Игра без правил

Trist

Привилегированный участник
Privilege
https://rg.ru/2016/11/20/v-moskve-vystupil-pianist-konstantin-lifshic.html

В Москве выступил пианист Константин Лифшиц
Текст: Светлана Елина

Рецитал Константина Лифшица стал частью цикла фортепианных вечеров "Игра без правил", автором которого является Михаил Хохлов, заслуженный деятель искусств РФ, директор легендарной гнесинской школы-десятилетки, празднующей в этом году свое 70-летие.
Еще в 1995 году, во времена обучения в гнесинской десятилетке Константин Лифшиц был удостоен премии "Лучший молодой артист года", которую международное жюри в Гамбурге присудило за его первый диск, а выпущенная в 1996 году запись "Гольдберг-вариаций" Баха была номинирована на премию "Грэмми" и оценена музыкальным критиком The New York Times Э. Росштейном, как "самая сильная пианистическая интерпретация со времени исполнения Гульда". Сегодня у Константина Лифшица необъятный репертуар: монографические программы -"марафоны" Баха, Бетховена, Дебюсси, Шопена, Шостаковича. Он выступает в лучших концертных залах мира, сотрудничает с выдающимися дирижерами и музыкантами, является членом Лондонской Королевской академии музыки и профессором Люцернской консерватории (Швейцария). Но в Москве Лифшиц - нечастый гость, и каждый его концерт - особое событие в музыкальной московской жизни. Как заметил Михаил Хохлов: "Публике не нужны копии. Ей нужна индивидуальность, интерпретатор, оригинал, который на основе исторического музыкального текста расскажет свою собственную историю".
Свои "истории" Константин Лифшиц поведал в незаурядной концертной программе: музыка современников Шекспира - английских верджиналистов Уильяма Берда и Джона Булла и монументальные "Вариации и фуга не тему Гайдна" Йоганнеса Брамса.

Текст старинной музыки как ничто другое проявляет владение звуковыми красками и мастерство исполнителя в импровизации. Широчайший спектр нюансов и тембровых красок, филигранные украшения и трели в исполнении Лифшица, казалось, превратили незатейливые народные мотивы и "пейзажные" зарисовки пьес Берда в настоящие Висячие сады Семирамиды. А в редко звучащей с большой сцены пьесе Булла "Ut, re, mi, fa, sol, la” пианист с точностью инженера-конструктора выстроил арку музыкальной формы: восходящий и нисходящий бас с каждым новым шагом будто вскрывал новые пространства, где переплетение мелодических голосов создавало эффект звучания 3D. Верхние пределы forte пианист "брал" специфическим, почти вертикальным ударом пальцев по клавиатуре, отчего звук казался жестким, но именно в нем слышалась верджинальная природа музыки. Такая мощная, даже монументальная виртуозность, была неожиданна в исполнении старинной музыки, но от этого не потеряла убедительности.

Музыка в исполнении Лифшица - это, своего рода, звуковой театр, образы которого складываются из звуковых красок, времени, смысловой наполненности музыкальной интонации и артистизма. Один из самых ярких и технически сложных фортепианных циклов Брамса очевидно импонирует пианисту: настоящий калейдоскоп из 25 вариаций и монументальная стремительная фуга. Были у Лифшица и неожиданные звуковые находки: в четвертой вариации акцентированный удар октав на sforzando, которое пианист исполнил с оглушающей силой, "растушевывая" потом педалью звон обертонов. Слушателям предстал новый образ композитора: не сглаженный академическим прочтением нордический флегматик "старина Брамс" - но искусный художник со страстной и могучей душой.

