Н Зимянина о концерте Ю Фаворина 02.02.2016
"За Юрием Фавориным нельзя не следить. Вся наша унылая череда пианистов с одним и тем же репертуаром, со среднестатистической игрой, с уверенностью в своем «таланте» (хотя это всего лишь так называемся стабильность, более всего угодная продюсерам) сократила мои походы на пианистические концерты до минимума, достаточного, чтобы только не выпасть из темы.
Юрин концерт возник внезапно – видимо, вечер, что ли, освободился в БЗК у консерватории. Ожидаемо и печально и было отсутствие обычных толп у входа. С другой стороны, во втором отделении амфитеатр слился вниз, и получился полный партер, нормально, возникло ощущение хорошего зала.
Это первый сольный концерт Фаворина в БЗК. В программе (уникальной) один Лист. Я бы несуразную Сонату (целиком 1-е отделение) не играла вообще. Мне кажется, она Юре не подходит совершенно. Впрочем, я ее, заигранную, заклишированную, терпеть не могу, отлежалась бы она где-нибудь на задворках. Некоторые микропаузы казались мне слишком длинными; Юра к тому же в первую минуту-две мазанул раза четыре, а позже еще и в басу в бурном фрагменте. Что-то игралось впроборс (разные полоскания – а что с них взять?), и, хоть октавы впечатляли, я уже готова была постыдно бежать во тьму и слякоть домой. Но я просто помню, что такое Юра и на какие чудеса он способен. Насчет Сонаты думаю, что составлялась цельная программа, и ничего не оставалось, как ее вставить. Ну, и профессор Воскресенский, наверное, посоветовал, хотя Юре, по-моему, она не слишком интересна.
После антракта, в котором, как я заметила, публика особо ничего не обсуждала, а я так и вовсе бегала от знакомых, села в последний ряд партера.
И начались чудеса. Скерцо и Марш, никогда не слыханные, Марш технически какой-то адский совершенно, и все игралось так, будто пианисту это ничего не стоит (как на фото). В этом Юра похож на Бориса Березовского, который, кстати, присутствовал. Грубо говоря, я даже плохо представляю, как такие вещи можно просто выучить. Потом была какая-то незнакомка-Элегия «Die Zelle in Nonnenwerth» - в программках теперь не удосуживаются переводить на русский («Монастырь в Нонненверте»), 4-я(!) версия (это для вас, снобы!). Передохнув на «Монастыре», Фаворин без паузы и аплодисментов взялся за переложение оркестровых листовских «Прелюдов» (транскрипция К.Клаузера) и доконал их в благополучном полнозвучии. И снова: нравится же ему учить такое, невероятное! Зал орал, поэтому бис был… не передать, что это был за бис. Парафараз на тему «Пуритан», никто это не играет, да это и невозможно, это нечеловеческое, это неописуемо (отмечу, впрочем, всюду аккуратную педаль, что важно при таком немыслимом количестве стремительных ноток). Орали еще больше, поэтому Юра добавил не слишком трудную обработку Листа песни Шопена «Желание», как букет в зал кинул врассыпную.
Очень довольна концертом, прояснившим мне Юрину натуру: феноменальный виртуоз без допустимого превышения звучности (в наше время, к сожалению, приходится это добавлять); не склонен к лирике, но при этом очень музыкален как-то по-своему, окрашивает сочинение не отдельными нотами, не фразами, а страницами))); с собственной не определимой словом энергетикой, что позволяет ему играть невозможное. Так, на последних «Ликах пианизма» в Мариинке (в декабре) он играл Концерт Шёнберга. Давно ли вы его слышали и слышали ли вообще? Вадим Белов, Елена Билибина, Наталия Сурнина, а вы что скажете? Не ругайте меня за Сонату, просто давно живу, устала от нее))))"