К Эдуарду записались 7 человек с солидными программами.
1 Горячева Ангелина 11 лет из Орехово-Зуево. Очень способная девочка, часто появляющаяся на мастер-классах.Она играла Прелюдию a-moll из Английской сюиты Баха и Чайковского "Польку для танцев" h-moll.Я не знаю, из какого опуса эта Полька.
По Прелюдии ничего значительного он не сказал.Там было все неплохо.А над Полькой поработал.
Вообще Эдуард, в основном со всеми, начинал работу с вопроса: о чем музыка? И у Ангелины спросил об этом Какая это музыка? .Ангелина начала проводить какие-то параллели с кем-то из 20-го века.Что-то умное, глубокое и сложное.Эдуард резко возразил: никаких параллелей.Скажи, что ты чувствуешь и думаешь здесь.И постепенно вывел Ангелину на свое ,естественное ее возрасту, понимание этой музыки.Он сел за рояль и поиграл эту Польку сам.Там такой кайф зазвучал, отголоски знойного танго, праздник, юмор.Мы даже удивились гению Чайковского.
Эдуард не сидел у второго рояля, а ходил, грациозно двигался, жестикулировал, эмоционально объяснял. Совершенно не так, как наши мэтры.Сгонял ученика, садился сам, показывал, играл.Все время было действие, не было статичности, размеренности и скуки.Задавал вопросы о музыке ученикам, остроумно шутил, ученики и мы смеялись.Иногда он затруднялся в нахождении какого-то слова по-русски, характерного для внутреннего состояния, он его заменял английским.Тут я понимала, что большинство его мастер-классов не для русских.
В этой Польке он поработал над штрихами, попросил не спешить, если есть изобилие разных штрихов.Ученица почувствовала атмосферу праздника в этой музыке.То, что и хотел Эдуард открыть в этой музыке.Праздник пусть продолжается, не спеши от него убегать, проживай каждую его секунду.Про отзвуки танго здесь он сказал -- а это про любовь.Показал повороты танца, артистичные переходы. Надо научиться играть временем.Самое главное в музыке -- это время.
2.Оля Иваненко 11 лет.Школа им.Калинникова. Рахманинов Элегия.
Девочка очень неплохо играла, технически справлялась, музыкально.Эдуард тоже отталкивался в своих замечаниях от образа.Прежде всего он развел партии обеих рук на расстояние.Про левую сказал. что в ней страдание и боль, а правая должна быть высоко в небе над левой.Сразу появился объём и масштаб.Работал над длинным дыханием фразы, мужским началом в лев.руке.Середину не играть формально.Открывать в ней НЕ СПЕША чудеса, красивые манящие места и каждую деталь.Настолько середина контрастна с драматичными крайними частями, тут же выстраивал форму.В кульминации середины перед переходом к 3-й части сказал о "жестокости кульминации".Там 4 одинаково сильных и жестких удара в басах, нельзя в каком-то из них дрогнуть.Тогда идет обнаженным в своей боли контрастом одинокий голос перехода к 3-й части. "Это крушение надежды и возврат в боль".-- так он сказал.Время здесь не торопится.