ЮНЧАН ЛИМ. ИНТЕРВЬЮ ИЗДАНИЮ "THE COUNTERPOINTS"
YUNCHAN LIM INTERVIEW TO THE COUNTERPOINTS
15 сентября 2022 года
Перевод Л. Плескачевского
«Мой друг Mara Katz порадовала меня в очередной раз, прислав ссылку на свежее интервью феноменального юноши Юнчана Лима -- победителя Международного конкурса пианистов Вана Клиберна 2022 года. Текст этого интервью показался мне настолько интересен и важен, что я взял на себя труд его (слегка авторизованного)
перевода.»
In the coming months, we will be featuring interviews with musicians of various backgrounds. If you are a musician and would like to be featured in our series, please contact us at thecounterpoints[@]gmail.com. A complete list of our interviews can be found here . Follow us on Twitter@elijahh
www.thecounterpoints.com
"Мало что можно сравнить с тем, что произошло в июне проходящего года в Форт-Уэрте, штат Техас. Любители музыки со всего мира с изумлением наблюдали, как 18-летний южнокорейский пианист устанавливал новые стандарты этого Конкурса, сначала исполнив все "Трансцендентные этюды" Листа, а затем до слёз тронув слушателей Концертом для фортепиано с оркестром ре минор Рахманинова (соч. 30). Ниже приводится стенограмма нашего обмена электронной почтой с феноменальным пианистом Юнчан Лимом в сентябре 2022 года.
EH: В каком возрасте вы поняли, что, возможно, ваша музыкальная одарённость немного необычна?
Лим: Я никогда не думал, что у меня есть музыкальный талант. Я начал играть на фортепиано в возрасте семи лет, и я просто человек, который настолько сильно любит музыку, что пытается создать музыку превосходную.
EH: Вы полагаете, что на Конкурсе Вана Клиберна Вы сыграли самым лучшим образом? Есть ли что-либо большее, что вы могли бы сделать, скажем, в Трансцендентных этюдах или в Третьем концерте Рахманинова?
Лим: Не думаю, что на Конкурсе Клиберна я был в своем лучшем состоянии. Я вышел на сцену, размышляя о бледно-голубой точке Карла Сагана (см.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Голубая_точка -- ЛП.), но я не смог не нервничать и не смог показать 100% самого себя. Я должен был бы создать больше (музыкальных) вселенных, и такая возможность была, но это получилось нелегко.
EH: Мир хотел бы узнать ваши мысли о Третьем концерте Рахманинова. Чья запись вдохновила вас играть так великолепно? Рахманинов - композитор, который говорит с вами на личном уровне?
Лим: Рахманинов похож на Баха. Все голоса у него поют свои прекрасные песни, они развиваются в сложных внутренних взаимоотношениях между собой с тем, чтобы вместе сотворить ударные музыкальные моменты. Это один из самых важных факторов в Рахманинове. Я редко слушал чьё-либо другое исполнение, помимо Горовица и Рахманинова. Я решил, что правильно слушать самые основные записи.
EH: С другой стороны, есть ли композиторы, в произведения которых вы не можете влюбиться, или музыкальный период, который вам просто не близок?
Лим: Мой учитель сказал: «Композитор не виноват, проблема всегда в исполнителе».
EH: Stephen Hough, Даниил Трифонов и Марк-Андре Амлен — вот некоторые из современных пианистов, которые сочиняют и исполняют собственную музыку. Вы тратите время на сочинение музыки? Нужно ли выдающемуся исполнителю сочинять?
Лим: Каждый пианист должен сочинять. Я изучал музыку (композицию) в школе в течение двух лет у Мин Чжэ Чжона, победителя конкурса королевы Елизаветы 2009 года в категории композиции. Он сказал мне, что пианист должен сочинять и играть свою собственную музыку. Если я могу это делать, я это делаю.
EH: После конкурса вы сказали миру: "Я решил, что проживу свою жизнь только ради музыки, и я решил, что отдам все ради музыки". Какое прекрасное настроение. Какие наиболее значимые музыкальные моменты — записи, живые выступления или собственное сочинение музыки — привели вас к этому решению?
Лим: Я думаю, что самые прекрасные моменты, в которые можно по-настоящему почувствовать музыку, — это когда музыкант репетирует в репетиционной комнате. Репетиционная комната артиста — это пространство, которое создает различные (музыкальные -- ЛП.) вселенные, и вы можете ощутить и разочарование, и радость от создания великой музыки через множество собственных попыток. Этот процесс существует не только у моего учителя, но и у таких пианистов, как Шнабель и Софроницкий.
EH: Один из самых известных вундеркиндов в Америке, Джордж Ли, сказал мне, что к 8 годам он тренировался по 3-5 часов в день; целых 6 часов к 9 годам; а к подростковому возрасту он работал по восемь часов, когда это было возможно. Сколько Вы практиковались в детстве? Вы трудолюбивый практик, или вас нужно подталкивать -- уроками, концертами, дедлайнами и т. д.?
