Фортепианный дуэт «Aventure Piano Duo» : Ада Горбунова Виталий Гаврук

И чародейство, и волшебство!!!
Концерт фортепианного дуэта " AVENTURE PIANO DUO"

Я завидую сегодня сама себе и рада за всех слушателей , кто пришёл в Малый зал на концерт Ады Горбуновой и Виталия Гаврука. Цикл - проект Консерватории "Французские сезоны в Москве" передал эстафету молодому фортепианному дуэту. Для меня это уже третий концерт Ады и Виталия и я только восхищаюсь, как они стремительно забирают в плен моё сердце.
Вот первый и главный вывод : французскую музыку импрессионистов , последних романтиков и "Шестёрки" нужно , ПРОСТО НЕОБХОДИМО слушать живьем в акустических условиях. Запись- это уже не "гобелен наизнанку", это реминисценция о небесном полёте и подводном плавании, это рассказ другого о красотах моря на Багамах.
Если бы писал Игорь Беров, а он и пианист и знаток обертонов и красоты краски звучания инструмента, он бы согласился. Можно постичь прелесть живописи импрессионистов, разглядывая только альбомы? Без Пушкинского, без живых выставок? Короче, не мечтайте выцарапать из выложенных записей всю небесную красоту звука, в которой сегодня купались слушатели концерта.
Занимаясь всю жизнь музыкой, только сегодня раскрыла для себя , благодаря молодым исполнителям - Аде и Виталию,- как с чистого листа Форе, Пуленка, Оннегера, Равеля.
Программа концерта была выстроена на крещендо и по нарастающей по сложности исполнения и накалу страстей.
Нежный Габриэль Форе в сюите Долли звучал заманивающе и ознакомительно: вот такой у нас звук изысканный, чуть рафинированный, легчайшее прикосновение, Мир детства - Колыбельная для далёкой девочки Долли, её игры с котёнком, Китти- вальс, сад Долли, танец Падеспань... вроде, всё такое незатейливое, но с такими ритмическими перебивками, с такими уже вкраплениями виртуозных кунштюков, что понимаешь, а девочка - то вырастет непростая и вдохнуть жизнь в эту "непростоту"- уже ох! Какая задачка для пианистов. Ада с Виталием с улыбкой перекидывают друг другу взгляды: творим! Созидаем! Сад радостей земных под названием Детство!
Всё прозрачно, легко, дыхание в унисон и игра такая же радостная.
Франсис Пуленк- Соната для двух фортепиано опус 156 - совершенно новая работа артистов. Можно сказать- премьера. Исполнялась четырехчастная Соната наизусть (!)
Это позднее сочинение композитора, пережившего две мировые войны, оккупацию, крушение и возрождение надежд. Будучи по своей природе солнечным и по- французски лёгким, обаятельным человеком, Пуленк подвёл итог и высказал всё своё отношение к божьему миру в этом произведении. Пролог- Эпилог- крайние части с контрастными средними роднят это произведение с греческой трагедией. Начало - "кластовым" колокольным набатом - дань любви к Рахманинову. Вот уже с этого исполняемого пианистами произведения , охватываешь всю мощь двойного потока звука со сцены: двойного интеллекта, удвоенной силы души. Музыка почти видимым потоком, валом охватывает слушателей. ( Мурашки от необычности звучания) .
А человеческая драма разворачивается на ваших глазах. Повествовательные интонации сменяются декламационными, гневными. Виртуозные пассажи как молнии носятся от инструмента к инструменту. От рафинированности звука ничего не осталось. Мощь патетики аккордов достигает оркестровых красок. Соната обрывается как бы подкошенная. Уфффф! Это всего лишь возможность перевести дух.
Светлый Оннегер с "Летней пасторалью" заставил вспомнить Екатерину из Грозы Островского с её офигительным вопросом на засыпку: отчего люди не летают? Летают, Катенька, и на дельтапланах, и во сне. Вся летняя пастораль- это объёмный, стереозвучания полёт бесшумный в пурпурном небе или заплыв Ихтиандра в красивейшем океане, выбирайте, кому что? Эту фантастику родили звуки дуэта. Была ещё изюминка с тональным сдвигом и распадом звука на какие- то немыслимые вибрирующие красоты, но это уже для гурманов.
Выстраивая драматургию концерта, пианисты лишь дали передышку своим слушателям перед финальной мистерий.
Финальное произведение оказалось не так мною ожидаемая "Гробница Куперена" Равеля, а Сюита 2 из балета "Дафнис и Хлоя". В Куперене , галантно пропустив Аду вперёд в соло, Виталий взял на себя не менее виртуозную вторую партию. Ни одна краска одинаковых фраз в Прелюдии не повторяла друг друга, создавая переливчатость света на морской поверхности. Пианисты из звука ткали цвет! Фантастическое зрелище!
Но главный сюрприз ещё ожидал впереди. Опережая хронологию событий:
Уже переслушивая 3,4 раз Запись Сюиты 2 из "Дафниса и Хлои", спрашивала себя: что ж это было? Наверное, Мистерия, массовое присутствие на сеансе Чародейства и Волшебства. И ведь балет смотрела- слушала, не помню я в нем такого " Общего танца", захватывающего как шаманское действо, как круговерть урагана, как полет Валькирии, но не тот, что несёт разрушения, а заставляет отпустить хотяб мысленно душу в полёт!
"Дафнис и Хлоя" - это бесконечный танец- томление двух влюблённых. Так Ада с Виталием его и начинают: игрой красок звуков, цвета, созвучий, бисерных пассажей, взлетающих и обрушивающихся зримо! А на самом деле - это заманивающая золотая сеть Общего танца. Вы идёте по звучащей искрящейся дорожке. Без опасения и страха. Фактура звука уполтняется, ритм переходит в остинатный, череда повторяющихся в бешеном темпе пассажей уже почти гипнотическая....
Взрыв зала на овации и крики "браво!" усилием воли прервал творимое действо.
Благодарные зрители несли цветы, бис Вальс возвращал всех в реальный мир.
И снова хочется сказать дуэту: ребята, какие же вы классные! И как хорошо, что полёт продолжается и набирает высоту!
Концерт, без сомнения, большое культурное событие в нашем музыкальном мире. Передо мною сидели немцы, на Мистерии один выхватил телефон и начал судорожно записывать. Он понял, что упускает что- то историческое. Как потом словами рассказать, что ты слышал?
Да, вот как вам рассказывать?
 
