M
Masik
Guest
Сегодня в пресс-клубе состоялась встреча с музыкальным критиком Йосефом Тавором (Израиль). Темами дискуссии были заявлены:
- конкурс им. А.Г, Рубинштейна
- конкурс им. П.И. Чайковского
- интересные истории. скандалы, мифы
Начну с того, что скажу своё личное мнение, что (вообще-то не в моих правилах). Удивительный вечер и замечательное общение, очень интересный человек, повидавший многое, знакомый с таким количеством значимых и знаменитых людей, что представить трудно. Было необыкновенно интересно и очень информативно. Постараюсь и Вам рассказать то, что было сегодня услышано журналистами, которые смогли приехать в пресс- клуб сегодня.
Беседу г- н Тавор начал с рассказа о конкурсе А.Г. Рубинштейна в Израиле. Конкурс на 16 лет моложе конкурса им. П.И. Чайковского, однако в 2008 году будет 12 по счету. Его создателем фактически стал Яков Быстрицкий. Он был советником многих конкурсов, включая и конкурс Рихтера, а также деятель международной ассоции конкурсов.
Надо отметить, что сам Артур Рубинштейн ненавидел конкурсы, по словам г- на Тавора, однако входил в состав одного из них- конкурса Шопена. Там же Артур Рубинштейн и встретился с Яковом Быстрицким, который начал активно уговаривать его возглавить конкурс и дать ему имя Артура Рубинштейна. Г- н Быстрицкий обещал, что конкурс будет предельно прозрачным и честным ( напоминает то, что слышно и на этом конкурсе Чайковского, как сказал Йосеф Тавор). И наконец Артур Рубинштейн согласился, это было в 72 году. Из- за войны судного Дня конкурс смог пройти лишь в 74 году в первый раз. С тех пор его проводят раз в 3 года.
Сейчас очень много говорят о том, что конкурс им. П.И, Чайковского потерял своё "сияние". Так вот, по словам г- на Тавора, "наши" скандалы просто смешные по сравнению с аналогами на конкурсе Рубинштейна в Израиле, да и многими другими международными соревнованиями. В Израиле неоднократно были демонстрации недовольств публики, передачи на радио, статьи. Но ничего не помогло. После этого было принято решение о том, что ученики членов жюри не должны принимать участие в конкурсе. " Вы думаете это хорошо?"-задал вопросы журналистам Йосеф Табор. - "Как показала практика- не очень". Объясняется это следующим: теперь на конкурсе принимают участие от общего числа конкурсантов лишь 3-4% израильских пианистов, так как лучшие и самые видные педагоги сидят в жюри, а они зачастую и являются учителями тех пианистов,которые могли бы и хотели бы соревноваться.
Проблема всех конкурсов в судействе, основная загвоздка в поиске талантов. Каждый член жюри делает это индивидуально, а соединяя выбор всех получается, что результаты самые высокие у "крепких середнячков". От этого опускается общий уровень конкурсантов.
Для справки ( от г- на Тавора) :
-в мире существует на сегодняшний день 650 международных конкурсов
- из них примерно 300 проходит каждый год
Число это растет постоянно. А еще в мире не один конкурс Рубинштейна или Чайковского. Это связано с тем, что названия не были вовремя запатентованы. В общем- эти цифры приводят к следующей картине: многие конкурсанты с одной и той же программой разъезжают на конкурсах и зарабатывают деньги . То есть, конкурсанты не меняются отчасти. Похожая ситуация и с жюри, так как многие видные профессора и пианисты приглашаются на многие конкурсы.
Решением этой проблемы возможно приглашение в состав жюри не только педагогов, но и исполнителей, музыкантов не той специальности, которая оценивается или не музыкантов, а знаменитых и видных актёров, дирижеров и так далее. В общем-то, в мире появилась такая тенденция, хотя она пока не получила большого развития.
Об участниках конкурса Йосеф Тавор сказал, что видит главную проблему в том, что стало необыкновенно много азиатов, а значит- они "диктуют" правила. Они перехватили инициативу у евреев в музыкальной моде, а так же встали на путь завоевания мирового музыкального Олимпа. И теперь техническая составляющая привела к тому, что для того, чтобы победить надо играть в рамках дозволенности, а не в рамках желаемого. Это так же служит причиной тому, что нет таких ярких музыкантов, как были во времена первых конкурсов им. П.И. Чайковского. "Сегодня таких не делают. Сейчас так не играют. Я не сижу с открытым ртом"- говорит Йосеф в беседе журналистам.
В Израиле же в последние годы с проблемой азиатского "засилия" отчасти удалось побороться, так как там ( в большинстве случаев) побеждают представители русской фортепианной школы, которую очень любят и ценят. Технические стандарты, приносимые азиатами, очень высоки, но не меняются на протяжении 20 лет. Нет изменений, нет интерпретаций.
Ещё одной важной проблемой, как говорит г- н Тавор, стал уход " в никуда" лауреатов. Так же на это повлияли компании CD, что служит отмиранием конкурсной системы в целом. Звукозаписывающие и продающие диски компании "выбрасывают" на рынки музыкантов, и за ними начинают гоняться. А конкурсы не всегда дают большое будущее, так как зачастую не обеспечивают лауреатов большим количеством концертов. То есть по окончанию состязания все получают мизер, чаще всего это деньги, и может быть, по размышлениям г- на Тавора, было бы лучше часть этих премий выделить на то, что бы оплатить залы, арендовать оркестры и дать возможность лауреату играть, а так же проспонсировать фестивали, где так же могли бы играть победители.
Йосеф Тавор призвал российских журналистов и публику не судить конкурс Чайковского так строго, так как по его мнению он все же по многим параметрам остается одним из лучших в мире на данный момент. И нуждается в поддержке, в том, чтобы о нем много говорили. И не в негативном ключе. Можно спорить о том: этот или тот достоин входить в финал, они, по словам г-на Тавора, достойны все, кто сейчас участвует в 3 туре, не всегда то, что кажется очевидным талантом публике со стороны, является таковым. А порой у очень достойных исполнителей бывают досадные потери. "Честь и хвала жюри за то, что они прощают им этот мизер, который вызван сценическим волнением"- говорит Йосеф журналистам. Шеринг как-то сказал: " Я человек, а не машина". Всем свойственно ошибаться, волноваться. НО это сейчас. А завтра может быть иначе. Йосеф Тавор: "Не будем столь жестокими по отношению к исполнителям, тем более что конкурсные выступления не концерты. И возможно не все звезды прошлого, кем мы восхищаемся сегодня, могли бы пройти даже 2 тур таких трудных сегодняшних конкурсов".
- конкурс им. А.Г, Рубинштейна
- конкурс им. П.И. Чайковского
- интересные истории. скандалы, мифы
Начну с того, что скажу своё личное мнение, что (вообще-то не в моих правилах). Удивительный вечер и замечательное общение, очень интересный человек, повидавший многое, знакомый с таким количеством значимых и знаменитых людей, что представить трудно. Было необыкновенно интересно и очень информативно. Постараюсь и Вам рассказать то, что было сегодня услышано журналистами, которые смогли приехать в пресс- клуб сегодня.
Беседу г- н Тавор начал с рассказа о конкурсе А.Г. Рубинштейна в Израиле. Конкурс на 16 лет моложе конкурса им. П.И. Чайковского, однако в 2008 году будет 12 по счету. Его создателем фактически стал Яков Быстрицкий. Он был советником многих конкурсов, включая и конкурс Рихтера, а также деятель международной ассоции конкурсов.
Надо отметить, что сам Артур Рубинштейн ненавидел конкурсы, по словам г- на Тавора, однако входил в состав одного из них- конкурса Шопена. Там же Артур Рубинштейн и встретился с Яковом Быстрицким, который начал активно уговаривать его возглавить конкурс и дать ему имя Артура Рубинштейна. Г- н Быстрицкий обещал, что конкурс будет предельно прозрачным и честным ( напоминает то, что слышно и на этом конкурсе Чайковского, как сказал Йосеф Тавор). И наконец Артур Рубинштейн согласился, это было в 72 году. Из- за войны судного Дня конкурс смог пройти лишь в 74 году в первый раз. С тех пор его проводят раз в 3 года.
Сейчас очень много говорят о том, что конкурс им. П.И, Чайковского потерял своё "сияние". Так вот, по словам г- на Тавора, "наши" скандалы просто смешные по сравнению с аналогами на конкурсе Рубинштейна в Израиле, да и многими другими международными соревнованиями. В Израиле неоднократно были демонстрации недовольств публики, передачи на радио, статьи. Но ничего не помогло. После этого было принято решение о том, что ученики членов жюри не должны принимать участие в конкурсе. " Вы думаете это хорошо?"-задал вопросы журналистам Йосеф Табор. - "Как показала практика- не очень". Объясняется это следующим: теперь на конкурсе принимают участие от общего числа конкурсантов лишь 3-4% израильских пианистов, так как лучшие и самые видные педагоги сидят в жюри, а они зачастую и являются учителями тех пианистов,которые могли бы и хотели бы соревноваться.
Проблема всех конкурсов в судействе, основная загвоздка в поиске талантов. Каждый член жюри делает это индивидуально, а соединяя выбор всех получается, что результаты самые высокие у "крепких середнячков". От этого опускается общий уровень конкурсантов.
Для справки ( от г- на Тавора) :
-в мире существует на сегодняшний день 650 международных конкурсов
- из них примерно 300 проходит каждый год
Число это растет постоянно. А еще в мире не один конкурс Рубинштейна или Чайковского. Это связано с тем, что названия не были вовремя запатентованы. В общем- эти цифры приводят к следующей картине: многие конкурсанты с одной и той же программой разъезжают на конкурсах и зарабатывают деньги . То есть, конкурсанты не меняются отчасти. Похожая ситуация и с жюри, так как многие видные профессора и пианисты приглашаются на многие конкурсы.
Решением этой проблемы возможно приглашение в состав жюри не только педагогов, но и исполнителей, музыкантов не той специальности, которая оценивается или не музыкантов, а знаменитых и видных актёров, дирижеров и так далее. В общем-то, в мире появилась такая тенденция, хотя она пока не получила большого развития.
Об участниках конкурса Йосеф Тавор сказал, что видит главную проблему в том, что стало необыкновенно много азиатов, а значит- они "диктуют" правила. Они перехватили инициативу у евреев в музыкальной моде, а так же встали на путь завоевания мирового музыкального Олимпа. И теперь техническая составляющая привела к тому, что для того, чтобы победить надо играть в рамках дозволенности, а не в рамках желаемого. Это так же служит причиной тому, что нет таких ярких музыкантов, как были во времена первых конкурсов им. П.И. Чайковского. "Сегодня таких не делают. Сейчас так не играют. Я не сижу с открытым ртом"- говорит Йосеф в беседе журналистам.
В Израиле же в последние годы с проблемой азиатского "засилия" отчасти удалось побороться, так как там ( в большинстве случаев) побеждают представители русской фортепианной школы, которую очень любят и ценят. Технические стандарты, приносимые азиатами, очень высоки, но не меняются на протяжении 20 лет. Нет изменений, нет интерпретаций.
Ещё одной важной проблемой, как говорит г- н Тавор, стал уход " в никуда" лауреатов. Так же на это повлияли компании CD, что служит отмиранием конкурсной системы в целом. Звукозаписывающие и продающие диски компании "выбрасывают" на рынки музыкантов, и за ними начинают гоняться. А конкурсы не всегда дают большое будущее, так как зачастую не обеспечивают лауреатов большим количеством концертов. То есть по окончанию состязания все получают мизер, чаще всего это деньги, и может быть, по размышлениям г- на Тавора, было бы лучше часть этих премий выделить на то, что бы оплатить залы, арендовать оркестры и дать возможность лауреату играть, а так же проспонсировать фестивали, где так же могли бы играть победители.
Йосеф Тавор призвал российских журналистов и публику не судить конкурс Чайковского так строго, так как по его мнению он все же по многим параметрам остается одним из лучших в мире на данный момент. И нуждается в поддержке, в том, чтобы о нем много говорили. И не в негативном ключе. Можно спорить о том: этот или тот достоин входить в финал, они, по словам г-на Тавора, достойны все, кто сейчас участвует в 3 туре, не всегда то, что кажется очевидным талантом публике со стороны, является таковым. А порой у очень достойных исполнителей бывают досадные потери. "Честь и хвала жюри за то, что они прощают им этот мизер, который вызван сценическим волнением"- говорит Йосеф журналистам. Шеринг как-то сказал: " Я человек, а не машина". Всем свойственно ошибаться, волноваться. НО это сейчас. А завтра может быть иначе. Йосеф Тавор: "Не будем столь жестокими по отношению к исполнителям, тем более что конкурсные выступления не концерты. И возможно не все звезды прошлого, кем мы восхищаемся сегодня, могли бы пройти даже 2 тур таких трудных сегодняшних конкурсов".
Последнее редактирование: