Как- то она, конечно, рождается, складывается и вырисовывается в законченную форму- ежегодная новая «отчётная» программа пианиста. Чему- то есть явная предтеча, ( танец Феи Драже из «Щелкунчика»), о чём - то он проговаривается в многочисленных интервью и бисах ( Глинка, Григ, Шопен), от явно «нелюбимых» композиторов пока дистанцируется и держится на расстоянии ( Скрябин), кто- то «внедряется» в стройную конструкцию стойкой привязанностью пианиста к русской классике, консервативным требованием публики и данью традициям. Но есть и совершенно непредсказуемые фавориты - Николай Яковлевич Мясковский.
( интересно: Дмитрий исполняет сонату Мясковского, которую композитор написал в том же возрасте, в котором сейчас пианист; такой тандем через столетие, рукопожатие и вглядывание через призму времени - «пойми меня»! )
Не буду навязывать свои предположения, кто из исполняемых композиторов - любимые, кто авторитетно рекомендованные, а кто и просто коммерческие. Дмитрий много раз высказывался на эту тему: программа составляется по - разному, но чаще по наитию и своему вкусу. Мы вторгаемся в святая - святых музыканта: замысел ( вспомните последнюю жесткую отповедь Плетнёва молодой журналистке и поостерегитесь повторять её «подвиг»).
Остановиться хотелось бы на Второй Сонате Мясковского и её ............. звучании в концерте, в том самом таинственном первом отделении.
Сначала два вопроса: много ли вы слышите Мясковского на международных конкурсах в программах конкурсантов? Так ли популярен композитор в мировой музыкальной практике?
Лично у меня творчество Николая Яковлевича Мясковского вызывает такую глубочайшую симпатию и уважение, что я как по минному полю - - десять раз подумаю, прежде чем высказать своё суждение о его наследии. Для Московской Консерватории - это Идол, Жрец, Вершина, неубиваемый и неиссякаемый учебный материал для обучения студентов, кладезь для раскопок ещё неисследованного смысла и зашифрованного послания следующему поколению, для уверенной защиты диссертаций, кандидатских и курсовых... все симфонии композитора любовно исполнены и записаны для вечности маститыми дирижерами, наследие востребовано, вызывает восторги у профессионалов и меломанов, и при всём при этом - напрочь отстранено от мейнстрим- популярного мирового музыкального течения.
Лучшие из лучших пианистов нашего времени глотают архивную пыль, ищут незаслуженно забытых композиторов для «только своего пути» в музыкальном мире, способных порадовать слушателей и сыскать им славу первооткрывателей и новаторов...
все эти «нераскрывшиеся бутоны со скрытым потенциалом, незаслуженно засыпанные в альпийских горах на горнолыжных склонах, унесённые испанкой в расцвете сил, сбитые на взлёте шальными пулями первой мировой» - - все находят своего благодарного исполнителя и слушателя....
Николай Мясковский грустно покрывается пылью времени...
с четырежды лауреатом сталинской премии, народным артистом и автором 27 симфоний кто- то незримый успешно сводит счёты сквозь паутину прошедших десятилетий...
Испугало это Дмитрия Маслеева? Да он, похоже, со студенческих времён сдачи зачёта по творчеству композитора, даже не заморачивался таким вопросом. А ведь Николенька Мясковский увлекался мистикой и космогонией, внёс свой посильный вклад в летопись Серебряного века русского искусства, конкурировал с молодым Прокофьевым и экспериментировал со звуком. Душевно экспериментировал, со всем порывом и безудержностью молодой души, жадной ко всему новому и дерзкому. Когда каждый мнит себя равным Творцу и приобщенным к тайнам мироздания... благодатный музыкальный материал, уникальный в своём звучании ( позднее Мясковский будет более «уравновешенным» что ли в своих высказываниях, короче - «Обыкновенная история»- остепенится). Бери! Присваивай! Вникай! Выдавай свою версию!
.........................................................
... и Музыка зазвучала... в кромешной темноте уже объединившегося для восприятия зала, затаившегося в творимом действии в единый организм многоголового и разновекторного любопытства, синхронного тихого дыхания и напряженного ожидания: что ж это будет?
............................................................
........какое же чудо этот ранний Николенька Мясковский.... как ко двору пришлись все уроки Р- Корсакова, двух конкурирующих между собою школ - питерской и московской, ночные бдения с символистами и футуристами, поздний Чайковский и ранний Прокофьев; всё переплавилось в творческом котле вдумчивого офицера, всему нашлось место в широкой душе. Где вдохновением, где холодным разумом и математическим расчётом, где усилием воли и интуицией- шедевр фортепианного искусства был создан...
............................................................
«Что же за всем этим будет? — А будет январь.
— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.» (с)
.........................
И были всполохи чужих страданий и протуберанцы чужого гнева, вдумчивый полифонический диалог в фуге и успокоительные отповеди Посвящённого: всё перемелется.... не ты первый... и было присвоение этих страстей залом и просвещение - «не вы последние»....
Сдаётся мне, Мясковский теперь - визитная карта молодого музыканта, его находка и открытие, его выстраданный шедевр и .... шаг на своём пути, о котором так мечтают все музыканты.