О балете...

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Отдельной темы, посвящённой балету, у нас ещё не было, думаю, никто не будет против...
Музей современной истории посвятил выставку “балетному богу” Владимиру Васильеву


Владимир Васильев в роли Ивана Грозного в балете Сергея Прокофьева “Иван Грозный”. Александр Макаров/РИА Новости
В гости к мастеру приглашает Музей современной истории России. Там открылась выставка, посвящённая Владимиру Васильеву.

Публика Большого театра именовала его «балетным богом» и «совершенством», а сам Васильев всегда хотел «поменьше ходить и рассуждать, и побольше танцевать». Но талантливый человек талантлив во всём. И эта экспозиция – очередное тому доказательство.

Выставка рассказывает об известных и мало известных фактах из жизни легендарного танцовщика Большого театра Владимира Васильева. Большинство этих экспонатов никто не видел. Его легендарный Спартак – скульптура еще до конца не сделана, на руках пока нет цепей. В экспозиции притаился и Пан – первая роль на сцене Большого, здесь и знаменитый Нарцисс, принесший Гран-при в Варне в 1964 году.

«Это финал номера»,

– говорит балетмейстер, хореограф, народный артист СССР Владимир Васильев.

Саму статуэтку маэстро получил только в прошлом году и очень дорожит ею. Так же, как лавровым венком, щитом и мечом, подаренными поклонниками.

«Это только маленькая часть наград, их огромное количество осталось дома»,

– добавляет Владимир Васильев.

Столик, представленный на выставке, – подарок русской актрисы Веры Комиссаржевской семье Екатерины Максимовой – жены и музы Васильева. Здесь же – новогодние игрушки. В их окружении Машенька и Щелкунчик, подаренные звездной паре мастерскими Большого театра.

Впечатляют костюмы и изящная туфелька балерины – 35 размер. В таких могли танцевать разве только Сильфиды. На выставке можно видеть платье, в котором балерина последний раз танцевала на сцене Большого.

«Это последнее платье, в котором Катя танцевала на шестидесятилетии»,

– показывает Владимир Васильев.

В экспозиции – 90 картин самого Васильева и художников, которые вдохновляли и до сих пор радуют его. Например, Петрушка Бориса Успенского. Об этой работе танцовщик много слышал, но увидел недавно. Или работы Валерия Косорукова из балетного класса и с репетиций. Сам Васильев много пишет акварелью и маслом. Среди пейзажей и натюрмортов – эскизы к спектаклям.

Благодаря двум сотням экспонатов выставки можно понять не только, как рождался танец, но и чем жила пара, которую знал весь мир – Катя и Володя – легендарные Максимова и Васильев.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Лорен Катбертсон, прима лондонского Королевского балета, после тяжелой травмы вернулась на сцену. В короткометражном фильме она рассказала о том, какую цену платят исполнители, чтобы выступить. «Если бы зрители знали, какую боль выносят танцоры, то только люди, получающие удовольствие от корриды, могли бы смотреть на это» — говорит Лорен в фильме.

 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
95 лет исполнилось Алисии Алонсо



Алисия Алонсо
95 лет исполнилось Алисии Алонсо.

Она стала первой балериной, которая прославила Кубу. Её сценическое долголетие до сих пор является непревзойденным. Она продолжает плодотворно работать, воспитывать новые поколения исполнителей и даже ставить спектакли.

Балерина создала первую профессиональную балетную труппу Острова свободы – Национальный балет Кубы она возглавляет уже почти семь десятилетий, даже теперь, когда полностью потеряла зрение. Публика зовет её – «танцующая в темноте».

За всю историю балета всего десять танцовщиц были удостоены высшего звания «прима-балерина ассолюта». И одна из них – Алисия Алонсо.

Нет ни одной классической партии, которую бы не станцевала балерина. Она была ведущей артисткой Американского балетного театра. Для нее ставили такие хореографы, как Джордж Баланчин и Агнес де Милль.

В 1967 году Алонсо станцевала Кармен в балете своего мужа Альберто Алонсо. До сих пор она называет эту партию одной из самых важных и любимых. Отношение к ней было столь ревностное, что Алисия запрещала балетмейстеру ставить этот – «её» балет – на других танцовщиц.

