Михаил Турпанов

Так совпало: 17 мая - День рождения французского композитора Эрика Сати и самого пианиста Михаила Турпанова. Высоты и глубины первого были переплавлены Маэстро в сказочную пещеру с драгоценностями Али - Бабы и скатерть -самобранку,накрытую на любой вкус в честь праздника.
В который раз Михаил подтвердил свой высокий статус энциклопедически эрудированного и подготовленного к выступлению Артиста. Все самое интересное и ценное, что удалось найти в достаточно таинственной биографии Эрика Сати , было щедро преподано слушателям самого камерного и почти домашнего концерта в музее - квартире Мейерхольда. Как же Михаила там любят! Собирались гости на День рождения - почти все между собою знакомые, с шумными поздравлениями, подарками и гостинцами. Ну, просто дом Лариных перед балом.
Моя личная коллекция французских композиторов со времён Великой Шестерки сегодня пополнилась новым «открытием и приобретением». Как в доме с темными окнами - сегодня засветилось окно большого ерника, мистификатора, любителя розыгрышей и саркастических шуток, пастора, актера и магистра действительного действующего и полулегального ордена Розенкрейцеров - Эрика Сати.
Михаил как из рога изобилия сыпал фактами, теоретическими разборами исполняемой музыки и авторским текстом самого композитора. С юмористическим блеском начал программу:
  • как говорил сам Сати: «музыканты - самые скромные из животных, но при этом гордятся этим больше всего, это они изобрели привычку портить словами музыку».
Самоирония и скепсис по отношению к самому себе , возможно, не самые блестящие характеристики и для любого человека, но они спасают от ударов судьбы, служат хорошей защитой от дальнейшего принижения и ширмой для любого любопытствующего взгляда: а какой ты на самом деле? И когда ты шутишь, а когда серьёзен? И когда «шутка превращается в горькую иронию»?
Мне не хочется пересказывать блестящие монологи Михаила , возможно, пианист сам решится выложить запись концерта на своём аккаунте и у всех будет возможность его услыхать. А может быть этого и не случится, и в который раз прозвучит: жаль, что вас не было с нами.
Программа была настолько составлена всеобъемлюще, разносторонне из фортепианных произведений разных периодов творчества Сати, что только диву даёшься: стахановец! Всё успевает! И вчитываться, и вдумываться в философию исполняемого композитора, и увлекательно рассказывать, и не менее талантливо исполнять!
А что же интерпретации, спросите вы?
Были и готические замки , своды, из изысканного звука на удивление прекрасно сохранившегося и настроенного старенького Бехштейна музея, подчинившегося воле и мастерству пианиста, были и до боли знакомые Гимнопедии, потянувшие за собой видеоряд французского кино.
А за Пьесы румынского фольклора- Гноссиенны-отдельное спасибо пианисту. У меня перехватило дыхание и ком встал в горле: Бессарабские знойные степи - моя Родина. Из каких глубин всплыл этот щемящий напев, построенный на повторяющемся увеличенном верхнем тетрахорде, словно расширенного дыхания для выражения восхождения к надежде, свету, миру. Вот такой зримый звуковой привет от Земли, на которую уже никогда не вернёшься, дорогого стоит! Спасибо музыканту!
И я не знаю, как относиться к саркастическому произведению - пересмешнику Шопеновского похоронного марша, возможно, это желанное избавление от страха перед самой смертью, с которой эта музыка неразрывно связана в сознании. Жутковатая средняя часть триптиха «Сушёные Эмбрионы».
Заканчивал концерт пианист собственным подношением - сочинением памяти французского композитора. Многослойный пласт выровненной по звучанию «Бондианы» без угловатых ритмов, медленно сползающий во всё более низкие и низкие регистры , и вся эта красота на открытой педали. С затихающей динамикой, но от этого не менее зловещая. И когда уже от звуков почти ничего не осталось , кроме утробного гудения суб и контроктав, Михаил применил свой уже коронный жест удержания звука рукой. Не понятно? Короче, чуть - чуть колдовал Маэстро! Браво! Уроки Сати не прошли бесследно.

