Публикация о конкурсе 14 конкурс им. Чайковского. Виолончель | Илья Овчинников, 28 июня

  • Автор темы Мария Холкина
  • Дата начала
М

Мария Холкина

Guest
Во вторник вечером III тур виолончельного соревнования стартовал для одного из финалистов и закончился еще для двоих. Программу открыл Умберто Клеричи с Вариациями на тему рококо Чайковского, следом выступил Норберт Ангер, представивший Первый концерт Шостаковича, а после антракта на сцену вышел Нарек Ахназарян, предложивший свою трактовку Вариаций Чайковского.

Каким бы ни было решение жюри, участие Ангера и Ахназаряна в нынешнем состязании подошло к концу, а путь, пройденный ими от I тура до финала, – уже часть истории конкурса. Каждый наблюдавший за его ходом наверняка перечислит имена, которых ему не хватает на III туре, однако именно Ангера и Ахназаряна заранее можно было назвать среди наиболее вероятных финалистов. Их конкурсный путь выглядел последовательным и ровным: яркие, порою спорные, выступления в I туре, закрепление успеха в первом этапе тура II. Следом – одни из лучших интерпретаций Первого концерта Гайдна и заслуженный выход в финал.

Для обоих конкурсантов, вероятно, второе выступление в III туре сложилось удачнее первого. В Концерте Дворжака, исполнявшемся днем раньше, Ахназаряну не хватало властности, тогда как в лирических страницах сочинения он был неподражаем. Зато присущие его игре изящество и легкость оказались как нельзя более кстати в Вариациях Чайковского. И если в Концерте Дворжака звуку его виолончели не хватало полета, теперь он летел со сцены в зал уверенно и естественно, а с ним незаметно пролетело и время. В свою очередь, Ангер был куда более убедителен в Первом концерте Шостаковича, нежели в Вариациях Чайковского. Пусть в их интерпретации ему не хватало мощи, зато Шостаковича он представил с абсолютным пониманием материала. В этой музыке Ангер чувствовал себя как дома, и если вначале, казалось, оркестр был занят самим собой, не слишком следя за солистом, в финале сочинения солисту и оркестрантам удалось настроиться на одну и ту же волну.

Конкурс продолжается для Умберто Клеричи, открывшего вчерашний вечер Вариациями Чайковского. Среди четырех прозвучавших до сих пор исполнений сочинения это одно из самых удачных, наряду с прочтением Ивана Каризны. Если Каризна убеждал в первую очередь полнокровным звуком и обаянием юности, то Клеричи – взвешенностью интерпретации и уверенностью мастерства, впрочем, слегка отказавшего конкурсанту в последние минуты. Сегодня прослушивание завершится Концертом Шумана в его исполнении, Вариации Чайковского сыграет Эдгар Моро, а Иван Каризна представит Концерт Элгара. Жаль, что лишь это сочинение, наряду с Концертом Шостаковича, представляет в финале музыку ХХ века. То ли дело финал конкурса скрипачей, где публика услышала концерты Прокофьев, Берга, Шостаковича, Бартока. В голову вновь приходят слова Ивана Монигетти, сказанные четыре года назад в дни XIII конкурса имени Чайковского: "Исполнительское искусство напрямую связано с композиторским творчеством: в любую эпоху исполнительство двигала вперед новая музыка, а сейчас тиражируются, пусть и очень хорошие, исполнения того, что уже много раз открыто. Если вспомнить первый конкурс Чайковского, на котором появилась виолончель, за три года до него был написан Первый концерт Шостаковича, а за десять – Симфония-концерт Прокофьева: сочинения, перевернувшие представления о возможностях виолончели. Это было время невероятных открытий; появились Второй концерт Шостаковича, концерт Лютославского, концерт Бориса Чайковского. Происходило революционное преобразование виолончельного мира, вызывавшее к жизни адекватных исполнителей – в первую очередь Ростроповича, ставшего двигателем этого процесса... А новый репертуар, который двигал бы исполнительство дальше, не появился. Не то чтобы это тормозило развитие нашего искусства, но новых импульсов это не дает".

Читать в оригинале
 
Сверху