Исключением стала лишь Майя Плисецкая. Одну из своих последних постановок Алонсо представила в 2010 году – балет «Смерть Нарцисса» по поэме Хосе Лесама Лимы на музыку Хулиана Орбона.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Ульяна Лопаткина и “Новогодний балет-гала”


Ульяна Лопаткина преподнесла московским поклонникам подарок ожидаемый, но оттого не менее дорогой.

Ежегодный «Новогодний балет-гала» – это традиция, которой петербургская прима не изменяет. Праздник устроили в Международном Доме музыки.

Вместе с главной героиней вечера на сцену вышли ведущие солисты Мариинского и Большого театров.

К зрителям прима Маринки вышла не в привычном образе сдержанной классической балерины. В «Русском танце» Чайковского к пуантам прилагается кокошник и белый платочек. Кстати, именно танцуя в балетах Петра Ильича, Лопаткина стала знаменитой, а этот танец уже давно исполняет в собственной редакции.

Лопаткина любит устраивать гала-концерты в разных городах и странах. В Москве балерину видят редко, но точно знают – 30 декабря она будет в Доме музыки, и с большой питерской компанией. На этот раз никаких премьер – в программе – давно полюбившиеся балеты.

«Корсар» для Антона Плоома когда-то стал первой большой ролью. В репертуаре – до сих пор.

«Балет хорош тем, что он идет вживую, это не кино, когда все время смотрим одно и то же, а каждый раз это всегда что-то новое, и ты открываешь в каждой партии для себя что то новое»,

– говорит первый солист Михайловского театра Антон Плоом.

Гала-концерт в чем-то сложнее полноценного спектакля – никакой возможности рассказать предысторию и сюжет. Здесь нужно зажечь зрителя за несколько минут.

«В гала используется только кульминация, и поэтому нужно быть предельно готовым, потому что не так много времени»,

– объясняет первый солист Мариинского театра Антон Корсаков.

Из звезд русского балета – в афише только питерские имена, зато сразу и из Мариинки, и из Михайловского. Меняются образы, настроения, и вот Лопаткина уже сменила кокошник на перья жар-птицы.

«Как иногда бывает – как чудо, счастье, когда партнеры обнимаются после спектакля радостно, потому что все получилось. Вот я бы хотела, чтобы у меня сейчас для людей все получилось, и чтобы у нас у всех все получилось в новом году»,
– призналась Ульяна Лопаткина
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Фестиваль балета “Мариинский” начнётся в Петербурге с премьеры “Медного всадника”


Мариинский театр
XVI ежегодный международный фестиваль балета пройдёт в Мариинском театре с 31 марта по 10 апреля 2016 года.

Откроется фестиваль, по традиции, премьерой – на сцену Мариинского театра возвращается «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра. Поставленный в 1949 году Ростиславом Захаровым, этот балет был горячо любим публикой и артистами.

Новая сценическая версия знаменитого спектакля, создаваемая с учётом технических возможностей сцены Мариинского-2, станет диалогом поколений: хореографию Захарова артистам передадут участники возобновления «Медного всадника» 1980 года, а автором новых фрагментов спектакля станет хореограф Юрий Смекалов.

Приглашённая компания фестиваля – балетная труппа Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Гости из Перми представят в Петербурге свои недавние премьеры: спектакли классиков английской хореографии – «Конькобежцы» Фредерика Аштона и «Зимние грезы» Кеннета Макмиллана, а также одноактный балет «Когда падал снег», созданный специально для пермской труппы хореографом Дагласом Ли.
!
Также в рамках фестиваля состоится вечер прима-балерины Мариинского театра Дианы Вишнёвой, в программу которого войдут балет Каролин Карлсон «Женщина в комнате» и петербургская премьера Live Ханса ван Манена. В этой постановке, созданной в 1979 году и недавно вошедшей в репертуар балерины, оператор следует за каждым шагом героини, камера фокусируется на каждой детали, изучает её лицо, движение. Внешне минималистичная работа, развёрнутая в декорациях балетной студии, оказывается эмоциональной историей, которая держит зрителя в напряжении.

В четвёртый раз на фестивале «Мариинский» пройдёт Творческая мастерская молодых хореографов, где свои новые работы представят начинающие постановщики. Состав участников Мастерской год от года расширяется: на XVI фестивале, помимо постоянных участников, свои постановки покажут солисты Парижской оперы и Большого театра.

В фестивальной афише и репертуарные спектакли Мариинского: в балетах классического наследия вместе с петербургскими артистами главные партии исполнят гости из Парижской оперы.

