Lucas Debargue

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Рахлинские сезоны «Звездная пропасть» на пути к себе
07:00, 21.04.201815
https://realnoevremya.ru/articles/96679-rahlinskie-sezony-zvezdnaya-propast-na-puti-k-sebe

Вчера в ГБКЗ РТ им. С. Сайдашева завершился Международный фестиваль «Рахлинские сезоны», который проходит в Казани восьмой раз. Главная сенсация фестиваля — Люка Дебарг — выступил как раз в финальном концерте, лишние билеты на который спрашивали за квартал от концертного зала. Подробности в материале «Реального времени».
«ВЕТЕР ШУМИТ НАД ПОЛЬШЕЙ…»
Люка Дебарг, главная сенсация XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, попал в Казань, выкроив полтора дня из напряженного гастрольного тура, конечно же, стараниями маэстро Сладковского. Имя Дебарга последние 3 года на слуху не только у меломанов, и кажется, что мы все-все про него знаем.
Да, студент-гуманитарий (учился на литературном факультете Парижского университета). Да, русские корни (бабушка — из семьи эмигрантов первой волны). Да, по гамбургскому счету, музыкальное образование в некотором роде далеко от классического. Самородок, уникум, феномен. Четвертое место на конкурсе им. П.И. Чайковского и приз критиков. Любит и часто исполняет русскую музыку. Дает 60—70 концертов в год. И да, пока не услышишь Дебарга, ты о нем ничего не знаешь.
Он вышел вчера на сцену как будто немного смущаясь — высокий, худой, с пышными волосами, в стильных очках. Не похож на «звезду». Еще бы шарф — и типичный обитатель Латинского квартала или квартир-студий в районе Бульмиша. Здесь с такими молодыми людьми сталкиваешься на каждом шагу. Они умны, ироничны и иногда кажутся беззащитными. Но Дебарг за роялем — это не просто «такой молодой человек». Он то «вещь в себе», то изумляет кларизмом.

Люка Дебарг — главная сенсация XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Вчера он солировал в первом концерте для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена. Ему сейчас 27, и он почти ровесник композитора той поры, когда писалось это сочинение. Три части концерта — три картины воспоминаний и размышлений Шопена об утраченной Польше. Три части, которые были написаны приблизительно в то же время, когда в Польше было жестоко подавлено восстание и одной надеждой на свободу стало меньше. Каким-то чудесным образом все это уловили и пианист, и дирижер.
Пожалуй, главное достоинство Дебарга — в его феноменальной интуиции, когда он, словно медиум, переживает во время игры череду превращений и ведет партию так, словно кто-то диктует ему свыше. Когда добивается звука небесных хрустальных колокольчиков, характерных для Шопена. Или когда вдруг проживает ту глубоко спрятанную композитором ноту тоски — той тоски, которая свойственна только польским романтикам, чей романтизм замешан на любви к Родине.
«ШОПЕН СЕРЕБРИСТО-ЧЕРНЫЙ»
«Польша — это не страна, Польша — это край», — написал в одном из своих лучших произведений, новелле «Карнавал», еще один польский романтик, живший позже, в ХХ веке, — Станислав Дыгат. Первый концерт Шопена в трактовке Александра Сладковского об этом крае. Раздираемом противоречиями и более сильными соседями, задыхающемся от любви к Родине и от собственного гонора, с его «тремя пророками» — Словацким, Красиньским и Мицкевичем, с вечными поисками «алмаза в пепле». Все это подсознательно, провидчески есть в концерте у Шопена. Этот пласт просто надо было угадать, почувствовать, вытащить деликатно наружу. Маэстро это удалось.
Романтизм Сладковского во время исполнения концерта Шопена словно достиг апогея, за которым может быть лишь одно — та самая «звездная пропасть», «бездна пространства», столь любимая Адамом Мицкевичем и близким к нему художникам. Созерцательность первой части, переходящая в воспоминания об этом утраченном крае во второй части, с третьей энергичной частью, где слышны отзвуки народных мелодий.

