F
flo
Guest
конкурс музыка
Торжественной церемонией награждения и концертом в Большом зале консерватории завершился XIII конкурс имени Чайковского. Имена лауреатов названы, речи произнесены; и все же результаты состязания вызывают вопросы у ЕКАТЕРИНЫ Ъ-БИРЮКОВОЙ и СЕРГЕЯ Ъ-ХОДНЕВА.
Церемонию открыл министр культуры Александр Соколов: "Конкурс прошел достойно, и мне кажется, что незабвенный Мстислав Леопольдович (Ростропович, памяти которого был посвящен конкурс.-- Ъ) был бы им доволен". С теми же благостными интонациями происходило все дальнейшее. Председатели всех четырех жюри огласили результаты, затем последовали награды от разнообразных попечителей. Появилась на сцене и Галина Вишневская: от ее имени лауреаты трех первых премий получили гранты в честь Мстислава Ростроповича. Пара "утешительных призов", к явной радости зала, перепала Андрею Коробейникову -- то, что пианист не был допущен в финал, вызвало толки довольно неприятного для жюри характера.
У пианистов первая премия не присуждена, и это можно оценить как непопулярный, но честный шаг жюри, оказавшегося перед чередой неудачных выступлений тех, кого оно же выбрало в финал. Единственным светлым пятнышком стал воспитанник Петербургской консерватории Мирослав Култышев, который трепетно и точно сыграл главную музыку этого соревнования Первый концерт Чайковского и получил второй приз. Не оправдал надежд ни питерец Александр Лубянцев (третья премия), ни немец Бенджамин Мозер (пятая). Московская школа, всегда поставлявшая стабильных крепких парней, на этот раз потерпела серьезное поражение -- и сидящие в жюри учителя тут были бессильны. Ученик Михаила Воскресенского Сергей Соболев разделил четвертое место с корейцем Донг Хек Лимом. А ученик Сергея Доренского Федор Амиров получил шестое, хотя и этого много, так как его профнепригодная игра тянула на самое большое недоразумение XIII конкурса Чайковского.
С ним соревнуется разве что Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Известно, что он умеет играть только под управлением своего шефа Владимира Федосеева, а тут за пульт встал (точнее, сел: у него была сломана нога) Эдуард Серов. На этом фоне и пианисты, которым аккомпанировал ГАСО под управлением Марка Горенштейна, и скрипачи, игравшие с НФОРом и Владимиром Понькиным, выглядели счастливцами. Виолончелистов, сражавшихся не столько с Вариациями Чайковского на тему рококо, сколько с БСО, было жаль.
Кульминацией этого сражения стал самый анекдотичный скандал конкурса: за два дня до финального выступления одного из участников выяснилось, что оркестр не в силах сыграть выбранную этим участником Концерт-симфонию Сергея Прокофьева. Ее спешно заменили на концерт Дворжака -- ситуация крайне неприличная для конкурса с таким именем. Страдальцем к тому же оказался ученик председателя жюри Натальи Шаховской Сергей Антонов, который в результате получил первое место. Вровень с ним шел Александр Бузлов, ученик другой нашей виолончельной гранд-дамы -- Наталии Гутман. Ему дали второе место. Оба виолончелиста очень достойные и, скорее всего, вот-вот выйдут в новые звезды. Так что тут все очень неплохо сложилось.
У скрипачей, в отличие от других номинаций, царит женский пол, точнее, трудолюбивые восточные женщины, которым не видно конкурентов. Первое место без каких-либо сомнений завоевала японка Маюко Камио, воспитанница знаменитого учителя (уже воспитавшего Вадима Репина и Максима Венгерова) и члена жюри Захара Брона, приехавшая на конкурс со скрипкой Страдивари и личным менеджером. Шеренгу уверенных дам дополняют Юки Мануэла Янке (третье место), представляющая Германию, кореянки Соенг Юн (четвертое) и Хен Су Шин (пятое) и китаянка Чжицзюн Ван (шестое). Единственным представителем мужского пола и России оказался ученик Эдуарда Грача Никита Борисоглебский, который своей второй премией не слишком меняет общую картину.
Среди женских голосов первое место досталось Альбине Шагимуратовой -- предсказуемо, но заслуженно: красивейшему, свежему и гибкому лирическому сопрано певицы немножко не хватает вышколенности, однако задатки не могут не впечатлять. Другая певица, ходившая в фаворитках с самого начала,-- грузинка Марика Гулордава -- получила третье место; второе и четвертое соответственно россиянки Олеся Петрова и Анна Викторова. У мужчин ситуация вышла чуть менее очевидной: на первом месте оказался украинский бас Александр Цымбалюк, обладатель голоса сильного, но зажатого. Казавшийся более перспективным отечественный бас Дмитрий Белосельский получил второе место. Третье досталось тенору Максиму Пастеру, формально представлявшему Украину, но выросшему в Большом театре. Четвертая премия отошла российскому баритону Петру Толстенко; соискатели из Азии (китаец Се Тянь и кореец Жон Хен Мун) получили лишь дипломы.
Что касается общей картины конкурса, которого ждали пять лет вместо четырех и который должен был восстановить былую славу своего имени, то удивляет количество организационных недочетов, начиная от внезапных капризов жюри (уже напечатанная в буклете программа подлежит изменению, уже принятый к соревнованию участник отвергается) до ленивой работы пресс-центра и вообще отсутствия внятного пиара. Конкурс впервые вышел в интернет, где частично велась его прямая трансляция. Но для телеаудитории он оказался потерянным. Остается только пожелать, чтобы для престижа конкурса -- результаты которого в очередной раз вызывают вопрос за вопросом -- это вышло наибольшей неприятностью.
Торжественной церемонией награждения и концертом в Большом зале консерватории завершился XIII конкурс имени Чайковского. Имена лауреатов названы, речи произнесены; и все же результаты состязания вызывают вопросы у ЕКАТЕРИНЫ Ъ-БИРЮКОВОЙ и СЕРГЕЯ Ъ-ХОДНЕВА.
Церемонию открыл министр культуры Александр Соколов: "Конкурс прошел достойно, и мне кажется, что незабвенный Мстислав Леопольдович (Ростропович, памяти которого был посвящен конкурс.-- Ъ) был бы им доволен". С теми же благостными интонациями происходило все дальнейшее. Председатели всех четырех жюри огласили результаты, затем последовали награды от разнообразных попечителей. Появилась на сцене и Галина Вишневская: от ее имени лауреаты трех первых премий получили гранты в честь Мстислава Ростроповича. Пара "утешительных призов", к явной радости зала, перепала Андрею Коробейникову -- то, что пианист не был допущен в финал, вызвало толки довольно неприятного для жюри характера.
У пианистов первая премия не присуждена, и это можно оценить как непопулярный, но честный шаг жюри, оказавшегося перед чередой неудачных выступлений тех, кого оно же выбрало в финал. Единственным светлым пятнышком стал воспитанник Петербургской консерватории Мирослав Култышев, который трепетно и точно сыграл главную музыку этого соревнования Первый концерт Чайковского и получил второй приз. Не оправдал надежд ни питерец Александр Лубянцев (третья премия), ни немец Бенджамин Мозер (пятая). Московская школа, всегда поставлявшая стабильных крепких парней, на этот раз потерпела серьезное поражение -- и сидящие в жюри учителя тут были бессильны. Ученик Михаила Воскресенского Сергей Соболев разделил четвертое место с корейцем Донг Хек Лимом. А ученик Сергея Доренского Федор Амиров получил шестое, хотя и этого много, так как его профнепригодная игра тянула на самое большое недоразумение XIII конкурса Чайковского.
С ним соревнуется разве что Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Известно, что он умеет играть только под управлением своего шефа Владимира Федосеева, а тут за пульт встал (точнее, сел: у него была сломана нога) Эдуард Серов. На этом фоне и пианисты, которым аккомпанировал ГАСО под управлением Марка Горенштейна, и скрипачи, игравшие с НФОРом и Владимиром Понькиным, выглядели счастливцами. Виолончелистов, сражавшихся не столько с Вариациями Чайковского на тему рококо, сколько с БСО, было жаль.
Кульминацией этого сражения стал самый анекдотичный скандал конкурса: за два дня до финального выступления одного из участников выяснилось, что оркестр не в силах сыграть выбранную этим участником Концерт-симфонию Сергея Прокофьева. Ее спешно заменили на концерт Дворжака -- ситуация крайне неприличная для конкурса с таким именем. Страдальцем к тому же оказался ученик председателя жюри Натальи Шаховской Сергей Антонов, который в результате получил первое место. Вровень с ним шел Александр Бузлов, ученик другой нашей виолончельной гранд-дамы -- Наталии Гутман. Ему дали второе место. Оба виолончелиста очень достойные и, скорее всего, вот-вот выйдут в новые звезды. Так что тут все очень неплохо сложилось.
У скрипачей, в отличие от других номинаций, царит женский пол, точнее, трудолюбивые восточные женщины, которым не видно конкурентов. Первое место без каких-либо сомнений завоевала японка Маюко Камио, воспитанница знаменитого учителя (уже воспитавшего Вадима Репина и Максима Венгерова) и члена жюри Захара Брона, приехавшая на конкурс со скрипкой Страдивари и личным менеджером. Шеренгу уверенных дам дополняют Юки Мануэла Янке (третье место), представляющая Германию, кореянки Соенг Юн (четвертое) и Хен Су Шин (пятое) и китаянка Чжицзюн Ван (шестое). Единственным представителем мужского пола и России оказался ученик Эдуарда Грача Никита Борисоглебский, который своей второй премией не слишком меняет общую картину.
Среди женских голосов первое место досталось Альбине Шагимуратовой -- предсказуемо, но заслуженно: красивейшему, свежему и гибкому лирическому сопрано певицы немножко не хватает вышколенности, однако задатки не могут не впечатлять. Другая певица, ходившая в фаворитках с самого начала,-- грузинка Марика Гулордава -- получила третье место; второе и четвертое соответственно россиянки Олеся Петрова и Анна Викторова. У мужчин ситуация вышла чуть менее очевидной: на первом месте оказался украинский бас Александр Цымбалюк, обладатель голоса сильного, но зажатого. Казавшийся более перспективным отечественный бас Дмитрий Белосельский получил второе место. Третье досталось тенору Максиму Пастеру, формально представлявшему Украину, но выросшему в Большом театре. Четвертая премия отошла российскому баритону Петру Толстенко; соискатели из Азии (китаец Се Тянь и кореец Жон Хен Мун) получили лишь дипломы.
Что касается общей картины конкурса, которого ждали пять лет вместо четырех и который должен был восстановить былую славу своего имени, то удивляет количество организационных недочетов, начиная от внезапных капризов жюри (уже напечатанная в буклете программа подлежит изменению, уже принятый к соревнованию участник отвергается) до ленивой работы пресс-центра и вообще отсутствия внятного пиара. Конкурс впервые вышел в интернет, где частично велась его прямая трансляция. Но для телеаудитории он оказался потерянным. Остается только пожелать, чтобы для престижа конкурса -- результаты которого в очередной раз вызывают вопрос за вопросом -- это вышло наибольшей неприятностью.