А завершится фестиваль гала-концертом, в котором помимо традиционного дивертисмента будет представлена новая работа директора балета Парижской оперы, хореографа Бенжамина Мильпье – «Апассионата» на музыку Бетховена, совместный проект Парижской оперы и Мариинского театра. Премьера этой постановки состоится в феврале 2016 года в Париже в исполнении французских артистов, а на фестивале «Мариинский» её станцуют этуали Парижской оперы Амандин Альбиссон и Эрве Моро, и артисты Мариинского театра. Объединённый состав русских и французских исполнителей в мае вновь представит «Апассионату» на сцене Оперы Гарнье в Париже.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Всемирно известная и одинокая. К юбилею Галины Улановой


Галина Уланова
Она не любила излишнего внимания к собственной персоне и комплименты, не давала интервью и почти не имела близких друзей.

Слишком закрытая в личной жизни Галина Уланова была полной противоположностью на сцене, где отдавала всю себя без остатка зрительному залу. На её спектакли невозможно было достать билеты, весь мир восхищался талантом балерины, даже когда её карьера стала подходить к завершению.

В 1960-м, когда она ушла со сцены Большого театра, оглушительные аплодисменты в жизни Улановой сменились полной тишиной и одиночеством, которое Галина Сергеевна, несмотря на свой сильный характер, переносила с трудом.

Балет и слёзы
Когда маленькую Галю родители решили отдать в балетную школу, она рыдала от горя. Её отец Сергей Николаевич был актёром и режиссёром балетной труппы Мариинского театра, мать Мария Фёдоровна Романова солисткой балета, а позже — педагогом классического танца, поэтому девочка с детства имела представление о том, какой ценой достаются зрительская любовь и ведущие партии.

Попав в Ленинградское хореографическое училище (ЛХУ), Галя сначала боролась с постоянной болью, которая является неизменным спутником любого артиста балета, а затем с боязнью сцены, поскольку была очень застенчивой. Первые шесть лет Улановой преподавала мама, впоследствии её заменила Агриппина Ваганова.

Женщина довольно равнодушно отнеслась к своей новой ученице, которая сначала явно не входила в число фавориток Агриппины Яковлевны. Но к концу обучения Галины Улановой в ЛХУ Ваганова поняла, что всё это время воспитывала талантливейшую балерину.

16 мая 1928 года Уланова была принята в труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр). Её дебют в качестве профессиональной танцовщицы состоялся в октябре того же года, девушка исполнила партию Флорины в «Спящей красавице». Первое время начинающей артистке было сложно выходить на сцену, она ужасно боялась зала, но постепенно страх отступил.

Уланова всегда была крайне недовольна своими выступлениями, особенно в начале карьеры, и это служило стимулом для многочасовых репетиций, после которых одежду танцовщицы можно было отжимать, настолько сильно она пропитывалась потом. В 19 лет Галина Сергеевна получила свою первую ведущую партию — Одетту-Одиллию в «Лебедином озере».

Особенный спектакль в карьере балерины — «Жизель». Эта роль никак не давалась девушке. Однажды после репетиции она села в автобус и поехала в Царское село, где долго гуляла в одиночестве, размышляя о своей героине. Постепенно ей стало ясно, что глубокое перевоплощение на сцене возможно только при условии внутреннего погружения в образ.

Это осознание помогло Галине Сергеевне в дальнейшей работе. От спектакля к спектаклю её профессионализм рос, а вместе с ним росла и слава балерины.


Галина Уланова в роли Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», 1952 г.
Её шекспировская Джульетта стала событием не только на сцене Мариинского театра, но и далеко за его пределами. Балет был поставлен в 1940 году на музыку Прокофьева, которую Уланова совсем не понимала, после премьеры спектакля она даже позволила себе шутливый тост на этот счёт:

«Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

Однако, несмотря на это, танцевала Галина Сергеевна фантастически. Когда в 1956 году постановку увидела чопорная лондонская публика, после спектакля машину с Улановой публика в буквальном смысле подняла на руках. Туманный Альбион сошёл с ума от улановской Джульетты, хотя к тому моменту балерина была намного старше шекспировской героини — Галине Сергеевне исполнилось 46.

Всю жизнь Галины Улановой можно смело разделить на два этапа: ленинградский и московский. Ещё когда она жила в Северной столице, ни один правительственный концерт не обходился без её участия. Уланова была обязана посещать официальные кремлёвские приёмы, поэтому когда Сталин приказал перевести артистку в Москву, Галине Сергеевне ничего не оставалось, как покориться очередному капризу вождя. С 1944 по 1960 год она была ведущей балериной Большого театра, но, несмотря на переезд, в душе великая танцовщица всегда оставалась коренной ленинградкой, так и не полюбившей столицу.

Счастливая и несчастная
Личная жизнь великой балерины всегда была на втором, а то и третьем месте в иерархии её ценностей. В первый раз она вышла замуж в 17 лет за лысоватого, невысокого учителя музыки Исаака Меликовского, но уже через год официальный брак сменил гражданский — с дирижёром Евгением Дубовским.

Практически всегда Уланова выбирала творческих мужчин значительно старше себя. Одним из таких избранников стал актёр Юрий Завадский. Среди его поклонниц была сама Цветаева, но, однажды встретившись с Улановой, актёр был очарован ею. Завадский специально приезжал в Ленинград, чтобы посмотреть выступления Галины Сергеевны. Этот союз продлился десять лет, но дружеские отношения между ними остались на всю жизнь.

Со знаменитым актёром и режиссёром театра Ленком Иваном Николаевичем Берсеневым балерина познакомилась в Кисловодске. Он был женат на Софье Гиацинтовой, однако 35-летний брак затрещал по швам, когда Берсенев встретился с великой танцовщицей. Его роман с Улановой так и не привёл к разводу с женой. Их отношения продлились всего два года, в 1951 году актёр умер, оставив после себя двух вдов: официальную супругу и возлюбленную.

Последней любовью Галины Сергеевны стал главный художник Большого театра — Вадим Рындин. Он любил Уланову, но с годами им всё больше и больше овладевала одна слабость — Вадим Фёдорович пил, великая балерина не смогла смириться с этим недугом и прогнала его, оставшись совсем одна.

Последний танец
Выпускным спектаклем Улановой перед выходом на профессиональную сцену была «Шопениана». По стечению обстоятельств, этот же балет стал заключительным в карьере балерины. В прощальной постановке она предстала перед зрителями в 50-летнем возрасте. Конечно, к своему уходу из профессии Галина Сергеевна готовилась постепенно, всё больше и больше сокращая репертуар. Но, несмотря на это, психологически ей было сложно принять новую жизнь.


Галина Уланова в роли Сильфиды из балета «Шопениана», 1960 г.
С 1960 года Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Надо отдать должное дисциплине этой женщины: каждое утро она начинала со специальной зарядки, и хотя публичные выступления для неё навсегда остались в прошлом, Галина Сергеевна не переставала следить за собой и до конца своих дней ходила на каблуках.

В 70-е балерина познакомилась с журналисткой Татьяной Агафоновой, эта женщина стала её личным секретарём и поселилась в огромной квартире Улановой на Котельнической набережной. У Галины Сергеевны не было детей, и свою новую подругу она часто называла дочерью, однако в обществе их отношения вызывали сплетни и пересуды.

Агафонова взяла на себя решение всех бытовых проблем по дому, ведь знаменитая артистка не знала элементарных вещей: как внести коммунальные платежи, включить стиральную машину или вызвать слесаря. Уланова оставила завещание в пользу Агафоновой, но та умерла раньше балерины от рака.

Своё одиночество Галина Сергеевна переживала очень остро, но не сдавалась. В последние годы жизни легенде русского балета катастрофически не хватало денег, хотя она никогда не шиковала и с лёгкостью относилась ко всем материальным благам. Но даже этот сложный период Уланова предпочитала проживать без взглядов сочувствия, поэтому почти всегда отказывалась от какой-либо помощи. В 1992 году у неё в первый раз случился инсульт, 21 марта 1998 сердце снова напомнило о себе, забрав жизнь великой балерины, а вместе с тем поставив точку в целой эпохе русского балета.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Матильда Кшесинская. Любовь последних Романовых


Матильда Кшесинская
До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев – она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже.

Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем
Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству.

Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба.

Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой.

Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами:

«Будьте славою и украшением нашего балета!»

А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии. Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем. Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно.

Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской.

Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»
Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила.


Матильда Кшесинская
Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович. Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины.

Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской.

Прима-балерина
Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников. Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.


Матильда Кшесинская в балете Ц. Пуни «Дочь фараона» 1898 год
Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент.

А между тем, партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер
Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере. Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге.

Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Матильда Кшесинская
Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции.

«Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!»

– писала балерина. Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих.

Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову. Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать».

Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Матильда Кшесинская
Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов.

Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо. А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чуткие сестры милосердия. Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах.

Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Ролан Пети: “Танцем можно выразить абсолютно все”


13 января – день рождения сразу у двух всемирно известных хореографов – Ролана Пети и Мэтью Боурна.

13 января 1924 года родился всемирно известный французский танцовщик и хореограф ХХ века Ролан Пети. «Юноша и смерть», «Кармен» «Коппелия», «Собор Парижской Богоматери», «Пиковая дама» – его постановки взорвали театральный мир, перевернув классическое представление о балете.

Он был знаком с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, ставил для Михаила Барышникова и Майи Плисецкой. Среди его друзей – такие же гении, как и он сам: Жан Кокто, Рудольф Нуреев, Ив Сен-Лоран, Кристиан Диор, Пабло Пикассо. Вся его жизнь была поиском идеальной формулы танца. Считая балет математикой, он знал, как вдохнуть душу в ломкие точные линии танца.

«Танцем можно выразить абсолютно все. Танец понятен всем. Танцор как скульптор»,

– признавался Ролан Пети. И улыбался так, словно нашел ответ на главный вопрос жизни.

Также 13 января исполняется 55 лет знаменитому английскому хореографу и театральному постановщику Мэтью Боурну, кавалеру ордена Британской империи, обладателю премии «Тони», пяти премий Лоренса Оливье, а также более 30 международных наград. Он один из немногих хореографов в мире, который имеет славу не в узком балетном кругу, а среди широкой публики.

Хореографа Боурна часто называют «Энди Уорхолом балета», в его постановках классические сюжеты переплетены с современной проблематикой, а откровенный эпатаж с традиционным британским юмором. «Сказки мне нравятся тем, что это универсальные, известны всем истории, на основе которых можно рассказывать и показывать совершенно разные вещи, но которые уже всем известны».

Обманывать ожидания в стилистике Боурна. Его «Щелкунчика» танцуют в приюте беспризорников, а вместо сражения с мышами – драка с воспитателями! Современную версию «Золушки» хореограф посвятил своим бабушке и дедушке, пережившим в 1940 году бомбардировку Лондона. В военный Лондон хореограф и поместил героев современной сказки. Принц – летчик королевских ВВС, Золушка – скромная горожанка и разлучает их не бой часов, а налет немецких бомбардировщиков.

Выдающиеся образцы мировой классической хореографии (Ролана Пети, Фредерика Аштона, Кеннета МакМиллана), неоклассики, а также интересные образцы современной хореографии (Уэйна МакГрегора, Жана-Кристофа Майо, Анжелена Прельжокажа, Эдварда Льянга, Аластера Марриотта) будут представлены в новом сезоне проекта «Большой балет» в исполнении семи дуэтов танцовщиков из ведущих театров страны. Премьера – совсем скоро – 16 января в 20:30 на телеканале «Культура».
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
26 января 1850 года в Петербурге Жюль Перро и Мариус Петипа возобновили балет “Жизель”


26 января 1850 года в Петербурге Жюль Перро и Мариус Петипа возобновили балет “Жизель”
26 января 1850 года в Санкт-Петербургском Большом Каменном театре балетмейстеры Жюль Перро и Мариус Петипа возобновили балет «Жизель» на музыку Адольфа Адана.

«Жизель» – один из самых репертуарных балетов – тесно связан историей своего создания с Петербургом. В 1840 году известный французский композитор Адольф Адан возвратился в Париж из Петербурга, куда он поехал за Марией Тальони – выдающейся французской танцовщицей, выступавшей в русской столице с 1837 года. В Петербурге он создал для Тальони балет «Морской разбойник», в Париже полный новых впечатлений и надежд на будущее, сочинял музыку к своему новому балету «Жизель» по легенде, пересказанной великим Генрихом Гейне.

Хотя официальным балетмейстером считался Жан Коралли, все основные хореографические партии поставил Жюль Перро. Но его имя не было даже упомянуто на афише балета, премьера которого состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже. В главной партии – прославленная итальянская балерина Карлотта Гризи.

Успех был ошеломляющий и превзошел все ожидания. Критики объявили «Жизель» величайшим балетом своего времени, а исполнительницу главной партии немедленно возвели в статус звезды. Литератор Жюль Жанен писал в рецензии:


«Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом».

А автор либретто Теофиль Готье описал танец Карлотты Гризи как

«искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем».

В России премьера «Жизели» состоялась на сцене петербургского Большого театра 18 декабря 1842 года. Балетмейстер Антуан Титюс не утруждал себя размышлениями об образах спектакля и перенес парижскую постановку. Хотя и внес некоторые перемены в танцах вилис, отказался от вставного дивертисмента – праздника виноградарей. Охотники не выезжали на лошадях, как в Париже, и ни одно сообщение не указывало на использование машинерии во втором акте.

Потом имя Титюса исчезло из афиш «Жизели», его место в театре занял Жюль Перро. Ему принадлежали дальнейшие перемены в спектакле – вставка па-де-труа и окончательная купюра сцены крестьян. Ставить танцы ему помогал Мариус Петипа, вместе с которым они и возобновили балет в январе 1850 года.

Во второй программе проекта «Большой балет» па-де-де из балета «Жизель» исполняла питерская пара из Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев. Следующий выпуск «Большого балета» – 30 января в 20:30.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Идут съемки спектакля Бориса Эйфмана Up and Down


Борис Эйфман
В петербургском ДК имени Ленсовета полным ходом идут съёмки спектакля Бориса Эйфмана Up and Down.

Премьера постановки по мотивам романа Фицджеральда «Ночь нежна» состоялась около года назад. Теперь хореограф решил перенести спектакль на киноплёнку.

Считать шаги, чтобы никто, говоря языком киношников, не вывалился из кадра, помогает сам мастер. От артистов Борис Эйфман требует безупречного исполнения. Одну сцену могут снимать несколько часов.

Фильм-балет Up and Down Эйфман поставил по роману Фицджеральда «Ночь нежна». Критики называют его трагической и одновременно ослепительно яркой хроникой духовной гибели человека. Успешный психиатр Дик Дайвер влюбляется в свою пациентку Николь, девушку из богатой семьи, которая постепенно преодолевает свое безумие. В то же время сам Дик, поверив в красивую, беззаботную жизнь, изменяет своему призванию лечить людей и постепенно из высшего общества опускаться на самое дно.


«Этот спектакль многоликий, очень такой интересеный для кино. Там есть тема психоанализа, есть тема погружения во внутренний мир человека, раздвоения личности, то есть такие, я бы сказал, киноприемы, которые в кино даже можно выразить более ярко, чем на сцене»,

– говорит Борис Эйфман, художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра балета.

За тем, как выстроен кадр, следит Юрий Шайгарданов. Известный кинематографист работал над такими картинами, как «Собачье сердце» Владимира Бортко или, например, «Страна глухих» Валерия Тодоровского. Но и он признает, что снимать балет гораздо сложнее, чем просто художественный фильм.

«Верх нельзя брать, кулисы нельзя брать, низ нельзя брать, обратных точек нет, все достаточно в одной плоскости. Конечно, сложно»,

– признается оператор-постановщик фильма-балета Up and Down Юрий Шайгарданов.

У Бориса Эйфмана это уже пятый фильм-балет. До этого сняли «Анну Каренину», «Евгения Онегина», «Родена», «По ту сторону греха». За это время, говорит маэстро, даже изучил новую для себя профессию – теперь смотрит на экран не только как балетмейстер, но и как видеомонтажер.

С балетом Up and Down труппа объехала половину земного шара, и везде театр ждали восторженная пресса и восхищение зрителей. Казалось бы, партии отточены до совершенства, но, как признавались артисты, трудно исполнять джазовые танцы, не чувствуя энергетику полного зала.

Некоторые учились не зажиматься перед камерой, которая, как известно, видит малейшую фальшь. Олег Габышев, исполнитель роли Дика Дайвера, долго репетировал финальную сцену, когда его герой сходит с ума. Как лучше сыграть, советовался с киноактерами.

«Я недавно познакомился с таким актером, как Максим Аверин, и он мне посоветовал, что на крупных планах нужно минимум играть, именно внутренняя игра должна быть, не лицевая, а именно внутренняя. Это очень дельный совет»,

– отмечает Олег Габышев, солист Театра балета Бориса Эйфмана, исполнитель партии Дика Дайвера.

Финальная сцена еще впереди. Сейчас отсняли только половину материала. Двух съемочных недель катастрофически мало, сетуют в труппе, но выбиваться из графика нельзя. И тогда еще одна постановка Театра балета Бориса Эйфмана продолжит жизнь уже не на театральных подмостках, а на большом экране.
 
Сверху