Последнее редактирование:
Как жаль, что из-за простуды пропускаю сегодня концерт в музее Прокофьева Ады Горбуновой и Виталия Гаврука. Будут исполняться произведения, которые ещё не слышала...
перед концертом в Малом зале Консерватории ,16 сентября , разговорилась с молоденькой девушкой- студенткой, она филолог, приезжая, и впервые пришла на концерт в Консерваторию. Чуть- чуть волновалась, а я смотрела на неё и тихо восхищалась про себя:
- дитё милое!
не в модный суши- бар, не в клуб ночной, а к Вечному и Нетленному.
И так спокойно стало за неё...

- IMG_6370.PNG
 

Вложения

Это был вечер- откровение; наверное, его нужно было заслужить вниманием к Венгерской Культуре, сочувствием к биографии Белы Бартока, интересом к современнику Лигети, встрече с творчеством фортепианного Дуэта "Aventure piano duo" Ады Горбуновой и Виталия Гаврука да и просто любовью к Музыке, чтобы приоткрылась красота и радость сопричастности. И было вознаграждение за совместный труд : творения Артистов и восприятия благодарных слушателей- открытие новой грани красоты, откровения, "бесконечного томления", как бы выспренно сказал Гофман. И не хотелось никуда уходить, и пускай все цветы украшают этот Мир, эта музыка стала понятна, необходима как часть жизни.
Самая яркая и запоминающаяся часть вечера - Соната Белы Бартока для двух фортепиано и ударных. Такого драйва, потока молодой энергии и хорошего завода на позитив давно не испытывала: Соната сложная, с элементами атональности, линейного контрапункта партии двух фортепиано и разнообразных ударных: литавров(4), Большого барабана, малого, гонга, тарелок, металлофона ( хотя я приняла его звучание за ксилофон) треугольника и колокольчиков. Композитора так "заносило" при сочинении, что он прописал партии двум перкуссионистам, квартет музыкантов должен не просто чувствовать игру друг друга, а дышать в унисон, иначе партитура рассыплется, рояль сам по себе ударный инструмент, но оркестровость звучания при ударе гудящего гонга, литавров он заменить не может. Короче, это было пиршество звукового диапазона и разнообразия, какое- то первобытное действо- Мистерия, и отдать пальму первенства кому- то одному из четверки- немыслимо! Пианисты давали основу красоты- фундамент Гармонии и мелодическую канву, ударные выстраивали вертикаль грозовых всполохов и кнута для несущегося коня. Я не коснулась даже драматургии произведения: о чём была эта музыка? Наверное, о нас с вами, о жизни, о её скоротечности, о её сложности. Пока остановлюсь. И СПАСИБО И БРАВО! Большим музыкантам - профессионалам. Без них этого открытия бы не состоялось!
 
У дуэта с красивым французским названием «AVENTURE Piano Duo” - Ады Горбуновой и Виталия Гаврука - премьера! “Под небом Парижа».
Программа новая, выстраданная через все невзгоды и перипетии нашего непростого времени: от сердца к сердцу.
Да и у артистов уже сложившийся круг почитателей и верных слушателей. И в который раз осенью, когда иные подводят итог плодотворного летнего безделья, мы, те самые - верные, идём на званое пиршество в гости к тончайшим знатокам французской музыки: Клода Дебюсси с триптихом «Ноктюрны», Мориса Равеля с циклом «Благородные и сентиментальные вальсы», Ан Рейнальдо - вальсами «Развязанная лента», а ещё «Каприччио» Франсиско Пуленка и, можно сказать - на бис, - парафразом музыки к к/ф «Артист» Людвига Бурса.
Возможно, игривое название «Под небом Парижа» и задало доминантный стиль вечера: вальсы, во всем блеске и спорности. Но адресно это можно отнести только к салонным вальсам Рейнальдо. Пересмотревши фильмов из жизни «бывших и благородных», перегрузив свой пролетарский мозг атмосферными кадрами великосветских приемов, с удивлением поняла: Рейнальдо, я вас знаю и помню, вы всегда «идёте» фоном к летящим шлейфам, фракам и шампанскому. К неспешным разговорам в салонах и тревожным взглядам дам... но нет, пианисты делают рывок из шаблонов восприятия и уводят цикл в драматический рассказ о двойных агентах Моэма, спутавших планы охотниц за бриллиантами...
- что? Спросит недоверчивый читатель, вот прямо такие страсти?
-Ну да, названия подсказали: открытая клетка... грозовой вечер... единственная любовь...
На сцене двое, он и она, и они ведут диалог, это же театр двух актеров, включайте воображение.
- Хорошо, это середина программы, а что вначале, и чем закончился спектакль?
Думаю, завязка в ноктюрнах Дебюсси. Это такой оркестровый шлягер, что даже страшно за героев, их всего двое, и два рояля, а изобразить нужно весь оркестр, всё бездонное счастье неба, облаков, моря, доверия и чистоты начала... Ада, божественная Ада с её неуловимым сходством с Идой Рубинштейн, да разве может она оставить героя спектакля невозмутимым и равнодушным? Пианисты разыгрывают свои партии в прямом смысле по нотам, уже без переглядок, на уровне шестого чувства. Сыгранность фантастическая, и в который раз поражаюсь их динамическим волнам страстей и кульминаций. Вот только сейчас был штиль и все переливалось смешенными красками прищуренных глаз. Но тут же все затаилось в преддверии восторженного взрыва , ох уж это начало отношений...
-А дальше?
-Думаю, страсть к путешествиям отвлекла «их» от разборок, в смысле, главных героев... там, череда городов, отелей, выступлений, концертов, смотрите название спектакля: Aventure. Знаете, сколько переводов?
...... и была дальше в программе музыка Равеля. Такая преемственность в изысканном колорите, если по сюжету действа - неповторимость повседневности. Может же такое быть? Красота самой жизни.
-А конфликт в чем? В смысле, сюжет что двигало?
- Да вот та самая бесовщинка в характере. Которая, выбирая между хорошим и ещё лучшим в итоге все крушит и рушит. Похоже, по сюжету там не лента развязалась, там били посуду и делились упреками... вы только на жизнь артистов это не проецируйте, пожалуйста, мы же говорим о театральном действе.
Вот не ожидала от Пуленка такой бестиарий. Фортепианное Каприччио - второго акта концерта пианистов- виртуознейший диалог с характерным рисунком взлетающих, опадающих пассажей, кинематографическим проходом легендарного Чаплина, но не в прямом цитировании, а опосредованном, диссонансные финальные аккорды - неуступчивость героев, и все с юмором, гримасой, и все такое яркое, открытое, как портовый южный городок...
Окончание спектакля - музыка из к/ф «Артист» - с открытым финалом. Как? Да как в реальной жизни: продолжение следует...
И это самый лучший вариант сегодняшней реалии. Ада, Виталий, Ждём продолжения! Вы - классные!
 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху