидеть, а артиста - ноу проблем. Это они показали очень явственно, можно сказать, спалились. Выбросив Ернура - и оставив того же Кузнецова, а также, между прочим, Давыдченко. У Ернура была какая-то катастрофа? Он остановился и не смог закончить произведение? Или пять раз сбился? Да ничего подобного. Я, как я уже писал, уже был на грани отключки, и я даже не заметил ничего. А вот авария у Давыдченко была, кстати, почти на ровном месте, и её не заметить было нельзя. И что? В чём тут преимущество последнего? На самом-то деле он вообще явно не готов к такому испытанию, ошибка не была случайной, она обусловлена фактом этой неготовности. И ему оно не надо: они просто губят его, как погубили Харитонова, Малофеева и других. Эксплуатируют ради достижения своих корыстных целей. Ошибка Давыдченко - это был хороший повод оставить его в покое, под благовидным предлогом позволить ему не дёргаться зря. Но нет, решили благородные мудрецы, ты у нас будешь пахать дальше, травмируя свою творческую индивидуальность.
А у Ернура была ошибка которую можно было не заметить - и пятьдесят минут настоящего праздника музыки, игры не только одухотворённой, но и высокопрофессиональной. Чего не заметить было нельзя. И что, стало быть, этот вот один момент перечёркивает всё? Разве это не абсурд?
Я сегодня описал настоящее положение: есть шесть артистов, которые годятся, хоть сразу финал проводи, и есть те, кто годится на балласт для второго тура. и понять, кто тут проходит, очень легко, было бы желание. Но желания нет.
Как я уже писал в ревю, музыканты делятся на две категории: ремесленники и артисты. Ремесленников тысячи, артистов единицы. Для концертной деятельности нужны именно артисты, и проблема тут обостряется тем, что пианисты не могут играть в оркестре. Чем отличается артист? А очень просто, это ведь прекрасно видно на прослушиваниях: это, вопервых, ЛЮБОВЬ, любовь к музыке, которая рождает устремлённость и позволяет приобщиться к истинному содержанию искусства, к красоте и божественной гармонии. В результате чего у них сама по себе выстраивается фактура, в разы увеличивается виртуозность и так далее.
Но сама по себе любовь к музыке - это не экзотика. Любящих музыку людей среди непрофессионалов гораздо больше, чем среди профессионалов. И, сейчас вы удивитесь, на самом деле многие из них тоже играют на том же фортепиано в очень важном смысле ЛУЧШЕ наштампованных мастеров. Потому что они тоже при помощи любви в определенные моменты достигают понимания сути, которого может не быть у тех, кто знает "как". Вот на том конкурсе с массовым отбором было много именно полупрофессионалов каких-то... был и откровенный шлак, но в целом почти всех было интересно слушать! Программа была короткая, они менялись, как в калейдоскопе, но в целом это был настоящий праздник музыки.
Так вот индустриальная подготовка нужна для того, чтобы сделать то, что у обычных людей является спонтанным и случайным, - чем-то регулярным и возобновимым по запросу. Что на самом деле весьма неестественно, поскольку откровение Красоты - это дар, который нельзя присвоить. Вот почему артистов так мало: им именно дарована эта невероятная способность пронести божественную искру сквозь нагромождения технических заморочек. В то время как подавляющее большинство теряет её на самом первом этапе и дальше занимается уже просто нудной и мучительной долбёжкой. Они тоже некоторым образом нужны, но, как я уже писАл, скорее в качестве баллста. Они не тунеядцы, но надо ясно понимать, что на самом деле нужны ТОЛЬКО артисты.
Вот сейчас конкурсная индустрия, ориентированная на этих "крепких профессионалов", разрослась как раковая опухоль, являесь на самом деле, между прочим, инструментов отмывки более или менее сомнительного происхождения денег. А что будет, если эти лишние деньги кончатся? То есть не если, а когда - это скоро. Во время ковидной эпопеи мы немножко увидели, что может ждать артистическую среду - а что будет, когда (не если) придёт следующая "пандемия" или что-то похуже?
Так вот надо понять, что в этих условиях спасти профессиональное искусство сможет только истинная любовь, настоящее творчество и служение.
И когда бывшие артисты, утратившие уже всякое понятие о содержании искусства, устраивают вот этот гадюшник, ради клановых интересов принося в жетву настоящих творцов, то они не просто совершают человеческую подлость, и не просто оскорбляют божественную идею искусства: они также рубят сук, на котором все мы сидим, и профессионалы, и любители музыки.
Аминь.
PS. Господи, только сейчас я понял, что они выбросили также и Долю. Совсем закружился. Свиньи, больше ничего не могу сказать.
Случайно наткнулся на статью из журнала «Музыкальная жизнь».
Приведу выдержку. «Глубокое впечатление оставил насыщенный интеллектуализм интерпретаций Тимофея Доли, стиль его игры невольно заставлял вспомнить молодого Луганского на Десятом конкурсе». «Нет убедительного ответа, почему «за бортом» оказался более чем достойный второго тура Тимофей Доля…»
Целиком статью (Обзор интересных моментов первого тура) можно прочитать здесь: https://muzlifemagazine.ru/v-nachale-byl-bakh/