 
Вчера состоялся очередной концерт проекта "Игра без правил" .
Солировал долгожданный Эдуард Кунц!
Артист признался, что немного волновался перед концертом, чего с ним давно уже не наблюдается ( волнения научился перебарывать). Почти час звучания: МАГИЯ, ЧАРОДЕЙСТВО И ВОЛШЕБСТВО!
Абсолютная тишина и жадное впитывание авторской интерпретации ТЕХ произведений, которые уже культурным кодом записаны у всех в подкорке. Однако, Эдуард Кунц рушил все стереотипы звучания и убеждал: ничего то вы не знаете об этих подистертых шедеврах. И убеждал настолько непререкаемо и зримо, раздвигая все мыслимые горизонты и извлекая незамеченные ранее красоты и сочетания, что вам оставалось только одно: согласиться и восхититься!
Мудро поступили после концерта те, кто тихо удалились, унося с собой образ совершившегося Чуда!
Желание разглядывать Жреца у жертвенного костра и жалкая попытка понять технологию его шаманства было наказано банальными вопросами зрителей и даже элементарным незнанием биографии Артиста ( откуда в Вашем творчестве Падеревский?)
В одном не соглашусь с Эдуардом Кунцем, когда он горестно упрекнул зрителей в незнании и незаинтересованности его жизнью, судьбой! У меня был один единственный вопрос, который я так и не задала: как Вам живётся там, КАК? Но для ответа не хватило бы вечера, да и вряд ли формат встречи предполагал исповедальную откровенность. Всё было сказано в Музыке и средствами Музыки! Поняла главное: раненая птица Артист, и скрытую боль от этой раны он несёт в себе и в своём творчестве.
И ещё радостная новость: в МАЕ 2017 в ММДМ рецитал! Следим за афишами!
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Вчера состоялся очередной концерт проекта "Игра без правил" .
Солировал долгожданный Эдуард Кунц!
Артист признался, что немного волновался перед концертом, чего с ним давно уже не наблюдается ( волнения научился перебарывать). Почти час звучания: МАГИЯ, ЧАРОДЕЙСТВО И ВОЛШЕБСТВО!
Абсолютная тишина и жадное впитывание авторской интерпретации ТЕХ произведений, которые уже культурным кодом записаны у всех в подкорке. Однако, Эдуард Кунц рушил все стереотипы звучания и убеждал: ничего то вы не знаете об этих подистертых шедеврах. И убеждал настолько непререкаемо и зримо, раздвигая все мыслимые горизонты и извлекая незамеченные ранее красоты и сочетания, что вам оставалось только одно: согласиться и восхититься!
Мудро поступили после концерта те, кто тихо удалились, унося с собой образ совершившегося Чуда!
Желание разглядывать Жреца у жертвенного костра и жалкая попытка понять технологию его шаманства было наказано банальными вопросами зрителей и даже элементарным незнанием биографии Артиста ( откуда в Вашем творчестве Падеревский?)
В одном не соглашусь с Эдуардом Кунцем, когда он горестно упрекнул зрителей в незнании и незаинтересованности его жизнью, судьбой! У меняпрослушивания был один единственный вопрос, который я так и не задала: как Вам живётся там, КАК? Но для ответа не хватило бы вечера, да и вряд ли формат встречи предполагал исповедальную откровенность. Всё было сказано в Музыке и средствами Музыки! Поняла главное: раненая птица Артист, и скрытую боль от этой раны он несёт в себе и в своём творчестве.
И ещё радостная новость: в МАЕ 2017 в ММДМ рецитал! Следим за афишами!
Огромное спасибо за такие тонкие и подробные высказывания... Возникло ощущение, что услышала музыку сквозь Ваши слова.
И спасибо за последние строки....очень близко по ощущениям....
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Вчера состоялся очередной концерт проекта "Игра без правил" .
Солировал долгожданный Эдуард Кунц!
Артист признался, что немного волновался перед концертом, чего с ним давно уже не наблюдается ( волнения научился перебарывать). Почти час звучания: МАГИЯ, ЧАРОДЕЙСТВО И ВОЛШЕБСТВО!
Абсолютная тишина и жадное впитывание авторской интерпретации ТЕХ произведений, которые уже культурным кодом записаны у всех в подкорке. Однако, Эдуард Кунц рушил все стереотипы звучания и убеждал: ничего то вы не знаете об этих подистертых шедеврах. И убеждал настолько непререкаемо и зримо, раздвигая все мыслимые горизонты и извлекая незамеченные ранее красоты и сочетания, что вам оставалось только одно: согласиться и восхититься!
Мудро поступили после концерта те, кто тихо удалились, унося с собой образ совершившегося Чуда!
Желание разглядывать Жреца у жертвенного костра и жалкая попытка понять технологию его шаманства было наказано банальными вопросами зрителей и даже элементарным незнанием биографии Артиста ( откуда в Вашем творчестве Падеревский?)
В одном не соглашусь с Эдуардом Кунцем, когда он горестно упрекнул зрителей в незнании и незаинтересованности его жизнью, судьбой! У меня был один единственный вопрос, который я так и не задала: как Вам живётся там, КАК? Но для ответа не хватило бы вечера, да и вряд ли формат встречи предполагал исповедальную откровенность. Всё было сказано в Музыке и средствами Музыки! Поняла главное: раненая птица Артист, и скрытую боль от этой раны он несёт в себе и в своём творчестве.
И ещё радостная новость: в МАЕ 2017 в ММДМ рецитал! Следим за афишами!
Наталия, огромное спасибо!
Переслушав те записи, которые Вы выложили с Эдуардом в теме Игра без правил, долго не могла прийти в себя. Давно не испытывала такого потрясения, это абсолютно честно, простите, что повторяюсь.... Когда-то, когда один из моих учеников разделял мои взгляды на музыку, было что-то похожее в звуке, какая-то необъяснимая мистика, не просто пианисимо, а что-то уже запредельное. Мало у кого это слышала, да и у многих это, к сожалению, пропало...а в игре Эдуарда всё вновь ожило. У меня было ощущение, что просто схожу с ума.
Трактовка Лунной сонаты привлекла своим волевым началом, и опять - скрытой болью внутри. Очень сильно.
На Лунном свете я действительно уплыла....не хотелось, чтобы это завершалось.... звуки буквально таяли в воздухе.... Знаете, у меня в такие минуты дыхание перехватывает, не понимаю, как можно сделать вдох дальше... Нежнейшие краски, и при всё при этом - как он держит форму! Ощущение, что он мелодически выстраивает эти длинные линии - затем они сами по себе (не без его внимания, конечно) живут, развиваются, и потом также уходят в тишину окружающего пространства....
А Шопен. Такого трагизма в ми минорной Прелюдии давно не слышала. Да и темп мало кто такой берёт. Не каждому по силам ТАК произнести. Это был монолог. Размышление. Со взлётом, который был не главной кульминацией, как это принято у пианистов, нет, кульминация была в конце - в "раздавленности" аккордов, которые припечатывают тебя к месту....
И какой свет, и та же боль в Посмертном Ноктюрне. До диез - 4 креста, 4 диеза. Как ни у кого, у Эдуарда слышна именно тональная краска, чем больше диезов, тем выше страдание.
А Баллада. Вот это был совсем неожиданный подарок. Из всех Баллад эту передумываю больше других. Сама пока не понимаю, почему. Много нового для себя открыла.... Завтра переслушаю опять, на свежую голову, а то опять не засну....

