Публикация о конкурсе 14 конкурс им. Чайковского. Сольное пение | Владимир Дудин, 26 июня

  • Автор темы Мария Холкина
  • Дата начала
М

Мария Холкина

Guest
У вокалистов на конкурсе Чайковского начался самый ответственный второй тур – полуфинал. Назвать тех, кого пропустили во второй тур, «счастливчиками», и можно, и нельзя одновременно. Если во первом туре три произведения, то во втором их пять! Тянет на небольшое отделение сольного концерта. В отличие от остальных трех специальностей, для которых три композитора написали пьесы, вошедшие в обязательную конкурсную программу второго тура (Кшиштоф Пендерецкий для виолончели, Джон Корильяно для скрипки и Родион Щедрин для рояля), для вокалистов никто из ныне живущих композиторов ничего не написал по заказу конкурса. И об этом можно пожалеть, потому что было бы, конечно, интересно услышать премьеру, самостоятельно подготовленную будущими звездами больших и малых театров.

Второй тур, рассчитанный не только на то, чтобы жюри внимательней изучило претендентов на высокие премии, но и на выносливость молодых исполнителей. Несколько тех, кому повезло оказаться во втором туре, уже показали, что на длительное выступление им пока, что называется, не хватает духу. Лирическое сопрано Ангелина Никитченко довольно однообразно спела программу, без переключений в разные образно-интонационные регистры. Во всем было мало азарта и воли, желания увлечь слушателя, а вдобавок не всегда хватало дыхания. Верхний регистр вдруг начинал звучать очень насыщенно, а иногда тускло. Намного убедительнее показал себя бас Алхас Ферзба, вероятно, почувствовав больше уверенности после попадания во второй тур. Но хотелось бы большей округлости и полетности звука. Певец едва не выдохся после комических скороговорок Крестьянина из «Умницы» Карла Орфа. На абхазской народной песне «О ранении» он немного передохнул, собрав силы на для «Застольной песни Дон Кихота» Равеля. Показалось, что тип голоса этого певца ближе к бас-баритону. Его супруга, Екатерина Ферзба обаяла всех финальной «Белорусской полькой», хотя вызвала восторги и арией с колокольчиками из «Лакме» Делиба, где сумела взять, хоть и не без видимых усилий верхнюю «ми» третьей октавы. Артистизма и глубины ей было не занимать, но некоторым звукам в разных участках диапазона как будто не хватало дыхания, отчего они быстро гасли. У единственного меццо-сопрано Оксаны Давыденко были удачные моменты в рондо Анджелины из «Золушки» Россини, когда ее ртутное колоратурное меццо попадало в особо звучные зоны. Но вместе с тем слышалось очень много невызвученных и смазанных нот, что говорило о невыровненности диапазона. Досадные текстовые ошибки в «Вокализе» Рахманинова, за который отважно взялась Елена Терентьева, резко уменьшили ее шансы на победу, хотя каватину Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки она исполнила очень славно.

Невероятно вдохновенным было выступление единственного тенора Алексея Татаринцева. Ясный, чистый, ровный звук благородного тона позволял певцу так же ясно создавать музыку, находить для каждого из пяти произведений свое верное стилевое решение. Был соблазн сравнить его лирический тенор с тембром Лемешева. В то же время этот голос идеально вписывается в современный европейский оперный контекст: такие мягкие тенора сегодня в большой цене в Европе в операх Беллини, Доницетти, Россини Моцарта. Ярко выступил и Николай Демидчик, развернувшись во всю мощь, дав понять, что ему по плечу полномасштабный оперный формат. Вибрато его драматического баритона напоминало итальянских мастеров середины ХХ века. Бас Михаил Коробейников малоубедительно выглядел в «Двойнике» Шуберта: на пиано его голос, привыкший к силовой манере пения, начинал попросту плыть и обесцвечиваться. Зато реванш он взял в арии Петра, не в последнюю очередь, благодаря своему росту, близкому к параметрам первого российского императора.

Но особого разговора заслуживают монгольский баритон Энхтайван Чимэд и петербургская колоратура Ольга Пудова. Казалось бы, ни перед кем не было никаких органичений, но именно они позволили себе отказаться от стереотипов, показав высший класс своего вокально-сценического мастерства. Энхтайван сокрушительно исполнил Кредо Яго из «Отелло» Верди, заставив вообразить, каким могла бы быть эта опера с его участием. Щедрым подарком от него жюри и слушателям стала монгольская народная песня «Гайхмаараа» (надо будет узнать, о чем в ней пелось, но явно о чем-то очень веселом), которую он виртуозно, с необычайным драйвом исполнил…а капелла, после чего зал взорвался аплодисментами. Именно в отклонении от общепринятых норм познаются победители. Ольга Пудова легко и непринужденно произвела фурор, собрав антологию произведений для колоратурного сопрано со всеми вытекающими последствиями – виртуозными фиоритурами, обворожительной мелизматикой, заоблачным регистром. Она вновь дала понять, что такое подготовка к конкурсному выступлению, где продумана каждая мелочь. На арии Кунигунды из «Кандида» Бернстайна Ольга и вовсе устроила настоящую музыкальную феерию одного актера.

Читать в оригинале
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху