16 июня 2018
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2018/6/16/3_2000
Сольный концерт Джорджа Ли на XXVI музыкальном фестивале «Звезды белых ночей»
Слежу за творчеством этого молодого американского пианиста,посещая регулярно его выступления в Мариинке. На КЧ’15 запомнился прежде всего невероятной виртуозностью, полным строгим контролем ситуации и позитивностью. Сравнивая прошлогоднее выступление со вчерашним,обнаружила качественные сдвиги. Ищет пианист в области звучания, формы. Однако стилистически вся программа была исполнена в «романтическом» ключе. И тут,как обычно, возникает вопрос «Тот Гайдн/Бетховен или нет?»
Соната Es-dur Й. Гайдна: блестящее техническое решение, выбор темпов,туше,характеристики образов главных тем,эмрционально и ярко(все читалось в исполнении и на лице в том числе) Агогика... вот тут-то и произошёл взрыв мозгов у меня,куда девать естественную пульсацию метра,годами воспитанную трехглавым драконом дмшучилищеконса? Каждая новая тема начиналась у Ли со сдвигом темпа и в репризах стабильно тоже,что сразу становилось понятным-именно так и задумал,как итог- картинка формы не сложилась у меня. Ли прекрасно тонко передавал ладовые интонационные изменения,ни одного похожего повтора,все за счёт многообразия туше, и зачем ему понадобилось ещё темпами «усугублять»? Я не говорю категорично,что так нельзя, можно, но ... не принято у профессионалов и ученикам не позволю таких вольностей,прекрасно понимая,что это будет не во благо
Бетховен «Лунная»...вот здесь мое категоричное «нет»: если с многообразием темпов на протяжении одной части я ещё примирила своё эго,то с таким количеством Шопеновского рубато в первой части мой вкус не справился. Финал в отличной феерической скорости был сыгран легкими кончиками пальцев pp в главной партии, с импрессионистской педалью в побочной и не носил характер тревожной бури,скорее легкого радостного волнения. Ли координально предстал иным музыкантом в этом Бетховене,нежели год назад с 32 вариациями. Можно назвать это новым прочтением, личностной интерпретацией, услышать очередное от ценителей «А тебе Бетховен что ли сказал,как надо,что ты тут критикуешь?» и тд...думаю,что каждый волен принимать или не принимать услышанные трактовки, мнение своё не навязываю,как единственно верное, просто передаю ощущения
С учениками обычно обсуждаю такие моменты,когда они не чувствуют стилистических расхождений в своих исполнениях и им кажется,что они ярко захватывающе исполнили классику,а послушав, бррр, какая «вкусовщина» звучит (этим многие «страдают», но с возрастом, опытом исполнительским,наращивая свой интеллект и при грамотном, тонком подходе педагогов, приходят к ясному пониманию- «как можно и должно»)
Вот столкнулась недавно с отрывком из мастер-класса известного педагога
https://vk.com/video-19213296_456239282 прекрасно понимаю о чем она и поддерживаю в отношении характеристики музыки Пётра Ильича, но не согласна с характеристикой «сентиментальщины»; на мой взгляд в исполнении Дебарга на КЧ’15сквозила подкупающая искренность выражения мысли и чувств,что Вальсу не навредило. Во всяком случае,имеет место быть такая трактовка и я бы не говорила ей категорично «нет», в отличие от ор.111 Бетховена например)))
Возвращаясь к Ли, второе отделение было прекрасно. Лист с блеском,филигранно ,с тончайшими нюансировками был представлен пианистом. Захватил и увлёк. Вот здесь прямое попадание в «а как композитор задумал»: видение-слышание -прочтение-исполнение, Браво!
Три биса Джордж огласил публике сам: Ноктюрн cis Шопена, прелюдия gis С. Рахманинова, Кампанелла Листа
18 июня на сцене Мариинки-2 Джордж Ли выступит с В. А. Гергиевым, в программе Ф. Мендельсон
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2018/6/18/3_1800