А запись - уникальная...и никакие шорохи не мешали. Спасибо....
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Послушала выступление Эдуарда Кунца 27 ноября
спорное впечатление от Бетховена. Очень пронзительный Ноктюрн Падеревского, замечательный Дебюсси, Шопен прелюдия 4 -обреченно, без надежды. Агогически мыслит непривычно, причём везде, моментами статика такая, но оправданно его "речью"
Думаю, что многие профессионалы назовут подобную игру отсебятиной, за вольное обращение с текстом, ритмом и временем, местами странные акценты, но кто ж знает, Как надо? Меня заставил слушать, вспомнился "Крик" Мунка, до жути, Баллада соль-минор сконцентрировала в себе весь Спектор переживаний личности, горько слушать и страшно, надломленная натура в каждой фразе, в доведённых до абсурда темпах, местами остервенелости звучания, здесь эпитет "нравится" "не нравится" не подходит!Наверное пора домой возвращаться...
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
http://vse.fm/station_60/on
«Игра без правил» в трансляции на радио «Орфей»

С 18 по 20 декабря в эфире радио «Орфей» прозвучит запись фортепианных вечеров «Игра без правил» с участием Андрея Коробейникова, Константина Лифшица и Эдуарда Кунца.
Автор идеи и ведущий – Михаил Хохлов

Программа «Концертный зал радио «Орфей», начало в 20:00.

