Так совпало: 17 мая - День рождения французского композитора Эрика Сати и самого пианиста Михаила Турпанова. Высоты и глубины первого были переплавлены Маэстро в сказочную пещеру с драгоценностями Али - Бабы и скатерть -самобранку,накрытую на любой вкус в честь праздника.
В который раз Михаил подтвердил свой высокий статус энциклопедически эрудированного и подготовленного к выступлению Артиста. Все самое интересное и ценное, что удалось найти в достаточно таинственной биографии Эрика Сати , было щедро преподано слушателям самого камерного и почти домашнего концерта в музее - квартире Мейерхольда. Как же Михаила там любят! Собирались гости на День рождения - почти все между собою знакомые, с шумными поздравлениями, подарками и гостинцами. Ну, просто дом Лариных перед балом.
Моя личная коллекция французских композиторов со времён Великой Шестерки сегодня пополнилась новым «открытием и приобретением». Как в доме с темными окнами - сегодня засветилось окно большого ерника, мистификатора, любителя розыгрышей и саркастических шуток, пастора, актера и магистра действительного действующего и полулегального ордена Розенкрейцеров - Эрика Сати.
Михаил как из рога изобилия сыпал фактами, теоретическими разборами исполняемой музыки и авторским текстом самого композитора. С юмористическим блеском начал программу:
- как говорил сам Сати: «музыканты - самые скромные из животных, но при этом гордятся этим больше всего, это они изобрели привычку портить словами музыку».
Самоирония и скепсис по отношению к самому себе , возможно, не самые блестящие характеристики и для любого человека, но они спасают от ударов судьбы, служат хорошей защитой от дальнейшего принижения и ширмой для любого любопытствующего взгляда: а какой ты на самом деле? И когда ты шутишь, а когда серьёзен? И когда «шутка превращается в горькую иронию»?
Мне не хочется пересказывать блестящие монологи Михаила , возможно, пианист сам решится выложить запись концерта на своём аккаунте и у всех будет возможность его услыхать. А может быть этого и не случится, и в который раз прозвучит: жаль, что вас не было с нами.
Программа была настолько составлена всеобъемлюще, разносторонне из фортепианных произведений разных периодов творчества Сати, что только диву даёшься: стахановец! Всё успевает! И вчитываться, и вдумываться в философию исполняемого композитора, и увлекательно рассказывать, и не менее талантливо исполнять!
А что же интерпретации, спросите вы?
Были и готические замки , своды, из изысканного звука на удивление прекрасно сохранившегося и настроенного старенького Бехштейна музея, подчинившегося воле и мастерству пианиста, были и до боли знакомые Гимнопедии, потянувшие за собой видеоряд французского кино.
А за Пьесы румынского фольклора- Гноссиенны-отдельное спасибо пианисту. У меня перехватило дыхание и ком встал в горле: Бессарабские знойные степи - моя Родина. Из каких глубин всплыл этот щемящий напев, построенный на повторяющемся увеличенном верхнем тетрахорде, словно расширенного дыхания для выражения восхождения к надежде, свету, миру. Вот такой зримый звуковой привет от Земли, на которую уже никогда не вернёшься, дорогого стоит! Спасибо музыканту!
И я не знаю, как относиться к саркастическому произведению - пересмешнику Шопеновского похоронного марша, возможно, это желанное избавление от страха перед самой смертью, с которой эта музыка неразрывно связана в сознании. Жутковатая средняя часть триптиха «Сушёные Эмбрионы».
Заканчивал концерт пианист собственным подношением - сочинением памяти французского композитора. Многослойный пласт выровненной по звучанию «Бондианы» без угловатых ритмов, медленно сползающий во всё более низкие и низкие регистры , и вся эта красота на открытой педали. С затихающей динамикой, но от этого не менее зловещая. И когда уже от звуков почти ничего не осталось , кроме утробного гудения суб и контроктав, Михаил применил свой уже коронный жест удержания звука рукой. Не понятно? Короче, чуть - чуть колдовал Маэстро! Браво! Уроки Сати не прошли бесследно.
Фрагмент записи концерта даётся с разрешения пианиста.