Обзор вчерашнего дня у Иоханнеса - самый блестящий из всех его обзоров, которые я читала, но (вспомним рассказ Тарковского) после научного доклада по астрономии нужно, чтобы кто-то выбежал на сцену и "показал, как марсианские обезьяны ищут блох". Сейчас
Послушала Гаджиева - реабилитировала китайца. Нет, никому не приятно чувствовать себя Анной Карениной, на которую мчится паровоз (китаец), но он все-таки более безопасен для психического здоровья. Хотела ограничиться такой констатацией, однако потом вышел Мельников и приобрел смысл разговор о форме и содержании. Напоминаю, что, не будучи музыкантом, я все же филолог и хлебом нас не корми - дай поговорить о форме и содержании произведений искусства. Любого, которое попадется )))
Ведь в чем колоссальная разница между Гаджиевым и Мельниковым с точки зрения формы? Музыка - искусство темпоральное, а значит в большой степени "принудительное". То есть если картину ты волен начать рассматривать в сущности с любой ее части и продолжать - по любой траектории (даже вопреки замыслу автора), а книгу - читать с любого места, то музыкант предъявляет нам произведение в определенной последовательности: в каждый момент времени у тебя "в ухе" находится определенный звук - механическое колебание в газообразной среде, обладающее некой частотой и амплитудой. И если это музыка, а не неперекодируемый внутренний рык, то каждый из этих звуков является продолжением каких-то предыдущих и несет в себе начало, зародыш последующих. Так задумано композитором. И мне как слушателю это должно быть в каждый момент времени понятно: мы должны ощущать в какой закономерной точке звукового потока мы находимся и куда двигаемся - идейно, эмоционально, концептуально. Иначе все распадается - ко мне "поступает" не произведение, а простая последовательность звуков. Вот это Гаджиев. А в каждой точке - развитие уже услышанного и зародыш будущего - это Мельников. И, извините, Копачевский, да.
С точки зрения содержания. Тут много поминали "Войну престолов". А мне вчера вспомнилась классика жанра - "Властелин колец", причем в кинематографическом исполнении. Если мир есть непрекращающаяся борьба (не между добром и злом, упаси Боже) между порядком и хаосом, а музыка - один (если не самый!) из мощных способов осмыслить и выразить это противостояние, то имеются три варианта:
бесконечный хаос - очень вредно для психического здоровья,
полный порядок - это вообще... и
ситуация выбора/колебания между ними. Вот Гаджиев - первое. В его исполнении любой композитор - адепт Хаоса: Лист - прямо-таки его первосвященник, Скрябин - туда же и без шансов на просветление, Прокофьев - Аааааа,
Агнец снял первую из семи печатей!!!! Никаких шансов не оставлено человечеству и мне лично. Вот только так. И никак иначе. А у Мельникова в любом композиторе - вечная проблема (никак не дилемма!) света и тьмы, порядка и хаоса, динамическое неравновесие с верой в победу света. Прямо-таки виконт Бельгии Илья Пригожин )) Весьма просветляет.
Короче, когда они играют один за другим, это страшно напоминает финальную битву у ворот Мордора из третьей серии "Властелина колец". Гаджиев: Фродо надевает кольцо, у Арагорна выпадает меч, Леголас не успевает, все обессилели, Гэндальф теряет надежду... Мельников: Горлум летит в огонь, черная башня рушится, Арагорн дотягивается до меча, Леголас успевает, Гэндальф просветляется, наши побеждают... Очень советую пересмотреть. Идеальное эмоциональное сходство.
О Копачевском скажу только то, что он было последовал моему совету ))) изображать больше каторжного усердия на пути к победе и повесить на руки утяжелители, но хватило этого только на "Карнавал". Дальше опять он опять благополучно забыл, что у нас тут конкурс, а не комар чихнул и надо пыхтеть и "применять к людям прекрасное" и просто выдал, как у него принято, качественное исполнение прекрасной музыки. Лориен. Эльфы (даже когда гномы ))) Мы насладились. Ну зачем ему этот конкурс?