Лим: Джордж Ли — один из музыкантов, которых я уважаю больше других, и я всегда им восхищался -- ведь он учится у моих учителей, Рассела Шермана и Ва Кён Бьён. Я занимался по 4-5 часов, когда был маленьким, но с 12 лет я тренировался по 8 часов, а теперь я занимаюсь этим весь день. Это может быть обусловлено и дополнительным давлением из-за предстоящего концерта. Такое давление действительно возникает -- с тем, чтобы не разочаровывать людей, которые платят деньги за концерт.
ЭГ: Люди ощутили дуновение свежести, некую необузданную свободу, с которой Вы приступаете к исполнению произведения. Вы рискуете, когда находитесь на сцене?
Лим: Я думаю, что каждый пианист может импровизировать. На самом деле Горовиц и Рахманинов восхищались Артом Татумом, а венгерский музыкант Лист тоже был мастером импровизации. Если ты просто каждый раз исполняешь то, что уже отрепетировал, это вызывает напряжение, и на сцене ты теряешь много возможностей.
EH: Каковы ваши отношения с публикой? Сталкиваетесь ли вы со страхом перед сценой или вы похожи на Артура Рубинштейна, которому была нужна аудитория?
Лим: Музыка рождена для общения. Я хочу поделиться своими идеями со зрителями и спросить их мнения, и это, наверное, одна из самых прекрасных вещей в мире.
EH: В настоящее время вы работаете с профессором Минсу Соном в Корейском национальном университете искусств. Каковы некоторые из самых полезных идей, которыми он поделился с вами? Останетесь ли вы с профессором Соном, планируете ли учиться вместе с другими у него и в будущем?
Лим: Я не могу рассказать вам о своих планах на будущее, потому что не знаю, умру ли я завтра или через семь дней. Музыкальные идеи моего учителя каждый раз удивляют меня, а Сон всегда предлагает новые идеи. Сон ценит интерпретации, понятные людям. Все идеи основаны на убедительных доказательствах, и мой учитель говорит, что важно вывести мелодии, которые живут глубоко в твоём сердце, в реальный мир, и не играть их так, как играют другие.
EH: Какие из пианистов — живых или мертвых — значат для вас больше всего?
Лим: Я думаю о многих художниках, но больше всего меня вдохновляют Станислав Нейгауз, Корто, Шнабель, Горовиц, Рахманинов, Юдина, Йозеф Левин и другие.
EH: Ответственность за верность партитуре лежит на исполнителе. Может ли великий исполнитель превзойти видение композитора? (Я здесь имею в виду таких, как Горовиц и Гульд).
Лим: На самом деле никто не знает, чего хотел композитор. Даже у самого композитора может быть что-то, что он хотел бы исправить, если бы он вернулся к жизни. Каждый музыкант должен уметь петь в заданной партитуре, но свою песню. Если посмотреть выступления Горовица, то он добавляет ноты, которых нет в партитуре, или "поет" совсем иной фразой, но это не имеет значения, -- многих артистов это убеждает.
EH: Каждый с чем-то борется – какой из этюдов Шопена или Листа дается вам труднее всего?
Лим: Я исполнял Этюды Шопена Op. 25, но не исполнял на сцене весь Op. 10. Но я чувствую, что исполнение каждого шопеновского этюда, которое должно представить новые персонажи и новую вселенную, весьма сложно.
EH: Ваша предстоящая программа в Калифорнии включает потрясающую сонату Листа «Данте». Вы сказали, что выучили книгу Данте почти от корки до корки. Сколько времени вам требуется, чтобы выучить и запомнить такое произведение, как Третий фортепианный концерт Рахманинова?
Лим: Впервые я исполнил сонату "Данте" в 2020 году и много раз читал великого Данте. Может быть, не сейчас, но в то время я помнил достаточно, чтобы произносить слова книги, не глядя в текст, и я думаю, что это действительно означало, что Данте я был вдохновлен. Это зависит от произведения, но в случае Рахманинова на заучивание каждой части ушло семь дней.
EH: Корейская поп-культура в последнее время превратилась в глобальный феномен. Вы сами слушаете поп-музыку? Вы гордитесь растущим международным успехом своей страны?
Лим: Я горжусь международным успехом корейской музыки, но в то же время я ничего подобного ещё не слушал.
EH: Есть люди, которые считают, что пианист из страны X не может по-настоящему понять культуру композитора из страны Y? Что вы думаете по этому поводу?
Лим: Только у самых глупых людей в мире может возникнуть такая идея. Замечательный пианист из Японии может на 100% понять Рахманинова, а такой же пианист из Индии может понять Бетховена. Потому что это -- музыка. Если сильно стараться, то в композиторе можно понять всё. Это -- вопрос личности, а не расы и национальности.
EH: Есть ли что-нибудь в текущем состоянии музыки – плохие программы, музыкальное невежество, звучание исполнителей, отсутствие вдохновения и т. д. – что вы бы хотели изменить?
Лим: Я чувствую, что мир меняется в сторону одномерности. Я думаю, что существует много людей, которые ругаются, когда появляется нечто новое, потому что они живут в одномерном мире, у них нет 12 измерений вдохновения. Художникам приходится каждый раз пробовать что-то новое и постоянно думать.
EH: Спасибо, что нашли время, Юн-чан. И всего Вам самого наилучшего.
Лим: Спасибо!"