Александр Канторов.
Как-то сейчас уже не хочется глумиться над теми, кто, стало быть, утверждал, что он,в отличие от Дебарга с его благородными философскими устремлениями итд. Они наказали себя сами.
Рапсодия. Ну, что тут скажешь? Такой я её точно не слышал никогда. Настоящей. Что вспоминается - так это как в юности, еще вообще не слышав её, я стал ковыряться в нотах и постепенно извлекать оттуда этот зачарованный мир, упиваясь сладостью такого открытия как каким-то божественным нектаром. Потом это всё ушло, я уже сто лет не касался её, а то, что приходилось слышать, только делало толще стену между мной и тем первоначальным ощущением.
И вот оно - вновь! Полное погружение в этот мир! НЕВОЗМОЖНАЯ подлинность! Что сразу бросается в глаза - это именно ЧИСТОТА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Говорится что-то совершенно определенное, без всяких экивоков и тем способом, которым оно только и могло быть сказано.
И второе - ЧИСТОТА ЗВУЧАНИЯ. Оно тоже каким-то непонятным образом абсолютно цельное и кажется, что в нём нет ни малейшей трещинки.
А вывод в том, что исполнитель просто ВИДИТ РОВНО ТО, что видел сам Брамс. И видит образ без отрыва от звучания. Как этого можно достичь - я судить не берусь.
Про сонату я тоже не могу судить. Потому что сейчас я просто не знаю о ней ничего, кроме того, что мне рассказал сам Алекс. Он просто заново открыл её для меня. Вот всё то, что мы воспринимали как длинноты и завихрения незрелого стиля - вот это всё вдруг предстаёт как что-то не только интересное, но и по-настоящему глубокое. Неужели и вправду мы тут открываем какой-то первозданный брамсовский стиль, понимание которого и во всём остальном на поможет увидеть новое?... Не знаю, возможно, это иллюзия, но это потрясающая иллюзия.
Про Стравинского тоже мне трудно что-то утверждать. Я эту транскрипцию практически не знаю.... могу только засвидетельствовать, что я видел, как из вихря звуков прямо над роялем вырастали подсвеченные голубоватым сиянием фантастические образы.
Как хотите, друзья, но для меня это сейчас уже глубже и интересней , чем Дебарг.
Тарасевич. Рахманинов мне, можно сказать, даже понравился. Было довольно мило. Даже в четвертом моменте не было почти выплесков за пределы живой зоны, в которых звуки ещё не каменеют. В шестом уже были, но в терпимом масштабе.
Вот, собственно, действительно обидно за Прокофьева. Эти люди думают, что в нём им позволяется бомбить этими мертвыми, окаменевшими звуками. И они терзают музыку и слух аудитории. В то время как на самом деле, конечно, ключ к этой музыке - в живом свободном дыхании. Звуки должны взлетать, захватываться вихрем, как искры огромного костра, или же осенние листья. Не этот мучительный угнетающий грохот, а свободный полёт в чистом эфире. Уж не знаю, что нужно, что им это объяснить.
Ну, думаю, Тарасевич уже заранее знал, что дальше не пойдёт, особо не напрягался. Пожелаем ему дальнейших успехов.
Мао. Это провал, подумал Штирлиц. Причём совершенно предсказуемый. Педагоги, надоумившие его играть Скрябина и Шопена, просто глупы, и есть основания полагать, что они юношу уже сильно подпортили. Как вообще можно было дойти до такой идеи, с чего? Это таки похуже, чем заставить Сашу Малофеева играть Апассионату.
Скрябин был анимэшный (да и Шопен, в общем-то, тоже). Темп сразу завышенный, более чем неуместный пульсирующий ритм. Не то что, там, демонизма, - вообще скрябинского кайфа, простите, томления и упоения, не было вообще - просто этюд какой-то.
Про Шопена сказать особо нечего. Его не было. Были торопливо сыгранные ноты, без всякого понятия о том, зачем эта музыка и для чего. "Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят". Вот та устремлённость, которая была так уместна в ля-минорном Бахе вначале, - это, оказывается, единственное, что у него есть. И, судя по тому, что он на этом пытается проскочить САМОЕ высокое, другого уже не будет.
Впрочем, надо сказать, что само звучание отнюдь не было травмирующим. Наоборот, даже довольно сладеньким.
Ну, Прокофьев в данном случае был более-менее нормальным. Хотя и тут он проскакивал мимо многих важных вещей, на которых не мешало бы задержаться.
Что ж, наверное, для двадцати лет всё это простительно в том смысле, что сечь надо педагогов. Вернее, как там.... "и тут же взрослого болвана поставить в палки приказал". Вообще-то, надежда еще есть, паренек таки одаренный, но она вряд ли оправдывает прохождение. С этой точки зрения лучше было бы ему не пройти.
Броберга, увы, не слышал. Я просто забыл, что будет четвертый дневной участник, и поехал домой. Вообще-то я уже начал отключаться, и, если б не поспал полчаса, вечером не смог бы что-то слушать (вчера, впрочем, Мельников меня очень хорошо разбудил). Другое дело, что лучше было бы послушать его, а на Сару не приходить.... но там было бы меньше времени. Могу сказать следующее: если он играл так же, как в первом туре - а это наверняка было так, - то его прохождение в целом оправданно. С другой стороны.... нет ощущения, что я пропустил что-то важное. Всё-таки откровений в том репертуаре, что заявлен, я от него не жду. На досуге послушаем в записи. Дальше посмотрим, надо попасть на третий тур уже мне.
Данешпур.... ну, всё-таки надо сказать, что у неё есть прогресс по сравнению с предыдущими явлениями нашему народу. Раньше в основном кости гремели, а теперь мясо и сало наросло.
Про Булеза ничего не скажу. Шопен был сыгран "правильно". Только вот мне кажется, что в случае большинства других современных "интерпретаций", более экзотических, Шопен бы просто засмеялся, как пушкинский Моцарт, а вот тут бы ему стало по-настоящему нехорошо.
Основой исполнения Баха был опять НАПОР. Откровений ноль.
Про Прокофьева выше сказано, это сюда больше подходит. Когда она, наконец, закончила (а казалось, что конца не будет), я был ей за это искренне благодарен и немного похлопал.
Генюшене порадовала по-настоящему. Жаль, что не услышим её. Не знаю, может быть соната по контрасту с Сарой показалось просто великолепной, особенно к концу, но было очень приятно слушать. Было абсолютно всё, что тут нужно. Шуман тоже звучал приятно, хотя тут, пожалуй, могли бы быть пожелания и по звуку, и по ощущению развития иногда. На её концерт я бы сходил.
Кореец Ким. Мне честно говоря, стыдно. Юрий Михайлович, вас... пардон.... Я до последнего не мог понять.... даже похлопал ему в конце, и только после того, как меня слегка надрали за уши, понял то, что на самом деле можно было увидеть еще в первом туре, ибо такое уже было: он шарманщик. Две вещи могу сказать в своё оправдание. Во-первых, Моцарт. Ну, он был таким, как надо, там ничего просто нельзя было заметить. У меня в последние годы стало возникать даже какое-то отторжение в отношении Моцарта. Я не мог его играть, и слышать тоже не хотел даже то, что когда-то было абсолютным... В общем, кореец на какой-то миг мне вдруг вернул это чувство Моцарта, и я ему был за это благодарен.
Ну и, во-вторых, моя теория насчёт того, что одухотворённое и живое звучание возможно только при интуитивном постижении идеи музыки. Теория рабочая и объясняет почти всё, но... я не учёл, до каких высот может подняться азиатская культура имитации. Как они могут упаковать полную пустоту. Между тем - что-то подобное уже было пару раз. А догадаться можно было как раз по тому звучанию насыщенной фактуры в этюдах, которое я упомянул в отзыве про первый тур. Пожалуй, это критерий подделки. Будем теперь знать.