Фрагмент записи концерта даётся с разрешения пианиста.

 
Последнее редактирование:
Как давно не слышали Михаила Турпанова...
это сегодняшний концерт Памяти профессора Н.А.Петрова

 
Последнее редактирование:

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Как давно не слышали Михаила Турпанова...
это сегодняшний концерт Памяти профессора Н.А.Петрова

Слушала его на вечере Глезаровой в феврале. прогресса не наблюдается, показалось, что не особо в форме.
 
С огромным удовольствием слушаю концерт памяти Учителя, и подписываюсь под каждым словом комментария Nepomuk Echo

« В наше время редко встретишь пианиста, о туше которого можно было бы говорить как о чём- то выдающемся, отличающем игру. У Михаила рояль поёт, голос его узнаваем: он не тонет в море современного пианизма, но ровно и ярко светит, возвышаясь над бушующим преходящим. Браво!»
 
Уфффф, какой насыщенный, плотный по музыкальному материалу концерт, хорошо, что можно сделать антракт и перевести дух.
«Первое отделение»
Бах- Петри Ария из «Охотничьей кантаты» BWV 208
Ф. Шуберт Три пьесы. D 946

Ария из «Охотничьей кантаты» Баха в исполнении Николая Петрова есть на юТубе, сам Профессор исполнял её как «бис», но Михаил начинает свой концерт с этого произведения и вносит в неё такую щемящую ноту, всё ещё не отпускающей горечи утраты, что невольно склоняешь голову перед такой преданностью Ученика памяти Учителя. Эта же Ария и задаёт тон и настроение концерта - светлую грусть. За Франца Шуберта - поздние три пьесы, - вообще отдельное спасибо, не знала этой музыки и была потрясена.

Какой же деликатный Шуберт... все страсти, весь огонь Пианист увел вниз, завуалировал, только намёки оставили. Не знала такого Франца... во второй пьесе он вообще по накалу страстей подходит к Шуману, почти тихое безумство, да... мастерски все исполнено, такое расслоение на кипение и внешнюю благопристойность. Здорово, Михаил!
 
Затянулся мой антракт на сутки. Переходим к Метнеру.
В фильме- концерте
Михаил Турпанов выступает сам перед исполнением как просветитель и хороший теоретик; говорит об истории появления стиля «Сказки», об особенностях исполнения, значении этих произведений в творческом наследии композитора. Слушатель вступает в исполнительский процесс вполне подготовленным. Что здесь добавишь? Что у Николая Карловича изданы были 40 сказок, объединённых в шесть циклов? Что диапазон сказок от миниатюры по форме до вполне сложного, развёрнутого? Что сам автор не вполне придерживался программного названия и уходил больше не в сюжет, а в чувства и переживания? Это вы и сами услышите, четыре произведения на ваш суд: Русская сказка опус 42,№1, три пьесы опус 31: импровизация (вариации), марш и сказка.
Меня больше поразил факт издания Метнером своих произведений для бытового музицирования. Это какой же уровень исполнительского искусства процветал в том же русском обществе, если вечерком при свете тёплой лампы любой обыватель мог подсесть к инструменту и с листа сыграть, порадовать своих домашних музыкальной новинкой... музыканты- пианисты, гордитесь, вы осколки и последние могикане некогда великой, но ушедшей уже в легенды нации - русский народ....
Как хочется услышать ваше мнение, как вам интерпретация музыканта?
По -моему, Михаил свободен и в своей стихии. Ему легко и радостно в мире Метнера, он создаёт свои образы и переплетения отдельных голосов, с их собственной динамикой, сталкивает их в конфликте и скрещивает по вертикали. Асафьев в таком случае говорил о полимелодике. Исполнение пианиста не лишено печати рафинированного вкуса, но он нигде не нарушает ваш мир чувств, а только даёт стимул к художественному воображению.
Остановлю в этот раз поток фантазии, дам слово другим....
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху