A
Anonymous
Guest
Решил прослушать все исполнения 3-го тура.
Интересно.
Романтизм как большой исполнительский стиль умер, но романтические произведения играют все, кому не лень ))
Как играют ?
Сегодня, когда уже ХХ век с его жёсткими музыкальными конструкциями позади, романтическую музыку следует играть со столь же тонким ощущением стиля, как и классику. А что мы слышим ?
Романтиков XIX века играют столь же жёстко, как и музыку ХХ века, а классику XVIII века ... романтизируют )) Ну последнее нам не в новинку: романтические транскрипции классических произведений уже который век в ходу, однако почему же саму-то романтическую музыку сегодня не ощущают исполнители ?
По-видимому изменились ощущения музыкантов - романтическое мировоззрение им вполне чуждо, а должная теоретическая подготовка запаздывает.
Вот парадокс: романтическое искусство, когда-то понятное без слов, говорящее "от сердца к сердцу", сегодня нуждается в разъяснениях ))) А этих разъяснений нет, педагоги бессильны передать ученикам то, что они сами чувствуют, но объяснить не могут. В самом деле, если кто-то вдруг разучится смотреть, есть или дышать, то как же ему объяснить такие очевидные вещи ???
У современных музыкантов чувства романтизма нет, а мудрое понимание (а с ним и "искусство представления") пока ещё не пришло на место интуиции, которая подсказывает совсем не то, что нужно.
Например, Михаил Плетнёв, выученик романтика - сам ведь совсем не романтик, а насколько стилистически достоверно у него звучат пьесы и концерты Чайковского, Рахманинова !!! Вот что такое настоящее знание, которое помогает ему умом постигнуть то, что он уже не в силах почувствовать.
Сегодня, как никогда, музыкантам нужна не интуиция, а учёность, техника, знания, ум (так и хочется продолжить - честь и совесть ))) ).
Святослав Рихтер гениально играл Скрябина, а сам не был романтиком. Как же у него это получалось ??? Дело в том, что романтизм как музыкальный стиль (как и любой другой музыкальный стиль) вполне постижим: нужно изучать романтическую эпоху, романтическое мировоззрение, пропустить его через своё понимание, вместить его в себя наряду с другими не менее интересными стилями и только тогда исполнителю станет ясен гигантский масштаб претензий романтизма на мировую всеохватность, а с этим пониманием придёт и достоверность трактовок.
В том-то и состоит величие Рихтера, что он вместил в себя понимание МНОГИХ принципиально отличающихся и даже противоположных по своим установкам музыкальных стилей и свободно пребывал в любом из них, чрезвычайно тонко ощущая, что в рамках данного конкретного стиля допустимо, а что - нет. Осложняет дело вечная претензия романтизма на свою исключительность, душевность, человечность, доступность, как будто всё это невозможно в рамках других стилей. Иначе говоря, с романтизма требуется сорвать некий покров исключительности, что, собственно, и сумел нам блестяще продемонстрировать Рихтер.
В будущем романтизм займёт соответствующее (большое, но ограниченное) место среди других стилей и будет вполне внятен и исполнителям в том числе ))
Но как далеко до этого, как безмерно далеко !
Пока мы все сообща и всё дальше удаляемся от достоверных трактовок романтической музыки.
Послушаем, что будет на конкурсе ))
Интересно.
Романтизм как большой исполнительский стиль умер, но романтические произведения играют все, кому не лень ))
Как играют ?
Сегодня, когда уже ХХ век с его жёсткими музыкальными конструкциями позади, романтическую музыку следует играть со столь же тонким ощущением стиля, как и классику. А что мы слышим ?
Романтиков XIX века играют столь же жёстко, как и музыку ХХ века, а классику XVIII века ... романтизируют )) Ну последнее нам не в новинку: романтические транскрипции классических произведений уже который век в ходу, однако почему же саму-то романтическую музыку сегодня не ощущают исполнители ?
По-видимому изменились ощущения музыкантов - романтическое мировоззрение им вполне чуждо, а должная теоретическая подготовка запаздывает.
Вот парадокс: романтическое искусство, когда-то понятное без слов, говорящее "от сердца к сердцу", сегодня нуждается в разъяснениях ))) А этих разъяснений нет, педагоги бессильны передать ученикам то, что они сами чувствуют, но объяснить не могут. В самом деле, если кто-то вдруг разучится смотреть, есть или дышать, то как же ему объяснить такие очевидные вещи ???
У современных музыкантов чувства романтизма нет, а мудрое понимание (а с ним и "искусство представления") пока ещё не пришло на место интуиции, которая подсказывает совсем не то, что нужно.
Например, Михаил Плетнёв, выученик романтика - сам ведь совсем не романтик, а насколько стилистически достоверно у него звучат пьесы и концерты Чайковского, Рахманинова !!! Вот что такое настоящее знание, которое помогает ему умом постигнуть то, что он уже не в силах почувствовать.
Сегодня, как никогда, музыкантам нужна не интуиция, а учёность, техника, знания, ум (так и хочется продолжить - честь и совесть ))) ).
Святослав Рихтер гениально играл Скрябина, а сам не был романтиком. Как же у него это получалось ??? Дело в том, что романтизм как музыкальный стиль (как и любой другой музыкальный стиль) вполне постижим: нужно изучать романтическую эпоху, романтическое мировоззрение, пропустить его через своё понимание, вместить его в себя наряду с другими не менее интересными стилями и только тогда исполнителю станет ясен гигантский масштаб претензий романтизма на мировую всеохватность, а с этим пониманием придёт и достоверность трактовок.
В том-то и состоит величие Рихтера, что он вместил в себя понимание МНОГИХ принципиально отличающихся и даже противоположных по своим установкам музыкальных стилей и свободно пребывал в любом из них, чрезвычайно тонко ощущая, что в рамках данного конкретного стиля допустимо, а что - нет. Осложняет дело вечная претензия романтизма на свою исключительность, душевность, человечность, доступность, как будто всё это невозможно в рамках других стилей. Иначе говоря, с романтизма требуется сорвать некий покров исключительности, что, собственно, и сумел нам блестяще продемонстрировать Рихтер.
В будущем романтизм займёт соответствующее (большое, но ограниченное) место среди других стилей и будет вполне внятен и исполнителям в том числе ))
Но как далеко до этого, как безмерно далеко !
Пока мы все сообща и всё дальше удаляемся от достоверных трактовок романтической музыки.
Послушаем, что будет на конкурсе ))