Блестящей программой начал концертный сезон пианист Михаил Турпанов: "Музыка в старинном стиле".
Григ- Равель-Сильвестров-Брамс.... продолжение будет обязательно!
Пианист идёт совершенно своим путём, неизведанным и непросчитываемым. Поиски интеллектуала и эстета диктуют артисту отстранённость от конъюнктуры и неповторимость выбора КОМПОЗИТОРОВ для исполнения. Я уже слышу реплику: это Григ- то редко исполняемый?
Найдите в репертуаре молодых ( !!!) пианистов Сюиту "Из времён Хольберга"? "Музыку в старинном стиле" В. Сильвестрова. Кто из молодых исполнил и записал Х. Черновина, Ю. Буцко, И. Соколова?
Помню, с каким пиететом, благоговением произносили наши преподы во время учёбы имена Губайдулиной, Каретникова, Шнитке. У Михаила Турпанова записи с их произведениями в активе!
Новатор ли Турпанов? Безусловно! И он смело может сказать: играю то, что нравится. Но я повторюсь: Михаил ещё и воспитывает своего зрителя, просвещает. Каждому исполняемому произведению предшествует вступительная аннотация и энциклопедическое повествование, где как из Рога Изобилия Вам сообщают историю создания, замысел, трансформации и преобразования сюит. "Игра в классики" переходит в расширение границ знаний и горизонтов восприятия. За это хочется сказать отдельное "Спасибо" пианисту: он не боится общаться со своим зрителем, слушателем.
Обращение к классике у каждого из исполняемых композиторов имело свои причины и повод: для одних это был поиск идеального и ностальгия по ушедшим временам, которые, как известно, всегда кажутся более прекрасными чем действительность. (Через Грига я сама для себя открыла средневекового писателя Хольберга, классика норвежской литературы, а заодно и фантастической детской с её зелёными лесными человечками) Для других ( Сильвестров) лишь толчок и повод выразить свой собственный Мир средствами классики.
Артисту абсолютно по душе и созвучно собственному мировосприятию вся исполняемая Музыка. Он рисует свои драгоценные полотна всеми средствами качественного звучания рояля: от мягчайшего туше, дающего певучий звук до оркестровой патетической декламации и неистовой исключительной виртуозности. На кончиках каждого пальца Артиста поселился и живёт свой маленький ангел, живущий в полной гармонии с хозяином этих умных рук.
Испытание своим слушателям и роль Поводыря в Страну грёз, идиллии и медитации Михаил Турпанов устроил на "Музыке в старинном стиле" Сильвестрова. В прошлом сезоне фрагменты этого архисложного произведения уже звучали, но в этом рецитале Артист решился на полное исполнение -интерпретацию без купюр. Предупредив, что двадцатиминутное звучание будет без единого нарочитого "форте" и конфликтной кульминации, Михаил увлёк всех за собой. Наверное, пора выдавать охранные грамоты на такие заповедные зоны чистой души и её излучение, тихое сияние, потому что в реальной жизни это явление уникальное. Не раздражал и не вызвал сопротивления даже недосказанный и незавершенный последний аккорд , не приведённый к естественной тонике и повисший тихой улыбкой или обещанием: продолжение будет...
Завершался клавирабенд Вариациями и фугой на тему Генделя , Соч. 24 (1861) И. Брамса. 25 вариаций на одном дыхании как увлекательнейший рассказ,повесть, роман. На что хватит фантазии! Я не буду спрашивать вслед за известной героиней :"Любите ли вы Брамса?", я только пожалею, что нет ещё хорошей профессиональной записи этого монументального труда пианиста, и тихо порадуюсь, что гаджет мой трудился весь концерт и записывал , записывал.
Записей на два часа. Вот такой труд осилил замечательный пианист и Большой Артист, вошедший в Историю XV конкурса Чайковского со своим специальным призом: Лучший Исполнитель Второго тура. Порадуемся, поблагодарим и будем с интересом следить дальше.