18 декабря, 20.00 – концерт и беседа с Андреем Коробейниковым
19 декабря, 20.00 – концерт и беседа с Константином Лифшицем
20 декабря, 20.00 – концерт и беседа с Эдуардом Кунцем.
 

Tatiana

Участник
Сайт всероссийской музыкально-информационной газеты
www.gazetaigraem.ru


ВСТРЕЧИ
Соната, чего ты хочешь от меня?
Завершились концерты цикла «Игра без правил» в Органном зале МССМШ им. Гнесиных – Доме на Знаменке
После сольных концертов Андрея Коробейникова и Константина Лифшица свое искусство представили еще два оригинала, интерпретации которых отличаются своеобразием, не зависимым от стороннего мнения.

Эдуард Кунц. Эпатаж и отчаяние

Этот пианист родом из Омска, с тринадцати лет в Москве: окончил Гнесинскую школу по классу Михаила Хохлова, затем учился в консерватории у Андрея Диева. Но, получив на последних курсах стипендию, уехал в Великобританию – в Северный колледж музыки, где его педагогом стала Норма Фишер.

В 2011-м он стал заметным и даже колоритным украшением XIV Конкурса Чайковского, одним из его лидеров. Правда, мнения нашей весьма «наслушанной» публики тогда разошлись. Одни считали, что обаятельный лондонский пианист, щедрый за роялем на эффектные жесты, в самом деле явно метит в лауреаты. Другие ворчали, что он победил уже на тринадцати международных конкурсах – мол, куда еще и зачем. Третьих раздражало, что Кунц «выпендривается», а трактовки его местами вычурны, не отрицалась, однако, тонкая музыкальность артистичного красавца.

Те, кому игра Эдуарда импонировала, были чрезвычайно расстроены, что не услышат его в финале конкурса, а я тогда подумала, что жюри придиралось к каждой ноте, тем более что вряд ли двум его членам-британцам – победителям прошлых конкурсов Чайковского нужен под боком еще один «английский лауреат» (оба они, безусловно, признанные, образцовые мастера, но слаб человек: они ведь не забыли, что волна славы вознесла их на олимп именно после Конкурса Чайковского). И все же в итоге Эдуард Кунц кое-что приобрел: он стал артистом фирмы «Ямаха», представители которой зорко отслеживают таланты на каждом нашем конкурсе, а также солистом Московской государственной филармонии. Сейчас живет в Румынии (один из выигранных им конкурсов – имени Джордже Энеску в 2007 году), счастливо женат, воспитывает пятилетнюю дочку. Имеет приличный ангажемент.

Свой клавирабенд в Гнесинке он открыл «Лунной» сонатой. Но как! Начал первую часть нарочито громко, вскоре дойдя до трагического forte, где слышались то шаги Командора, то крики ужаса. Постепенно от этой задыхающейся боли ушел в тишину, в репризе опрокинув нескрываемое страдание в piano. И дальше, как под наркозом, играл лишь отражение, эхо, далекое воспоминание (так, в полусомнамбулическом состоянии, обычно начинают эту сонату). Третья часть в своем неудержимом страстном отчаянии, вплоть до остервенения, молила о жизни. Получилась соната непривычная, никакая не «салонно-лунная», а нечто сродни Похоронному маршу Шопена с примыкающим к нему «ветром над могилами» финала.

В формат «Игры без правил» Кунц сразу вписался; спасибо ему – некоторые сочинения действительно явно нуждаются в очистке от рутины. По крайней мере, в таком виде они дают свежий повод для разговора о них. Последовали логично врачующий «Лунный свет» Дебюсси и неожиданно изящные «штучки» Падеревского (Менуэт и прелестный Ноктюрн си-бемоль минор, соч. 16).

Однако вся вторая половина концерта, посвященная Шопену, подтвердила, что ощущение от «Лунной» не подвело. Прелюдия № 4 ми минор была полна скорби (И. Бэлза когда-то даже отмечал ее «заунывность»); за ней – ноктюрн, обычно называемый посмертным, окрашенный в тот же «невеселый», что и «Лунная», до-диез минор, и сразу вслед – Вальс № 7 и еще один, ми-минорный (№ 15): какой-то предсмертный вопль, почти сердечные конвульсии. Черту подвела энциклопедия шопеновской боли – Первая баллада.

Бисов не было. Пианист, кажется, и сам себя вогнал в сумрачное состояние духа – в традиционной беседе с залом выглядел скорее измученным, чем общительным. «Конечно, на конкурсе невозможно позволить себе такую свободу, – признавался он, выдавая секреты опытного бойца. – На конкурсах не надо особо раздражать пожилых членов жюри. Но настоящее искусство ни в какую систему не вписывается».

И все-таки решить для себя, была ли его крайне напряженная часовая программа рассчитана на чисто внешний эффект или концепция все-таки глубже той, что вышла на поверхность, я так и не смогла.

Люка Дебарг. Полет ласточки и пиротехника

Завершил роскошный гнесинский цикл столь любимый столичной публикой француз, с огромным успехом отыгравший перед тем сольную программу в Большом зале консерватории. В несравненно более скромном зале Гнесинской школы прозвучал ее костяк: Соната № 14 ля минор Франца Шуберта и Вторая соната ля мажор Кароля Шимановского. На бис – Анданте шубертовской Сонаты № 13 ля мажор. (Если учесть, что в БЗК на бис Люка Дебарг играл еще две сонаты Скарлатти в ля мажоре, то можно считать, что московские гастроли целиком прошли в тоне ля!)

Что до слышанных мною двух сонат Шуберта, то, на мой взгляд, Дебарг колоссально на них вырос и будет учиться еще и еще, до бесконечности, потому что его эмоциональный и интеллектуальный потенциал очень велик. Но и сейчас он ни на миг не оставил нас один на один с голыми, бездумными нотами, его голова постоянно включена, а его собственный мир необычайно щедр и распахнут для любого. (Не думаю, что для артиста это безопасно и что он будет таким всегда. Сценический опыт, конечно, возьмет свое.)

Соната Шимановского, которую довелось слушать два дня подряд, сразила с первых же звуков. Прежде я слышала ее только раз – в 1982-м, в год 100-летия со дня рождения Шимановского, в исполнении Рихтера (он играл ее еще в 50-е годы – наверняка с подачи своего педагога Генриха Нейгауза, которому Шимановский приходился троюродным братом). Но я помню это только теоретически, потому что гораздо большее впечатление произвели тогда «Песни безумного муэдзина» (с Галиной Писаренко).

Точно так, как это было с Сонатой фа минор Метнера на последнем Конкурсе Чайковского, Дебаргу удалось сразу войти в стихию сложносочиненного состава. Сказать, что он «берет быка за рога» – значило бы ничего не сказать. Будто наведя антенны и поймав где-то высоко ультразвук модерна, мощным, очень плотным, густым потоком, в котором негде продыхнуть, Дебарг, сам того не зная, страстно ваял памятник польской культуре. Музыка Шимановского чрезвычайно своеобразна, в ней есть отзвуки и Скрябина, и, конечно, Шопена, и порывы к свободе, и оплакивание польского мученичества, и призрачность странного, тихо-звенящего счастья, какой ее умели живописать в начале ХХ века. Интересно, образно-точно говорил про Вторую сонату Шимановского Рихтер режиссеру Юрию Борисову: «Вторая соната – очень пиротехническая! То темно, хоть в глаза выстрели, а то искры… искры изо рта». Словно из пасти сказочного Вавельского дракона из гордого королевского города Кракова!

Исполнение Шимановского в Москве Люкой Дебаргом я считаю историческим. И чутье у него уникальное: ведь и Рихтер (а книги Борисова Дебарг читать не мог), рассуждая о Шимановском, тут же вспоминает сонаты Шуберта! Гордится, что заставил всех слушать полузабытого Шуберта, хотя сначала все «изображали рези в желудке». И надеется, что так же получится и с Шимановским. Потому что был очень расстроен, что в Париже на его Шимановского не пришли.

И даже забавно, что, говоря Борисову о Сонате Шуберта ля минор, он на другой странице рассуждает о ее финале: «Полет птицы. Скорее всего, ласточки. А неподалеку от собора Сен-Жермен один и тот же бедняк ждет милостыни. Я ему всегда подаю (…). В этом вижу контраст и несовершенство природы: ее богатство и ее нищета». И еще из записей Борисова: однажды, открыв ноты этой шубертовской сонаты, Рихтер спросил самого себя: «Соната, чего ты хочешь от меня?..» В этом вопросе – весь пиетет музыканта к автору. Этим же качеством счастливо обладает и Дебарг.

В Гнесинке Люку одарили таким количеством букетов, что ему пришлось уходить со сцены, по-мальчишески распахнув дверь за кулисы ногой. После антракта весь зал остался слушать, что же он расскажет о музыке и о себе. Вот кое-что из наиболее интересного.

- Ноты Сонаты Шимановского я купил в магазине в тот же день, что и Метнера. Я искал для своего репертуара что-нибудь, чего нет в интернете. Пришел домой, попробовал сыграть и понял, что это невозможно. Единственным способом исполнить Шимановского было сначала выучить ноты наизусть. И я сказал себе, что я ее выучу!

- Эта соната близка мне всем. Там есть очень странные переходы, несовершенные, но это делает музыку очень живой. Мне нравится, когда сначала ты ничего не понимаешь, а потом постепенно начинает вырисовываться музыка. Это меня завораживает.

- Не всегда приятно общаться с композиторами. Нет, я не имею в виду ныне живущих. Но те, кто давно ушел, для меня живы. И я провожу с ними много времени.

- У меня не получается, чтобы я пришел домой и сразу прыгнул бы за рояль. Чтобы начать играть, мне прежде всего необходима тишина. Тишина между звуками – это для меня тоже музыка.

- Мой способ сосредоточиться перед концертом – найти для себя определенную точку. И всё направить точно к ней.

- Я композитор, и мне хочется, чтобы мои сочинения издавали. Но пока никто не издает. Не знаю, стоит ли тогда писать.

- Я не самоучка. Одному все это не под силу. Меня всегда сопровождали по жизни внимательные квалифицированные люди. Существует огромная часть работы, которую невозможно свернуть в одиночестве.

- Благодаря своему педагогу Рене Шерешевской я открыл, что игра на фортепиано – это наука. А интерпретация – это не просто проигрывание нот в зависимости от того, что ты сейчас чувствуешь.

- Если правила склоняют к их нарушению, я ими пренебрегаю. Руководствуюсь музыкальной необходимостью. Для меня традиций в исполнении не существует. На первом месте – музыка, а не традиция. Ведь исполнитель – это комментатор исполняемого именно здесь и сейчас. Единственное, что свято уважается, – это ноты.

- Я больше не намерен участвовать в конкурсах. Я хотел сыграть в Большом зале Московской консерватории – и я там играю.

Послеконцертные беседы с участниками абонемента «Игра без правил» очень живо вел директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов. На последней встрече заинтриговал: дальше в Гнесинке последует другой цикл, какого тоже еще никогда и нигде не было. Что тут скажешь! Остается только восхититься, как музыкальная школа усилиями множества людей, спасавших ее от возможного выселения, засияла на карте Москвы значимым очагом культуры.

На фото М. Хохлов и Л. Дебарг

Зимянина Наталья
2017-01-31

http://gazetaigraem.ru/a6201701
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
В этой теме мы обсуждали игру Эдуарда Кунца, поэтому рекламирую здесь
В программе произведения Рахманинова и Энеску
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

Последние сообщения

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху