А не нужны ли профессиональные судьи?

A

Anonymous

Guest
Значительная доля разговоров о конкурсе (в том числе здесь на форуме) посвящена всяческим безобразиям: сильных участников не пускают в финал, чтобы они не составляли там конкуренции относительно слабым, но более блатным, доля учеников членов жюри растет тур от тура и т. д. Думаю, что действенным способом преодолеть эти безобразия было бы внедрение системы профессионального судейства, как, например, у спортсменов-фигуристов. В каждой музыкально развитой стране можно найти нескольких профессионально разбирающихся в музыке людей, готовых посвятить себя целиком судейству международных конкурсов. Международное жюри, собранное таким образом, должно было бы выставлять оценки сразу (и за технику, и за музыкальность). Разницы в судействе между разными конкурсами было бы меньше, договориться с судьями было бы труднее, а подкуп их подпадал бы под действие уголовных кодексов, а не только злой молвы. Конечно, совсем справиться с субъективностью, с предвзятостью судей не удастся: искусство по природе своей не демократично, а элитарно, но все-таки, думаю, речь тогда шла бы скорее о чуть неверном распределении мест, а не о ситуациях, когда вдруг оказывается, что призовые места и присуждать-то некому. Надо наконец констатировать: музыкальные конкурсы давно превратились в спорт, и относиться к ним надо соответственно.
Было бы интересно услышать мнение участников форума об этих моих соображениях. Надеюсь, они навеяны не только жарой.
 

boris

Overlord
Команда форума
Администратор
Team #tch15
Privilege
Мысль неплохая. Во всяком случае, на данный момент. Только одно меня смущает. Меня это смущает и при текущей ситуации, но если думать в том направлении, которое предлагаете Вы, меня это начинает смущать еще больше. И еще. Потому что профессиональное судейство (а судьи у нас будут, само собой, как в американском суде: пожизненные и с огромной зарплатой, плюс службу собственной безопасности заведем, что еще пуще от взяток отвадить...) - это прекрасно. Но какое все это имеет отношение к музыке? Какое конкурс вообще может иметь отношение к музыке, строго говоря, да? Кто круче - Рихтер или Рубинштейн? Вам - один, мне - другой, но как их можно сравнить, по каким таким критериям однозначным?
Так что мысль моя не нова, но, по-моему, справедлива. На каком-то этапе конкурсы были нужны. Но сейчас они полностью изжили себя. Сейчас они не имеют никакого смысла. Потому что на концерте, чтобы он вышел удачным, тебе нужны одни качества, а на конкурсе, чтобы стать первым - абсолютно другие. Потому что в идеале жюри, присуждая первую и даже вторую премию, берет на себя смелость заявить: сим мы, нижеподписавшиеся, свидетельствуем, что отныне на любой концерт этих людей (список лауреатов) вы можете идти, не сомневаясь в том, что это будет. Вам будет интересно это слушать. Клянемся. (подписи). Что бывает с клятвопреступниками, понятно.
Но на деле то, что ты получил первую премию на Елизавете или на ARD, или на Чайковском, совершенно не гарантирует, что ты блестящий музыкант. Это гарантирует лишь то, что ты в хороших отношениях с нужными людьми. Вполне может быть, что ты при этом и новый Стерн, но вот это уже без гарантий.
К чему я это все. К тому, что судей-профессионалов завести можно. Но только все равно соревнование противно самой идее искусства. Прошу, конечно, прощения за высокий штиль, но просто не знаю, как сказать иначе. Конкурс не имеет никакого отношения к твоим музыкантским качествам. Это вранье, что талант сам пробьется. Никогда он в современном мире не пробьется. Пробьется только серость. А тот, кто выделяется хоть чем-то - раздражает, всем сразу хочется его придушить или во всяком случае запрятать куда-нибудь, что не высовывался и не портил нормальным людям настроение.
Понятно, что конкурсы нужны и импрессарио, и рояльным конторам, и черт его еще знает кому, но кого это, вообще-то волнует? Деньги можно заработать разными способами, а вот показывать пальцем и называть черное белым, что мы на многих конкурсах сегодня видим сплошь и рядом - вот это точно нехорошо.
Так что, мне кажется, не об усовершенствовании конкурсной системы стоит подумать, а о том, как бы эти конкурсы вообще вернуть поскорее и придумать какую-нибудь другую развлекалочку уже. Потому что пора. Потому что конкурсы себя изжили. Увы и ах.
 
A

Anonymous

Guest
Браво, Борис! Лучше не скажешь. Хотя это один из тех случаев, когда голос разума и совести мало что может изменить. В свое время подобные мысли высказывали Жак Тибо, Давид Ойстрах и др. И что? Да ничего. Гигантская индустрия конкурсов только набирает обороты.
Конкурсанты и педагоги - лишь видимая часть айсберга. Пока в это дело вовлечены большие миллионы (звукозаписывающих, страховых, рекламных компаний, концертных залов, банков, фондов и пр.и пр.), все останется как есть. Точнее, будет только усугубляться - со всеми присущими времени чертами - нарастающей коррупцией, брутальностью, потерей остатков нравственных ориентиров. Не думаю, что даже такие фигуры, как Спиваков (для которого совесть, как видно, не пустой звук), могут изменить что-либо по существу. Проблема не столько в том, что состязательность плоха (скрипичные дуэли существовали во все времена), сколько в том, что такова наша "стадия развития цивилизации" - здесь нет НИЧЕГО, что не было бы не завязано на деньги.
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху