Юбилеи и памятные даты композиторов и исполнителей, поэтов и писателей, художников...

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
К 85-летию Дмитрия Башкирова

25.10.2016


Дмитрий Башкиров
1 ноября 2016 года исполняется 85 лет всемирно известному пианисту и выдающемуся педагогу Дмитрию Башкирову.

К этой дате телеканал «Россия К» покажет документальный фильм «Формула мастерства» (31 октября – 3 ноября, 18:45).

Дмитрий Башкиров – пианист очень редкого дарования: «вдумчивый», педантичный, самокритичный. Он выступал в лучших залах мира, его яркую, темпераментную игру невозможно было забыть, ему рукоплескала придирчивая публика в самых разных странах, после его концертов пресса буквально взрывалась восторженными рецензиями.

Но талант этого человека проявился не только в исполнительстве – он стал прекрасным педагогом, уважаемым и любимым своими преданными учениками, что удается далеко не всегда и не всем, даже самым крупным музыкантам.

Дмитрий Башкиров не ощущает своего возраста, до сих пор остается недовольным собой и продолжает стремиться к совершенству, а на просьбу близких «работать поменьше», справедливо отвечает:

«Когда я играю, я воспринимаю все вокруг так же, как 30 лет назад. Отнимите у меня это, и я сразу почувствую свой возраст».

О своей жизни, полной интересных встреч с известными и талантливыми людьми, о семье и любимой работе Дмитрий Александрович рассказывает в документальном фильме «Формула мастерства» (31 октября – 3 ноября, 18:45). В фильме использованы архивные записи Башкирова, фотографии, отзывы в прессе, а также фрагменты мастер-класса, который пианист провел в стенах Московской консерватории.

В первой серии Дмитрий Башкиров говорит о своем детстве и первых годах учебы, о жизни в довоенном Тбилиси и ранних музыкальных впечатлениях. С бесконечным уважением и трепетом пианист вспоминает своих родителей и особенно бабушку, которой он обязан тем, что музыка стала для него не просто профессией, а смыслом жизни:

«Она привила мне любовь к музыке, а не убила ее бесконечными упражнениями».

С большой благодарностью он отзывается о своем первом учителе – Анастасии Давыдовне Вирсаладзе, которая научила его относиться к роялю как к живому существу, чтобы тот ответил взаимностью.

Во второй серии фильма речь пойдет о консерваторских годах Башкирова, об учебе у Александра Борисовича Гольденвейзера, о жизни в Москве, а также о победе на одном из крупнейших музыкальных конкурсов – Международном конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже в 1955 году.

К всеобщему недовольству публики, болевшей за своего соотечественника, Башкиров получил Гран-при из рук самой Маргариты Лонг. Он вспоминает, как на следующий день после окончания конкурса во французской прессе появились гневные рецензии:

«Этим поступком Маргарита Лонг нанесла пощечину всей Франции».

Победа в конкурсе оказалась очень значимой в творческой судьбе музыканта: сразу после нее у пианиста началась активная концертная деятельность в стране и за рубежом.

Воспоминаниям о гастролях и творческих поездках, а также рассуждениям об отношениях музыканта и власти посвящена третья серия. Одним из первых больших заграничных выездов Башкирова стала поездка в составе официальной правительственной делегации в Бирму, Индию и Афганистан.

Советское посольство устраивало приемы каждый день. Пианист вспоминает, насколько разношерстной была их делегация: музыканты, акробаты, гимнасты. Дмитрий Башкиров рассказывает, как ему посчастливилось познакомиться со всемирно известным импресарио Солом Юроком, работавшим в свое время с Рахманиновым, Шаляпиным и другими легендарными музыкантами. Не каждому в жизни представляется такая возможность.
В 1961 году Сол Юрок организовал Башкирову большое турне по США и Канаде. 20 концертов прошли в крупнейших городах и студенческих центрах от Атлантики до Тихого океана, а также в знаменитом Карнеги-холле – мечте всех музыкантов мира, где он имел грандиозный успех.

На пике своей исполнительской деятельности пианист на 8 с половиной лет стал «невыездным» и посвятил себя исключительно педагогике. Возможно, именно в тот момент Башкиров и понял, как это важно для него, потому что он не перестает повторять:

«Педагогику – мою вторую ипостась – я люблю даже больше, чем свою игру, и всегда успехам моих ребят радуюсь больше, чем моим собственным».

В четвертой, заключительной серии фильма Дмитрий Александрович продолжает эту тему и рассказывает о своей преподавательской деятельности в Московской консерватории, а также в Высшей школе музыки имени королевы Софии в Мадриде, где он уже 25 лет руководит кафедрой фортепиано.

С гордостью он отзывается о своих учениках – Николае Демиденко и Аркадии Володосе, и особенно отмечает Дмитрия Алексеева, ставшего великолепным музыкантом и известным пианистом, но оставшегося таким же скромным и благородным человеком, преданным своему учителю.

Многие ученики считают Дмитрия Башкирова очень строгим, некоторые даже называют его «свирепым» профессором. Но он говорит, что таким и нужно быть, и если бы он к себе относился также требовательно, как к своим ученикам, то как исполнитель добился бы гораздо большего. Исходя из всех его профессиональных правил, принципов, требований и рекомендаций можно вывести формулу мастерства «по Башкирову»:

«Музыка – это отражение всего мироздания, а его познать невозможно, потому что абсолютное совершенство непостижимо. Но можно научиться понимать музыкальную речь, и моя главная задача – научить понимать ее и правильно выражать в звуках то, что задумал композитор. И выражать точно, потому что уровень исполнительства и интерпретации складывается из мелочей, а приблизительность – это самое ужасное, что может быть в музыке».
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Сегодня, 8 ноября, День рождение замечательного педагога и музыканта, Марии Владимировны Юзефович. Ей было бы 97 лет. (Подробнее - в этой же теме, на 2 стр.)



Это - исполнение её Педагога, Теодора Давидовича Гутмана. Любовь к музыке, к своему делу Мария Владимировна передавала всем своим ученикам всю свою жизнь, также, как и её Педагог...
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Теодор Давидович Гутман. Сегодня ему исполнилось бы 111 лет .
Подробнее в этой же теме на 2 странице.

Нашла ещё его записи...

Teodor Gutman playing Scriabin's Prelude and Nocturne for the left hand, op. 9. Gutman (1905-1995) studied with Jozef Turczynski and Heinrich Neuhaus. He placed eighth at the 1932 Chopin competition. Among his students are Vladimir Tropp, Vadim Monastirsky, Naum Grubert, N. IUZEFOVICH, M. IUZEFOVICH ...
I'm not sure in which year this was recorded.



 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху