Денис Мацуев
11 ч ·
https://www.facebook.com/matsuevd/posts/906438539472608?__mref=message
Я очень рад тому, что с лёгкой руки журналиста ИТАР-ТАСС моё интервью вызвало и в России и далеко за её пределами столь жаркую общественную дискуссию. Ибо обсуждение – первый шаг к реальному решению поднятой мной проблемы.
Буквально через месяц в Москве начнётся Первый международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, куда съедутся удивительные самородки со всего мира и в том числе из России. Потому интерес к новостям с ним связанным естественен и непростительно было бы не воспользоваться возможностью начать разговор о музыкальном образовании. Если мы говорим об обучении пианистов, состояние музыкальных инструментов является залогом будущих успехов этих ребят в исполнительском искусстве. В первую очередь я имею в виду инструменты в региональных музыкальных школах.
Мы обсуждали эту проблему не раз с Валерием Гергиевым, пытаясь найти оптимальное решение, и, конечно, невозможно было не озвучить идею восстановить хотя бы одну фабрику по производству пианино в России. Для Москвы вопрос о хороших инструментах в музыкальных школах не стоит так остро - здесь есть огромное количество школ, где в классах стоят Steinway и Yamaha. Но в регионах инструменты в таких же простых музыкальных школах – в, мягко говоря, не лучшем состоянии. Это не голословное утверждение, я, как вы прекрасно знаете, много путешествую по России, и в музыкальные школы меня часто приглашают в качестве гостя. Наша программа ««Новые имена» - регионам России» каждый год в разных регионах находит огромное количество талантливых ребят, которые занимаются на откровенно плохих инструментах, то есть учатся не «благодаря», а скорее «вопреки».
Да, сам я занимался на пианино «Тюмень» в своё время, и его качество не помешало мне выиграть Конкурс Чайковского, да, когда японцы приезжали снимать обо мне фильм, они ужаснулись, увидев, на каком инструменте я занимался тогда. Можно, конечно, утешаться мыслью, что «талант себе дорогу всегда пробьёт». Но кто сказал, что так должно быть? И кто сказал, что не нужно ничего менять к лучшему?
Как вы видите, проблема собственно не в отсутствии собственной фабрики по производству пианино. Она в том, как исправить ситуацию с плохими инструментами в региональных музыкальных школах, чтобы дать ребятам возможность расти профессионально без лишних сложностей.
Но раз уж дискуссия развернулась именно вокруг идеи с фабрикой, позвольте мне последовательно изложить своё видение, чтобы избежать в будущем превратного толкования и недопонимания.
В течение этого дня у меня появилась уникальная возможность посоветоваться со многими представителями фирмы Yamaha, с которыми мы дружим на протяжении 25 лет, относительно состоянии рынка, цен на инструменты, количества фабрик пианино в Советском Союзе, уровня тех инструментов и целесообразности восстановления этого производства.
Роялей высочайшего уровня в Советском Союзе никогда не делали. Только пианино. На сегодняшний день ни одной действующей фабрики пианино не осталось. Следовательно, начинать нужно будет с нуля. Что это значит? Дереву для деки нужно будет сушиться не один год прежде, чем можно будет сделать первое пианино на этой новой фабрике. То есть собственно производство начнётся не раньше, чем через несколько лет. Следовательно, только в том случае, если мы говорим об очень отдалённом будущем, можно рассуждать всерьёз об этом проекте.
Во-вторых, встаёт вопрос о том, остались ли в России специалисты, которые способны организовать работу в этом направлении? Учитывая паузу в несколько десятков лет, вряд ли можно будет быстро набрать или переобучить достаточное количество квалифицированного персонала за короткий срок. Можно, конечно, рассмотреть вариант сотрудничества с известными компаниями – производителями музыкальных инструментов, но как показывает исторический опыт производства «Москвы» на основе Steinway и «Красного Октября» на основе Becker - он тоже не гарантирует успеха.
Отсутствуют и другие профессионалы – настройщики. И это тоже очень важный аспект проблемы. У Yamaha есть потрясающая фабрика в Хамамацу, при которой существует академия для настройщиков. И они с радостью готовы поделиться своим мастерством с молодыми российскими настройщиками. Это один из вполне реальных шагов по улучшению ситуации в целом, который можно сделать уже сегодня.
В-третьих, будут ли эти пианино дешевле и при этом лучше тех, что уже есть на рынке (самое простое пианино у Yamaha стоит сегодня 250 000 рублей), а самая простая клавинола, которую можно использовать для общего развития ребёнка в плане музыки в семье, - 80 000 руб.
Китайцы и корейцы, к примеру, делают свои пианино, но не самого лучшего качества. Японцам – да, удалось создать даже несколько компаний (Yamaha, Kawai), рояли и пианино которых замечательного качества и уровня.
Подводя итог сказанному, можно заключить, что восстановление российской фабрики пианино возможно, но лишь в долгосрочной перспективе. Это не значит, что эту тему стоит перестать обсуждать. Однако, на данный конкретный момент можно предложить более рациональное решение проблемы плохих инструментов в региональных музыкальных школах. Нужно реально смотреть на вещи и искать варианты на ближайшую перспективу, потому что уже сейчас поколение растёт потрясающее, я об этом много раз говорил. Надо дать возможность сейчас детям заниматься на приличных инструментах.
Вы наверняка помните о «рояльном движении», инициированном мной несколько лет назад, в рамках которого я убеждаю губернаторов регионов приобретать самые лучшие концертные рояли для залов филармоний. Эта проблема, к счастью, постепенно решается: для областей России уже закуплено более 52 инструментов самого высокого класса.
По аналогии с этим проектом выход я вижу в том, чтобы параллельно с рояльным инициировать «пианинное движение» по стране: просить помощи в закупке инструментов для музыкальных школ и у государства, и у частных меценатов, которые в принципе способны, на мой взгляд, заполнить насколько это возможно новыми пианино (в том числе Yamaha) музыкальные школы за относительно небольшие деньги. Я понимаю, что пианино никогда дёшево не стоило. Я прекрасно помню, как бабушка подарила мне пианино Petroff за 1600 рублей, огромные по тем временам (80-е годы прошлого века) деньги. Это не дешёвое удовольствие. Но вложение того стоит. От него напрямую зависят результаты ребят, их победы на международных конкурсах, профессиональные перспективы.
Спасибо всем, кто принял горячее участие в этой стихийно возникшей дискуссии и ещё бОльшее спасибо тем, кто включится в реальное решение этой проблемы в меру своих сил и возможностей.