Романтизм Сладковского во время исполнения концерта Шопена словно достиг апогея
И все вместе — как иллюстрация к строчкам неизвестного поэта: «Ветер шумит над Польшей — Шопен серебристо-черный». Эта «серебристо-черная» музыка не может быть веселой, в ней всегда будет заметен привкус слез. На секунду показалось, что слезы блеснули и на глазах маэстро, когда он повернулся в зал для поклона.
Удивительный получился дуэт двух романтиков, казалось, что пианист и дирижер понимают друг друга каким-то телепатическим образом, когда крайняя эмоциональность Сладковского оттенялась некоторой долей рассудительности, характерной для нового поколения, у Дебарга. Конечно, были и бисы — Люка Дебарг после исполнения концерта Шопена еще трижды выходил на сцену. В антракте к гримерной Дебарга выстроилась длинная очередь — публика проникла за кулисы и жаждала получить автограф пианиста.
К СИЯЮЩЕЙ ВЕРШИНЕ
Второе отделение финального концерта фестиваля — «Органная» симфония Сен-Санса, партию органа исполнила Евгения Кривицкая. Маэстро собран и сосредоточен. Он выходит на сцену и, словно желая произвести водораздел, внутренне отойти от исполнения Шопена, замирает на десяток секунд. И только после этого дает знак оркестру.
А дальше следует его монолог — страстный, исповедальный, вдохновенный. Две части «Органной» симфонии — это размышления человека, его борьба с самим собой, эти метания подчеркивает и игра оркестра, и мощная партия органа. И, как всегда, лирический герой симфонии — дирижер.

Второе отделение финального концерта фестиваля — «Органная» симфония Сен-Санса, партию органа исполнила Евгения Кривицкая. Фото vk.com/tatarstan_symphony
Человек, этот венец творения, он ищет свое внутренне «я», он ищет истину, он не всегда доволен собой — такова первая часть симфонии, где, кажется, больше рефлексии, чем действия. И — ликующая вторая часть, она словно победа над сомнениями, когда герой наконец-то находит тот единственный нужный ему путь к самосовершенствованию. Путь к истине и добру.
Тернистый путь, но то, что легко дается, никогда не бывает прочным.
Когда публика выходила из концертного зала, над Казанью сиял молодой месяц. Он плыл в этой открывшейся взору бездне, полной звезд — манящей и казавшейся нереально близкой. Иллюстрация к финальному концерту фестиваля, дарованная Всевышним.
На стене у А. Сладковского ВК прочитала информацию,что радио "Орфей" вели запись этого концерта из Казани. Понять бы, когда поставят у себя в расписании. Люблю Сладковского и стараюсь не пропускать его выступления в Мариинке,очень интересно услышать, как этот дирижер с его бесконечной музыкальностью и эмоциональностью трактует Шопена-1
 

Tatiana

Участник

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Только что послушала и неожиданно мне понравилось.
Не ждала от пианиста обаяния звукового, заставил слушать с удовольствием сиюминутным интонированием , ни одной интонации не пропустил, декламационное начало преобладает, нет слащавости, есть строгая сдерживаемая эмоция,хорошо. Темп конечно опасный,можно застрять, если не чувствовать фразу и длинную линию и не наполнять содержанием смысловым. Но есть и плюсы в этом спокойном течении музыки- Люка комфортно справился, ну почти справился с виртуозной фактурой, не бравурно, но деликатно практически portamento провел финал. Покорила вторая часть художественным многообразием и обилием штриховых находок. С трудом мне верится,что сам родил подобную интерпретацию, он так Шопена на последнем сольнике не мыслил (исключение доминорный ноктюрн), думаю имел место совместный с маэстро тандем, в любом случае - донёс общую идею и по праву сегодня большой молодец!
М. В. Плетневу БРАВО! Чуткий и с каждым новым пианистом разный
 

Наталия А.

Привилегированный участник
Privilege
Послушала с большим удовольствием Шопеновский концерт и Л. Дебарга с М.Плетневым.
Дебарг приятно удивил превосходным пластичным пианизмом,различными градациями piano, изысканной интонацией, тонкостью стиля.
Интересная агогическая находка в 3-й части, у Дебарга--- говорящий Шопен, очень искренний и непосредственный.
Высочайшее качество Российского Национального оркестра с Маэстро М.Плетневым, я думаю, это большое счастье -- играть под патронажем Михаила Васильевича вместе с его Оркестром.
Единство оркестра и рояля, взаимное влияние друг на друга создали целостную картину многогранности Шопена.
В оркестре Шопен пел, а у Дебарга разговаривал с нами.
 
Последнее редактирование:

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Браво, Люка Дебарг! Великолепное, редкое по степени благородства и изящества исполнение 1 Концерта Шопена. Эталонное попадание в стиль. Желаю всем пианистам играть с М Плетнёвым.
"Эталонное попадание в стиль "- спорное на мой взгляд суждение. Все-таки чуда туше и пластики технической вчера не обнаружила. Прикосновение и соответственно очарование дифференцированной тембральной красочностью должно быть на мой взгляд более тонким и чутким для эталона. Пластикой виртуозной не владеет пока Дебарг, и убедительного технического совершенства не показал. Акцент сделали на лучших качествах пианиста-умении интонировать,говорить разнообразно.
К эталону стилистическому из ровесников Дебарга все же ближе Трифонов (недавний диск с обоими концертами Шопена,записанный с Плетневым в Мюнхене) и конечно Сон Джин Чо с его бесконечной естественной музыкальностью,гуттаперчевыми пальцами,которые как-бы прорастают в клавишу и становятся нераздельным единым целым с инструментом
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
А все спорно, потому что индивидуально. Что такое « убедительного технического совершенства не показал « и « виртуозная пластика» - понять сложно. И «почти справился с виртуозной фактурой», и вовсе звучит смешно.
Убедить и справиться- школьные понятия, не соответствуют высокому уровню данного исполнителя.
С таким бережным и ясным прослушиванием всей фактуры, с такой мастерской педализацией, с такой ненавязчивой виртуозностью эти замечания не сочетаются.
А соревноваться с другими исполнителями, уверена Люка Дебарг и вовсе не планирует.)
О соревновании речи нет и не было,междустрочье в ходу?) в финале,да и в первой части были явные пианистические негибкие проявления пианизма, и интонирование в сложных пассажах оставляло желать лучшего. Темп соответственно выбирался исходя из технических возможностей на сегодняшний день. Можно это назвать "ненавязчивой виртуозностью"? Думаю с натяжкой. Мне понравилось по содержанию,интересно, но до ЭТАЛОННОГо стиля,как выше утверждалось, не дотягивает(имхо). Споры вообще ни к чему, у каждого из нас своё видение шопеновского стиля, и несовпадения мнений логичны

P. S. Дебарг на Шопена готовится?)
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Если о соревновании не шло речи, зачем ставить в пример других исполнителей? И зачем Дебаргу Конкурс Шопена?) Про технику не убедительно. Всем бы такую!
И про темпы очень смешно. Смотрю, школьные критерии оценок не дают покоя?) Перестройтесь! Концерт играли взрослые дяди. Мастера!
Речь шла об "эталонном стиле"(с), и на мой взгляд к нему близки те молодые современные пианисты,которых я перечислила. Это ни в коем разе не считается"поставить в пример". Чувствуете разницу?)
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Нет, не чувствую. Т е Вы считаете, что я всем советую играть, как Дебарг?))) Вы меня прямо веселите сегодня.
Я рада,что подняла настроение) хоть какой-то толк в этой уже изжившей себя дискуссии, где мы явно говорим о разных вещах. Некое параллельное движение мысли наблюдаю. Лично у меня нет разделения критериев оценки. Я просто слушаю и реагирую, Руководствуясь собственным пианистическим опытом и профессиональными знаниями
Лучше прокомментируете мой пост о книге Б. Маранц. Думаю здесь есть чтО обсудить педагогу-пианисту
 
Последнее редактирование:

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2018-04-24 14:11:00
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3795047.html

Шопен и Чайковский в КЗЧ: РНО, дир. Михаил Плетнев, сол. Люка Дебарг

"У Плетнева с Дебаргом, конечно, немало общего: тот и другой, с позволения сказать (хоть я и не признаю этого термина) "интроверты", оба индивидуальны настолько, что их личное человеческое и творческое своеобразие выламывается из привычных канонов и поведения, и исполнения; для Плетнева и для Дебарга исключительную важность имеет собственное ощущение, "чувствование" материала, "присутствие" себя в музыке, а не просто воспроизведение "текста" с максимальным внешним блеском, как раз "внешнее", "блескучее" совсем ни присуще, опять-таки, ни Плетневу, ни Дебаргу; оба играют чью угодно музыку как собственную; оба и сочиняют, и тут они сродни. А все же дебаргово самосозерцание (только что не самолюбование) бледной немочи - совсем не то же самое, что плетневская стойкость (а иногда и своеобразная "радость") перед лицом небытия; по сути это вещи противоположные, содержательно несовместимые, сколь бы технически слаженно не работали профессиональные музыканты..."

Можно соглашаться или нет с рассуждениями Славы Шадронова,но язык его хорош, формулировки точные, а логика мышления ясная и не лишенная эмоциональной личностной краски. 3 симфонию Чайковского надо послушать
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху